День варранта

Сегодня знаменательный день – 31 мая Украина впервые совершит платеж по так называемым «ВВП-варрантам»: ценным бумагам, выпущенным в ходе реструктуризации долга в 2015 году. Наш тогдашний министр финансов, гражданка США Наталья Яресько подписала с частными кредиторами договор, по которому до 2040 года при росте ВВП выше 3% мы платим 15%, а свыше 4% – на 40% от суммы превышения. Хорошая новость – пока выплаты совсем небольшие. Плохая – скоро они могут резко вырасти из-за статистической «игры» с цифрами.

У Минфина в последнее время обнаружились проблемы с математикой. В декабре прошлого года он заявлял, что выплаты по госдолгу Украины составят $16 млрд. Из них большую часть суммы составят выплаты по внутреннему долгу – $8,2 млрд., $3,4 млрд. – по внешнему, $2,7 млрд. будут направлены на проценты по внутреннему долгу и $1,8 млрд. грн. по внешнему.

При этом отмечалось, что 2021 год – пиковый, и в последующие годы выплаты по госдолгу снизятся до $8,6 млрд. грн. в 2022 году, $8,9 млрд. в 2023 году. В 2024 году погашение госдолга составит только $10,1 млрд., а в 2025 году – $8,1 млрд. Это если мы не будем множить свои долги ускоренными темпами, как делаем сейчас. Потом что уже сейчас правительство хочет дополнительно выпустить еврооблигаций на сумму $2,4 млрд.

Потом тот же Минфин вывесил на своем сайте прогнозный график выплат в 2021 году, и оказалось, что в гривнах он потратит 585,13 млрд. Пиковые объемы платежей приходятся на март, июнь и сентябрь. Ближайший такой платеж в июне составит 76,80 млрд. грн., в сентябре – 101,77 млрд. грн.

Как видно из структуры выплат, 418,80 млрд. грн. из общей суммы пойдут на обслуживание и погашение государственного внутреннего долга, 166,33 млрд. грн. – государственного внешнего долга.

При курсе 29 грн./$, который заложен в бюджет, никак не получается 585,13 млрд. грн. превратить в $16 млрд. Как ни крути, простой математический подсчет дает больше $20 млрд. долговых платежей. Можно, конечно, предположить, что Минфин хитрил и не включал в указанную цифру платежи за обслуживание. 

Точно так же, как он хитрит, и прогнозируя снижение долговой нагрузки, начиная со следующего года: не учитывает в общей сумме “инструменты возобновления стоимости” (по англ. – VRI или на финансовом сленге “ВВП-варранты”).

В свое время министр финансов Оксана Маркарова, которая сейчас является послом Украины в США, сказала в интервью “Экономической правде”, что разговор о выплатах по варрантам преждевременный и в Министерстве финансов не видят оснований закладывать в бюджет дополнительные суммы, поскольку никто не знает, будет у нас прирост экономики или не будет.

Напомню, что (как нам рассказывали) VRI пришлось выпустить в качестве платы за уступчивость кредиторов, причем не вместо, а вместе с реструктуризированными облигациями по схеме: при росте ВВП выше 3% они получают плюс 15%, свыше 4% – 40% от суммы превышения.

Предшественница Маркаровой, на тот момент министр финансов Наталья Яресько таким образом договорилась с частными кредиторами – держателями долговых ценных бумаг украинского правительства – о списании 20% долга.

На самом деле никакого списания не было. Это миф. На номинальную сумму “списанного” около $3,2 млрд. (те самые 20% объема долга) в рамках реструктуризации были выпущены “ВВП-варранты”, которые официально  не являются частью госдолга страны и не учитываются в статистических прогнозах. Что создает дополнительное удобство для Минфина.

Первый платеж, который Украина осуществит сегодня, по сути, копеечный. Он составляет всего $40 млн. 750,65 тыс., о чем указано в сообщении Ирландской фондовой биржи. Соответствующие расчеты осуществлены 30 апреля. Согласно условиям выпуска, выплата осуществляется через два календарных года. 

Другими словами, сегодня мы платим по итогам 2019 года. Это был последний стабильный год перед пандемией, когда валовой внутренний продукт Украины скромно вырос на 3,2% и составил $140 млрд. Объем ВВП тоже важен, поскольку, по условиям реструктуризации, если он меньше $125,4 млрд., то выплат по бумагам не будет.

Но такого просто не может быть, поскольку еще в 2013 году ВВП составлял $178 млрд., а 2014-м в результате “вычета” показателей по Крыму и Донбассу он упал всего лишь до $131 млрд. В 2015-м, когда подписывалось соглашение о реструктуризации долга, был сделан математический фокус – из-за троекратной девальвации гривны в 2015-м ВВП свалился на уровень $83 млрд. Потом гривна более-менее стабилизировалась в рамках 25-28 грн./$, и такой пересчет показателей показал реальный ВВП. Ниже, чем в 2013-м, но все же…

Точно так же не обходится без лукавства с будущими выплатами по “варрантам” Яресько. Нас успокаивали, что с 2021-го по 2025 год платежи ограничены 1% ВВП. Но 2025 год не за горами, а отсутствие каких-либо ограничений по выплатам после 2025 года – это реальная проблема в условиях постковидного восстановления экономики.

Реальный ВВП Украины в 2020 году упал на 4%. Это естественно, с учетом всех карантинно-эпидемических мероприятий, которые мы пережили вместе со всем миром. Поэтому возрадуемся новости, что в 2021 году платить по VRI не придется.

А вот дальше, после стремительного падения, будет так же быстро идти отыгрывание показателей. Кабмин прогнозирует рост ВВП на уровне 4,6%. Не потому, что в экономике все супер, а просто база сравнения низкая. При таком росте Украина должна будет выплатить по “ВВП-варрантам” в 2023 году $600 млн.

Но держатели наших ценных бумаг не собираются ждать, пока мы тут “раскрутимся”. Согласно прогнозам аналитиков Bank of America, ВВП Украины в 2021 году вырастет на 6,5% ВВП, что повлечет за собой выплаты по “ВВП-варрантам” в мае 2023 года на порядок больше. «Мы подтверждаем наш прогноз проседания реального ВВП в Украине на 6,8% в 2020 году и его рост на 6,5% в 2021-м», – отметили аналитики банка.

В правительстве и Нацбанке, конечно, будут упираться и заявлять, будто эти расчеты не соответствуют действительности. Но не надо забывать, что и у МВФ, и у других международных организаций есть возможность выдать свою оценку наших “взлетов и падений”, и волей-неволей придется под нее подстраиваться.

Госстат в этом деле поднаторел. В прежние годы мы умело скрывали экономический рост, показывая его ниже 3%, потом в преддверие выборов 2019 года прежний Кабмин не удержался, и тогдашний премьер Владимир Гройсман в запале политического энтузиазма начал  выдавать на гора более оптимистические цифры. Отсюда и сегодняшние выплаты.

Да, пока они пустяковые. Но как заявил министр финансов Сергей Марченко на парламентском комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики: «Потенциальные выплаты по государственным деривативам до 2040 года при умеренном росте ВВП могут составить более $22 млрд.”. В связи с этим было принято правительственное решение  о частичном выкупе “ВВП-варрантов”, выпущенных в ходе реструктуризации внешнего долга Украины в 2015 году).

Выкупили совсем немного – около 10%, это роли не играет. Разве что компания J.P. Morgan, проделавшая это для нас, немного подзаработала: с ней рассчиталась еврооблигациями на $328,79 млн., которые были погашены 1 сентября 2020 года.

P.S. Как уже сказано выше, Минфин у нас считает долговые обязательство странным образом, цифры у них не всегда совпадают. Но если Марченко не ошибся и за реструктуризацию $3,2 млрд. мы совокупно заплатим до 2040 года более $22 млрд., кредиторы должны поставить Яресько золотой памятник.

Источник: Версии
54321
(Всего 31, Балл 4.94 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам