
Сегодня парламент планирует рассмотреть во втором чтении законопроект №5153. Почему-то его называют законопроектом об амнистии капиталов, хотя на самом деле он о «нулевой декларации». Многие не видят разницы, а зря. Этот проект, как и всю линейку законодательного обеспечения “нулевой декларации” и проведения налоговой амнистии (№№ 5153, 5154, 5155, 5156), 25 февраля подал президент и назначил как неотложный. Но парламент не спешит. Уже середина июня, а неотложные законопроекты все еще рассматриваются.
Законопроект №5153 условно называют проектом относительно «денег из-под матраса». Верховная Рада приняла его в первом чтении еще 30 марта. Но заговорили о нем только через месяц, когда глава парламентского налогового комитета Даниил Гетманцев дал свой знаменитый комментарий: «У нас за 30 лет, к сожалению, сложилась ситуация, при которой граждане без контроля накопили средства»,
Все нажитое непосильным трудом по проекту №5153 должно быть задекларировано в течение определенного периода. Так сказать, добровольно-принудительно. Удовольствие это не бесплатное. Декларанты наличных несут все свои заначки в выбранный ими банк и платят сбор в размере 5%. Активы в виде недвижимости или открытых за рубежом валютных счетов потянут уже на 9%. А если кто-то захочет заявить, что владеет облигациями, то заплатит 2,5% от их номинальной стоимости.
Мы уже размышляли на эту тему и нашли немало несуразностей в предложенном подходе. Скажем, все банковские счета уже персонализированы. То же самое касается частных облигаций или ОВГЗ. Я уже не говорю о валюте и банковских счетах за границей. Открыть счет в Европе или Америке – тот еще квест. Там клиента изучают как вражеского шпиона. Тогда что именно мы должны задекларировать и за что взимается 5%?
Единственный актив, который, возможно, стал бы популярным при легализации – это кэш, потому что денег под подушкой действительно много и сейчас возникает вопрос, как их легализовать, чтобы через год купить квартиру или машину. Формально все эти сделки можно проводить только через банк – открыл счет, положил наличку, потом подписал договор и наличка ушла продавцу.
Но банки не задают лишних вопросов, кроме тех случаев, где их сильно “нагнули” – это исследование клиентов категории PEP («публичных лиц»). Мы тоже подробно писали на эту тему (о том, как, напуганные санкциями Нацбанка банкиры заняты пустыми придирками к добропорядочным вкладчикам, пока хакеры атакуют карточные счета граждан).
Но если вы не PEP и купить что-то значимое для вас будет затруднительно из-за контроля, то всегда можно с определенной долей риска не купить, а получить “в подарок”. Скажем, кто-то подарит мне квартиру. А я тихонько, без деклараций подарю ему деньги. Запретить договоры дарения нереально. Так чего, собственно, добиваются “нулевкой”?
Экс-глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой политики, депутат Нина Южанина, выступая в парламенте, отмечает, что после этой кампании декларирования все, кто имеют в собственности две квартиры любой площади, одну квартиру более 120 кв. м или один дом более 250 кв. м, или более одного транспортного средства, другие активы более 400 ты. грн. и т.д., попадают в зону риска.
«Будьте уверены! К таким людям, рядовым украинцам, придут налоговые органы, имеющие налоговую информацию только с 1998 года. И попробуйте тогда доказать, что на приобретение этих активов вы всю жизнь откладывали из официальной зарплаты, которая уже облагается налогом, и не должны платить дополнительно еще 5% только потому, что так захотелось законодателям», – говорит Южанина.
И снова я чего-то не понимаю в “нулевой декларации”: если квартира на меня уже официально оформлена, то как я могу ее задекларировать снова? Скорее всего, законодатель желает узнать, из каких средств куплено жилье 10 лет назад. Из тех, что накопил 20 лет назад! Как говорил один депутат, чья “мама любит скорость”, торговал мобилками на радиорынке. Пока это не запрещалось.
И что теперь? Я должен заплатить налог по активу, купленному много лет назад? Или по доходам из далекого прошлого? Мне очень “нравится”, как прописано требование декларирования для “валютных ценностей и прав денежного требования” – их денежная или номинальная стоимость должна быть документально подтверждена. Какими документами? Чек из обменки 20-летней давности?
Для других активов нужно указывать источник расходов на приобретение, также налоговые службы заинтересует оценочная стоимость, биржевая стоимость или самостоятельно определенная стоимость движимого имущества, которое находится в Украине, за исключением транспортных средств и драгоценных металлов.
Реально эти ребята с дуба упали. Шел-шел, 100 баксов нашел. О каком документальном подтверждении идет речь? Справку из какого места им предъявлять? Насчет биржевой стоимости я даже говорить не хочу. Это из серии анекдотов о поручике Ржевском: “Гусары, молчать!”. Для начала в Украине не мешало бы создать нормальную биржевую систему, а потом чего-то требовать. Но у нас все наоборот.
Впрочем, чего я, собственно, кипишую. К числу освобожденного от декларирования имущества отнесено недвижимое имущество в Украине в виде квартиры до 120 кв. м. или жилого дома до 240 кв. м. или его незавершенного строительства и тому подобное. От налогообложения освобождаются также транспортные средства с определенным объемом их двигателя.
Это “правильно”. Если у вас квартира на Крещатике в 110 кв. м. или дом в Конча-Заспе в 220 квадратов, то ничего не надо декларировать. Но стоит иметь дом в непролазной глубинке, построенный силами большой дружной цыганской семьи на метр больше, чем 220 квадратов, и докажи, откуда баблишко.
В СМИ сообщают, что общий замысел пакета законопроектов, по мнению их авторов – президента Владимира Зеленского и его команды, в выведении активов из тени. От себя добавим, что это не он придумал: такое требование записано в меморандуме с МВФ. Но не забываем, что меморандум – это наше письмо в МВФ с набором обязательств, которые мы готовы выполнить ради кредита, а не наоборот. Фонд только утверждает данный список.
Любопытно, что еще недавно Международный валютный фонд критически относился к амнистии капиталов и считал нецелесообразным «нулевое декларирование». Но мы убедили его в обратном. Возможно, потому, что Владимир Зеленский во время предвыборной президентской кампании опрометчиво взял на себя повышенные обязательства провести налоговую амнистию, неотрывно связанную с “нулевым декларированием”.
А дальше вопросами «нулевой декларации» озаботился председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат Даниил Гетманцев. Он еще в сентябре 2019-го зарегистрировал законопроект об амнистии капиталов с условием подачи «нулевой декларации».
Но проект образца 2019 года так и не был проголосован в Верховной Раде, и за разработку своего варианта взялся Офис президента, о чем в мае-2020 лично заявил глава государства Владимир Зеленский. Именно этот документ должны рассматривать во втором чтении сегодня, и профильным выступает комитет Гетманцева.
Но знаете, в чем прикол? Даниил Гетманцев в декларации за 2020 год указал, что имеет наличности в размере 40 тыс. евро, $35 тыс. и 287 тыс. грн. При этом его мать хранит наличными 216 тыс. евро, а $650 тыс. она заняла третьему лицу. Интересно будет взглянуть на “нулевую декларацию” этой уважаемой гражданки. Тут вариант “шла и нашла” явно не прокатит…