Будни цифрового государства

Ковид сертификат

Удивительную картину граждане страны наблюдают сегодня с утра на вокзалах и автостанциях. Разные люди крутят головами, глядя в свои смартфоны. Некоторые при этом матерятся. Это не флешмоб, а… праздничный сбой программы “Дия”, куда закачаны электронные сертификаты о вакцинации, без которых с 21 октября пассажиров не пускают в межобластной транспорт (автобусы, поезда, самолеты). Невакцинированным нужен негативный ПЦР-тест.

В нашем Минцифры работают удивительно креативные ребята. Для получения электронного сертификата о вакцинации, как и для активации программы “Дия” для тех, у кого нет электронной подписи в банке, нужно крутить головой. Есть целая видео-инструкция, как это правильно делать.

В инструкции все получается быстро. На практике вы можете проводить этот ритуал часами, но система вас не распознает. Даже если вы не делали пластических операций, не отпускали бороду или что-то в таком роде. Почему? Загадка. Возможно, у каждого свой хронометраж жертвоприношения богине цифрового государства “Дие”.

Я удивляюсь, почему не ввели дополнительные опции. Ну, там, приседания или подпрыгивания. Или исполнение повстанческих песен. Можно и на выбор. Для людей старшего поколения сделать “ку” из кинофильма “Кин-дза-дза”, а для молодежи – Tik-Tok.

Но, как говорил Леонид Макарович Кравчук, который, как мы теперь все знаем благодаря Арестовичу, проходит реабилитацию в Германии, “маємо те, що маємо”. Что именно мы “маємо”, на личном опыте описал журналист Ярослав Павловский на своей странице в Facebook. Цитирую в оригинале:

“Реальний кейс про “Дію”, ковід-сертифікати та посадку на “Інтерсіті”.

На вимогу провідника ПЕРЕД посадкою надати ковід сертифікат, впевнено дістаю смартфон і намагаюсь відкрити “Дію”.

Але саме у цей час “Дія” вирішила оновити ідентифікацію. При чому ідентифікація ані через Монобанк, ані через “Приват” доступу до “Дії” не дала. Доводилось проходити додаткову ідентифікацію через банк ід.

Ок. “Дія” загрузилась наново і … почала підтягувати документи. Отето всьо з маханням головою перед дверима, що от-от мають закритися. (Минулого разу я ковід-сертифікат підтягував 3 тижні).

Спрацювало і воно почало шукати наново сертифікати.

Ну добре я встиг в останній момент. А якби ні?

П.с. Повністю підтримую обмеження без вакцинації. Але бісить глюки “Дії”.

Тут же посыпались комментарии. “В мене була схожа ситуація з пред’явленням водійських прав під Одесою, де інтернет не тягнув. Повністю на “Дія” покладатись не можна. З іншої сторони, якби її не було, іди до лікаря за сертифікатом, простій в черзі”.

“Когда ехали в Хорватию, делала распечатки сертификатов. А то очень эта “Дия” стремная:)).

“У мене сертифікат двічі зникав з додатка і двічі я його по цій самій процедурі з маханням головую повертала. Я майже молилася, щоб він не пропав нікуди в момент проходження бордер контролю між двома перельотами ))”.

Но Павловскому повезло, что его сертификат вообще подтянулся в “Дию”. Более того, что его данные о вакцинах не утеряны. А представьте себе такую историю. Моя подруга привезла на вакцинацию из села свою маму. У мамы где-то есть доктор (семейный врач), с которым она заключила декларацию. Понятно, что врач не в селе и к нему еще можно добраться. Ну и в центр вакцинации тоже.

В общем, она решила везти маму с паспортом в Киев и отправляться в центр вакцинации, которых у нас сделали несколько: есть в супермаркетах и ТРЦ (в «Блокбастере», в “Эпицентре”) есть в Выставочном зале и т.д. Вакцинируют всех желающих.

Приходит мама, делает первую прививку, ее данные вносят в компьютер. Она говорит: “Дайте справку, что у меня первая вакцинация”. Ей отвечают, что  “мы никаких справок не даем, даст ваш семейный врач, вот вам памятка, когда приходить на вторую прививку. Если что – показываете ее”.

Памятка – это просто бумажка, набранная на компьютере и распечатанная на принтере, где от руки шариковой ручкой написана дата, когда нужно прийти на вторую вакцинацию и фамилия пациента. В общем, филькина грамота.

И вот вопрос. Если Кабмин принимает постановления о том, что в межобластной транспорт допускают людей с первой прививкой, а то же самое касается нормальной жизни в «оранжевых» зонах (на работу, в транспорт, в рестораны – только с первым уколом), то  почему вы не утвердите документ, подтверждающий, что человек эту вакцинацию получил?

Тем более что данные вносятся в систему HELSI? Чего стоит выдать нормативный документ, по которому тут же дается выписка из HELSI? Но супермозг цифровой державы до такого приземленного бюрократического решения не дошел.

Но это еще половина истории. Потому что, когда маму привезли из села на вторую вакцинацию, по всему Киеву или вообще по всей Украине на несколько часов зависла эта самая программа HELSI. Она не обновилась с иезуитским изяществом, как “Дия” в момент начала действия запрета на межобластные перевозки невакцинированных пассажиров, а просто тупо зависла. В итоге укол бабушке сделали, а внести информацию в базу не смогли.

Это выяснилось через несколько дней, когда бабуля отправилась из своего села к семейному врачу. Для общего понимания: ей нужно пройти 4 км пешком до ближайшего автобуса, ждать его час или два, потом столько же ехать. Да еще в очереди посидеть. И все это пожилая женщина проделала для того, чтобы услышать от семейного врача, что никаких сведений о ее второй прививке от ковида в базе HELSI нет. Там ничего не сохранилось, потому что база висела.

На вопрос “что мне делать?” бабуля получила обтекаемый ответ: идти туда, где вам делали прививку, и разбираться. Пусть внесут заново, а то я ничего тут сделать не могу. Разбираться пошла дочка нашей героини, моя знакомая. Приходит в центр вакцинации, а там очередь человек тридцать. Все по записи. Всем нужно срочно. Все отпросились с работы. Пропустить ее и что-то выяснять у врача не хотят.

Каким-то образом она все-таки поймала врача, когда та выходила из кабинета, и попыталась на ходу обрисовать ей ситуацию. После длительных препирательств на тему “Пусть приходит мама” она все-таки уговорила их перепроверить. Оказалось, что листок с добровольным согласием сохранился (бумажная картотека – классика жанра), а в компьютере отсутствует. Начали вводить заново – система упирается, не пропускает, пишет, что такие данные уже есть. В общем, пришлось пройти несколько кругов ада.

И опять же вопрос: почему сразу после прививки бабушке не выдали справку, что она прошла вторую вакцинацию? Это что, так сложно напечатать несколько миллионов бланков?

Я, конечно, понимаю, что в нашей великой цифровой державе система оцифровки периодически не работает. У нас в стране вообще много чего не работает как надо. Но эта система не работает именно в тот момент, когда она крайне необходима. В итоге народ стоит в очереди на поезд и дружно мотает головами. Жду, когда сюжет об этом сделает “Квартал 95”.

P.S. Пока решали вопрос с внесением данных мамы моей подруги в HELSI, их семейный врач взяла да и уволилась. Нашла работу получше. Не выдержала идиотизма. Заключить договор с новым врачом пока не получается. В сельской  местности пациентов много, а врачей мало, у всех исчерпан лимит. Поэтому вытащить данные из базы и распечатать пока некому. Бабушка без справки. А поставить “Дию” на смартфон невозможно, потому что у нее нет ни ID-ключа в банке, ни биометрического паспорта. Ничего такого, что, по мнению создателей цифрового божества, должно быть у каждого рядового украинца. Даже у пенсионера, которому государство щедро платит три с лишним тысячи гривен.

P.Р.S. Один исторический деятель (имя не следует упоминать в связи с декоммунизацией, но мы можем легко догадаться, кто это) написал в своей работе памяти Герцена о декабристах: “Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа”. Написано это было еще в 1912 году. Но согласитесь, как идеально подходит под характеристику наших цифровых реформаторов.

Источник: Версии
54321
(Всего 54, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам