Париж по праву считается законодателем стиля. Модные показы проводились во французской столице еще в начале XVIII века, правда они отличались от привычного представления о показах мод… Правильнее называть это коммерческими встречами портных и их потенциальных или постоянных клиентов. Шика не предавали и деревянные манекены, на которых тогда демонстрировалась вся одежда, людям трудно было оценить, как та или иная вещь будет сидеть на теле. Согласитесь, больше похоже на прогулку по торговому центру. «Отцом» всех манекенщиц и прародителем этой профессии, можно по праву считать Чарльза Уорта (Charles Frederick Worth), который первым в истории задумал показывать свои изделия на женщинах без малого два века назад.
У высокой моды есть свои правила, которые установлены еще в сороковые. Соответственно, чтобы громко называться Домом Высокой Моды, бренд должен исполнять определенные правила: на заказ шить для клиентов в частном порядке, иметь не менее 15-ти портных в штате, оформленных на постоянной основе в ателье в Париже (да-да, ателье в сердце Франции – обязательное условие) и наконец нужно создавать пятьдесят уникальных вечерних и дневных образов на каждый модный сезон.
Эти правила положили основу первой Недели Моды, которая состоялась под управлением Элеонор Ламберт в ноябре 73-го. Местом проведения мероприятия стал Версальский дворец. Этот громкий показ вошел в историю моды, как «Битва за Версаль». Потому что в тот год соревновались пять американских дизайнеров и пять французских, среди которых Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. На «Битве» произошло еще одно неслыханное событие для того времени. Одиннадцать американских моделей были темнокожими, они произвели фурор и стали настоящими звездами шоу, а зрители без малого 700 человек, в числе которых – Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор и даже Грейс Келли (принцесса Монако) были в восторге от зрелища.
Для широкой аудитории, модные показы стали доступны в середине восьмидесятых, когда Тьерри Мюглер в честь 10-ти летнего юбилея собственного модного дома устроил грандиозную демонстрацию осенне-зимней коллекции для 6000 человек на стадионе.
Важность локации стала играть ключевую роль для модельеров. По сей день отпечаток первой Недели моды в Версале заставляет подойти к выбору места, так же серьезно, как и к подбору образов. Часто модные дома ассоциируются с определенными местами. Так, Большой парижский дворец связан с именем Шанель, в Музее Родена проходят показы Диор, а Луи Виттон приглашает своих гостей в Лувр.
Наши дизайнеры стараются не отставать от европейских мэтров, например, Александр Терехов устроил показ своей осенне-зимней коллекции в Третьяковской галерее. Однако, дизайнер не смог пригласить всех желающих. По условиям руководства музея, гостей было лишь 120.
Среди счастливчиков оказались Елена Лихач, Светлана Бондарчук и Вера Брежнева. После шоу гостям представилась уникальная возможность погулять по ночным залам галереи и полюбоваться на известные полотна. Кстати, заложил фундамент первых афтепати француз Поль Пуаре в начале прошлого века, исключительно ради того, чтобы в неформальной обстановке пообщаться с клиентами, прессой и друзьями. Сегодня, вечеринки с участием знаменитостей после показов стали традицией.