Минздрав провел лабораторный ребрендинг на американский манер

С 1 июля в Украине появились новые структуры Минздрава – Центры контроля и профилактики заболеваний. Центры будут отвечать за все: от коронавируса до сезонных вспышек кишечных инфекций. Их рекламируют как «мощную вертикаль эпидемического контроля в регионах». На самом деле это ребрендинг областных лабораторных центров Госсанэпидслужбы Украины и переименование их на американский манер.

Когда министром здравоохранения становится выходец из системы санэпидслужбы, все начинает крутиться вокруг бывшей СЭС. Новый главный государственный санитарный врач Игорь Кузин, как и министр Виктор Ляшко – человек этой системы.

Кузин прошел все ступени работы районных СЭС. Трудился в отделе коммунальной гигиены, потом в организационном отделе севастопольской горСЭС. При Раисе Богатыревой, в 2012 году, переехал в Киев, начал работать в центральном аппарате Госсанэпидслужбы.

После ее ликвидации в результате реформы Александра Квиташвили в 2015 году и создания Центра общественного здоровья (Центру громадського здоров’я – ЦГЗ) работал там. В это время в Минздраве появилась Ульяна Супрун, и ЦГЗ, как варежку из сказки, напичкали разными учреждениями, в том числе и научными.

В итоге денег на всех не хватило. Супрун распорядилась начать ликвидацию Украинского противочумного института в Одессе. Ученые кричали, что погибнет его уникальная коллекция микроорганизмов. Но пани Ульяна возражала, что раз нет чумы, то и противочумный институт не нужен. Не получали должного финансирования и оснащения бывшие областные, районные и городские лабораторные центры, которые раньше, еще с советских времен, были в системе СЭС, а потом перешли в ЦГЗ как приданое.

С началом пандемии выяснилось, что областные лабораторные центры вместе взятые смогли проводить не более 200 тестов ПЦР в сутки. Начали эту проблему решать. Попутно вернули должность главного санитарного врача, которую занял Виктор Ляшко. Что-то потихоньку исправлялось.

И вот 17 февраля 2021 года Кабмин принял постановление №1121 о создании в областях Украины и Киеве Центров контроля и профилактики заболеваний (ЦКПЗ). Такое переформатирование косвенным образом прописано в законе “О защите населения от инфекционных болезней” от 7 мая 2020 года и “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” от 17 декабря 2020 года.

Но напрямую построение сети ЦКПЗ предусмотрено в законе «О системе общественного здоровья», который… еще не принят. 4 февраля Верховная Рада Украины приняла его в первом чтении (законопроект №4142).

Как с гордостью сказано в комментарии Минздрава, законопроект является результатом совместной работы в течение трех последних лет экспертного сообщества и международных партнеров (ВОЗ, ЕС, DTRA, USAID и др.). Документ имеет целью создание полноценной национальной эпидемиологической службы.

Еще бы! Прямо скажем, законопроект – это плод труда сразу нескольких грантовых центров. Не случайно туда вписано создание отдельной службы по борьбе с биологическими угрозами на базе Центра общественного здоровья. Можно предположить, что речь идет о перепрофилировании наших лабораторий под исследования “биологических угроз”. Конечно, оснащение у нас хромает, зато “подопытных кроликов” в избытке. А оборудование и завезти можно.

Само название – Центр по контролю и профилактике заболеваний – это дословная калька с американской системы Centers for Disease Control and Prevention, CDC, ЦКЗ США. Это – федеральное агентство министерства здравоохранения США, созданное в 1946 году и расположенное в Druid Hills (штат Джорджия) рядом с кампусом Университета Эмори и на северо-запад от центра Атланты.

Фактически американцы позаимствовали советскую систему санитарного контроля, которую они подсмотрели во время войны. Созданный в 1946 году Центр по контролю за эпидемическими заболеваниями не случайно размещался в штате Джорджия. В то время Джорджия представляла собой очаг заболеваемости малярией в США.

По сути, американцы начали повторять то, что и советские врачи и сотрудники санэпидстанций делали с 20-х годов: ходили по домам, распыляли инсектициды, проводили диспансеризацию населения, занимались профилактикой брюшного тифа и т.д. В целом с помощью ДДТ было обработано свыше 6,5 млн. домов.

Основатель CDC Джозеф Маунтин внимательно следил за системами санитарного контроля в СССР. И в 1957-м к CDC был присоединен центр борьбы с венерологическими инфекциями (Venereal Disease Division), а в 1960 году – Центр по контролю за туберкулезом. Это напоминает советскую систему вендиспансеров и тубдиспансеров.

В 1963 году CDC создал программу по вакцинопрофилактике населения, позволившую охватить широкие слои населения США прививками против важнейших в то время эпидемических заболеваний, включая, в частности, полиомиелит.

На сегодня структура включает целый ряд подразделений по всем направлениям. Их перечень слишком длинный, чтобы перечислять все учреждения. Тут и Агентство по токсическим веществам и регистрации заболеваний; и Национальный центр по контролю и предупреждению травматизма (NCIPC); и Национальный центр по иммунопрофилактике и надзору за респираторными инфекциями (NCIRD).

А также Национальный центр по ВИЧ/СПИДу, вирусным гепатитам, ИППП и профилактике туберкулеза (NCHHSTP), Национальный центр по зоонозным, трансмиссивным и кишечным инфекциям (NCZVED). И даже Координационный центр по реагированию на терроризм (COTPER).

То есть в Штатах Центр контроля и профилактики заболеваний – это огромная структура, которая создавалась десятилетиями. Наши ЦКПЗ создаются путем формального объединения имеющихся региональных мощностей – лабораторных центров, областных центров общественного здоровья, подразделений по статистике и отделов мониторинга и оценки.

Раньше это были обособленные структуры, которые частично подчинялись местным облздравам, частично Минздраву, а теперь, как сказал Кузин, “мы внедряем, это переход от децентрализованной системы к четко управляемой вертикальной структуре”. Все 25 региональных центров станут подчиняться Минздраву по вертикали главного государственного санитарного врача. Организационно-методическое руководство будет обеспечиваться Центром общественного здоровья Минздрава.

В общем, все понятно: главное – подчинить всего побольше своей родной структуре и укрепить статус главного санитарного врача. Как говорится, министр из СЭС вышел, а СЭС из министра, видимо, нет. То, что название центров созвучно американскому, это реверанс в сторону наших стратегических партнеров и спонсоров. Будет ли новая структура более боеспособна в борьбе с эпидемиями, инфекциями, а также другими прописанными ей функциями – по безопасности и биологической защите, эпидемиологическому надзору (наблюдению и мониторингу), иммунопрофилактике, просветительской работе в отношении здорового образа жизни и предотвращении факторов риска, зависит от финансирования. Известно же, что как платят, так и мы работаем.

Источник: Версии
54321
(Всего 23, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам