Хроники антидемпинговых войн

Статистика принесла благую весть: металлургические предприятия Украины в январе-июне 2021 года увеличили поступления от экспорта черных металлов на 57,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с $3,9 млрд. до $6,14 млрд.). Рост был бы еще больше, если бы наши стратегические партнеры США и ЕС не установили жесткие квоты для украинской продукции. А также если бы мы не оказались втянутыми в “арматурные войны” с Россией и странами СНГ.

Согласно уточненной статистике, обнародованной Государственной таможенной службой, за первое полугодие на черные металлы пришлось 20,52% общего объема поступлений от экспорта товаров против 17,01% прошлого года. Только в июне поступления от экспорта черных металлов составили $1,23 млрд.

Рост не может не радовать, потому что в 2020 году поступления от экспорта черных металлов сократились на 12% (в основном из-за коронавируса). Кроме того, Украина в 2020 году сократила экспорт металлоизделий на 13,2% – до $904,53 млн. 

Понятно, что перепады с цифрами – это чисто конъюнктурные моменты. Восстановление мировой экономики после серии локдаунов – глобального и национальных – привело к повышению спроса на металл и росту цен на сырье, в том числе лом черных металлов.

Сейчас вокруг металлолома, стоимость которого выросла за год более чем в два раза – с $265 за тонну в мае 2020 года до $468 в июне 2021 года, идет лоббистский процесс. Металлурги обратились к премьер-министру Денису Шмыгалю с просьбой ввести временный запрет на экспорт металлолома до конца 2023 года. Трейдеры просят не делать этого и обещают рост валютных поступлений.

Металлолом – это классический конфликт интересов, который Украина переживает с середины 90-х. И он сохранится еще не одно десятилетие. По-другому никак. Сейчас в мире наблюдается усиление протекционистских мер по сохранению металлолома – соседние с Украиной страны запрещают экспорт этого сырья или вводят ограничения на него.

У нас тоже есть заградительная вывозная  пошлина в 58 евро за тонну, но при нынешней стоимости лома ее доля в цене сократилась с 26,8% до 13,5%, а это мало кого останавливает. К тому же экспорт стали и алюминия в “чистом виде” ограничен квотами как в ЕС, так и в США.

Правда, американские пошлины, введенные в 2018 году, под которые попали ферросиликомарганец, арматура, прокат в рулонах и горячекатаный плоский, нас особо не напрягли.

А вот Евросоюз своим решением защитить рынок ударил нас под дых. Украина имеет индивидуальную квоту в 11 категориях. Когда льгота исчерпается, включается ставка на импорт в размере 25%. За первое полугодие наши экспортеры исчерпали почти 90% квот.

Финальное решение о введении защитных мер против импорта металлопродукции Еврокомиссия опубликовала 2 февраля 2019 года. Товары происхождением из Украины подпадали под тарифные квоты по 14 товарным группам. Для сравнения: всего под действие защитных мер попали 26 категорий товаров металлургической отрасли.

В дальнейшем Минэкономразвития добилось исключения Украины из-под действия защитных мер по 12 товарным категориям. Остались лишь две категории – трубы бесшовные и горячекатаный прокат. Но и этого достаточно, чтобы мы меньше получили от экспорта.

В марте текущего года Еврокомиссия повторно начала расследование в отношении импорта стали. Основанием стало обращение 12 стран ЕС с просьбой продлить срок действия защитных мер с июля 2021 года. Причина обращения – давление через импорт стали из третьих стран, что наносит ущерб местным металлургическим компаниям.

Формулировка несколько странная. Но Европейская комиссия продлила действие заградительной пошлины еще на три года – до 30 июня 2024 года. Продление пошлин коснулось в первую очередь импортеров из Китая, Индии, России, Южной Кореи, Турции и Украины.

Можно, конечно, побурчать, но мы и сами такие. Украина активно принимает меры по защите внутреннего рынка. По данным Минэкономики, сейчас против украинской продукции действуют 36 защитных мер. И почти все они касаются разных видов металлопродукции. В то же время против импорта в Украину задействовано 34 защитные меры. Среди них антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины.

Так, под запретом импорт арматуры и катанки из России. Это зеркальная мера. Первой в 2016 году ввела антидемпинговые пошлины на украинские арматуру и катанку Россия – эта мера распространилась на рынки всех стран Евразийского экономического союза.

Через год «АрселорМиттал Кривой Рог» инициировал антидемпинговое расследование против аналогичной российской продукции. Его результатом стало введение Украиной антидемпинговых пошлин в феврале 2018 года.

Защитные меры весьма существенно повлияли на показатели украинского экспорта и в меньшей мере на импорт из России. Показатели импорта российской арматуры и катанки сократились, но далеко не до полного исчезновения продукции на украинском рынке. Тогда как присутствие украинской продукции на рынке РФ сократилось для арматуры в пять раз, а для катанки полностью.

Но и это еще не конец истории. В начале декабря 2019 года Украина ввела дополнительные антидемпинговые пошлины на пять лет в отношении импорта арматуры и катанки из Беларуси и Молдовы. Понятно, что мы боялись захода на наш рынок российской продукции через страны-посредники.

В результате поставки из Молдовы  упали, особенно арматуры. А вот объем импорта арматуры из Беларуси вырос в прошлом году на 15,2%. При этом общий импорт арматуры в Украину за прошлый год упал на 16,4% – до 203,2 тыс. т.

В итоге мы оказались в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя выпорола: летом 2020 года украинские  строители столкнулись с небывалым дефицитом арматуры – основного вида стального проката, который используется в жилищном строительстве.

Многие стройки могли остановиться или были вынуждены переплачивать металлопрокат по резко выросшим ценам. А все дело в том, что ограничения на импорт совпали с тем, что часть доменных печей “АрселорМиттал Кривой Рог” – вечного инициатора антидемпинговых расследований – стали на ремонт.

Помимо известной арматурной темы, у нас взаимные антидемпинговые пошлины с РФ и Китаем против  оцинкованного проката. Тут первыми начали мы – осенью 2018 года по инициативе ММК им. Ильича. В июне 2019 года Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) завершила расследование и ввела на пять лет антидемпинговые пошлины на оцинковку. А в конце ноября 2019 года Минэкономразвития РФ одобрило аналогичные ответные меры.

Также мы ограничили импорт китайских труб по инициативе “Интерпайпа”, но, как говорят специалисты, Украина сильно опоздала с этим, поскольку из-за перспектив падения прокачки газа в связи с достройкой “Северного потока-2” и падением объемов нового бурения рынок для новых труб сократился естественным путем и Украина перестала быть интересной иностранным поставщикам в этой сфере. Что с пошлиной, что без нее…

Источник: Версии
54321
(Всего 22, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам