О дипломатии в эпоху вторжения

Украина и Россия

Сегодня очень интересный с исторической точки зрения день. Я не о празднике влюбленных и не о святом Валентине, а о том, что 30 лет назад, 14 февраля 1992 года, были установлены дипломатические отношения между Россией и Украиной. Если проанализировать наш дипломатический бэкграунд, обнаруживается много любопытных деталей.

Напомню, как все начиналось. 14 ноября 1991 года семь союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) договорились заключить договор о создании вместо СССР нового сообщества – Союза Суверенных Государств (ССГ) – как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря.

Но за день до этого, 8 декабря 1991 года, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук тайно от всех собрались в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще и подписали заявление о создании Содружества Независимых Государств и о том, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Перед встречей в Беловежской пуще, 1 декабря 1991 года, на территории УССР был проведен референдум, на котором 90,32 % от всех принявших участие в голосовании поддержали «Акт провозглашения независимости».

10 декабря Верховный Совет Украины ратифицировал Беловежское соглашение, но c оговорками. Верховный Совет (ВС) РСФСР сделал это только через два дня – 12 декабря 1991 года, но при этом еще и денонсировал Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года.

По воспоминаниям председателя ВС РСФСР Руслана Хасбулатова, было принято постановление о выходе Российской Федерации из состава СССР. Однако в стенограмме совместного заседания палат ВС РСФСР информация о принятии такого документа почему-то отсутствует. Именно поэтому Россия стала правопреемником СССР, заняла ее место в ООО и Совбезе ООН, а также  унаследовала статус бывшего СССР на международной арене.

Это означало, что ей не требовалось дипломатическое признание других стран и установление дипотношений с нуля, а достаточно было подписать, согласно международному праву, протоколы о пролонгации дипотношений. Скажем, между КНР и СССР такой документ был подписан 27 декабря 1991 года.

Украине и другим республикам бывшего СССР нужно было пройти процедуру признания в мире и установления дипломатических отношений. Первой страной, с которой Украина установила официальные дипотношения, был Венгрия. Она умудрилась это сделать 3 декабря, еще до Беловежской пущи, сразу после референдума о независимости.

23 декабря был Казахстан, 25-го Армения, которые сами еще проходили период признания. Дальше одновременно Израиль и Австралия 26 декабря. На следующий день подсуетилась Белоруссия.

Также до России дипотношения с Украиной успели установить Австрия, Азербайджан, Аргентина, Бразилия, Греция, Эстония, Италия, Испания, Канада, Китай, КНДР, Лихтенштейн, Мексика, Монголия, Норвегия, Португалия, Польша, США, Турция, Франция, Швейцария, Швеция и Япония.

На первый взгляд, удивительно, что дипломатические отношения с США были установлены раньше, чем с Россией. Это было неспроста, и Москва, занятая своими дипломатическими и политическими проблемами, явно недооценила скорость, с которой Штаты приголубили ее соседку.

Тем более что первый межгосударственный документ, определивший будущие отношения самостоятельных Украины и России, был подписан РСФСР и УССР еще при Советском Союзе – в 1990 году. Стороны договора признали друг друга в «ныне существующих в рамках СССР границах».

Но есть и другая версия, почему установление официальных дипотношений затянулось до 14 февраля: между Россией и Украиной уже начался первый конфликт. И он касался Крыма, точнее, Черноморского флота.

3 января 1992 года началось формирование Вооруженных Сил Украины. 20 января Черноморский флот должен был принести присягу на верность народу Украины. Моряки пребывали в растерянности: одни хотели остаться служить в Крыму и были согласны принимать присягу Украине, другие думали о карьерных возможностях в РФ. Все ждали команды «сверху». А ее не было.

Командующий Игорь Касатонов, назначенный Борисом Ельциным в сентябре 1991 года без согласования с украинской стороной, дал приказ не принимать присягу на верность народу Украины до тех пор, пока руководства государств не договорятся окончательно, кому принадлежит Черноморский флот. А они не смогли этого сделать до 1997 года.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, касается денег. 4 декабря 1991 года, за четыре дня до «тайной вечери» в Беловежье, государства-правопреемники СССР подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга.

В нем были определены доли каждой республики в общей сумме долга, а также и в зарубежных активах СССР. Самой большой доля была у России (более 61,34%) и Украины (16,37%). И уже тогда в украинской прессе поднялся шум, что мы теряем собственность и активы СССР за рубежом, которых больше, чем долгов, и все отдаем России.

С Украиной такой договор был подписан в 1994 году. Его еще называли соглашением о «нулевом варианте». Важный нюанс –  соглашение так и не вступило в силу, потому что украинская Верховная Рада дважды отказалась его ратифицировать. И тогдашний президент Леонид Кучма ничего не смог с этим сделать. Хотя парламент был в достаточной степени управляемым.

Но вернемся к установлению дипотношений. Что было потом? Начались переговоры и дипломатические игры по газу и флоту. 6 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук издал указ, в котором было заявлено, что Черноморский флот является собственностью Украины.

На следующий же день президент России Борис Ельцин объявил его собственностью России. Чтобы избежать открытой конфронтации, президенты отозвали указы. После этого страны начали делить флот за столом переговоров.

30 апреля 1992 года президенты во время встречи в Одессе подписали договор, которым был введен мораторий на односторонние действия относительно Черноморского флота и предусмотрено создание рабочих групп для подготовки российско-украинского договора.

23 июня в Дагомысе было подписано соглашение «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений». И на его основе 3 августа 1992 года Ельцин и Кравчук подписали еще одно соглашение – о выводе Черноморского флота из состава стратегических сил СНГ и о его подчинении президентам России и Украины (Массандровский договор).

Также в Массандре договорились, что оружейный плутоний, добытый из стратегических боезарядов, дислоцированных на Украине, будет складироваться в Российской Федерации. Это шло в русле подготовки к передаче России украинского ядерного оружия, что в 1994 году было закреплено в Будапештском меморандуме.

В 1993 году Россия дала свое согласие на раздел флота поровну, совместное использование береговых сооружений и паритетное финансирование. Но на следующей встрече в этом же году президенты полностью переподчинили флот России вместе с его инфраструктурой.

За половину украинского флота должен был быть списан украинский долг. Однако через несколько дней Кравчук денонсировал свою подпись, поскольку после приезда в Украину он был встречен обвинениями в государственной измене.

Мало кто знает, но чуть не дошло до стрельбы. В апреле 1994 года украинские десантные подразделения штурмом взяли сооружения Черноморского флота на Одесской военно-морской базе.

Пришлось срочно собираться в Москве, где 15 апреля 1994 года  Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно.

9 июня 1995 года президенты Борис Ельцин и новый президент Украины Леонид Кучма подписали детальное Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины.

28 мая 1997 года главы правительств России и Украины заключили в Киеве три соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота. Ни одна из сторон не была вполне довольна: Россия – тем, что не могла модернизировать флот без согласия Украины; Украина – тем, что Севастополь и прилегающие территории оказались под военным контролем России.

Тем не менее,  проблема была решена: 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят  Андреевский флаг. Но окончательно процесс раздела наследства бывшего Черноморского флота СССР  завершился только к 2000 году.

Вслед за урегулированием проблемы флота 28 мая 31 мая 1997 года президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Это было условием России.

Верховная Рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума – лишь 25 декабря 1998 года. Причем депутаты Госдумы высказывались намного критичнее, чем их коллеги в Верховной Раде. 1 апреля 2019 года действие договора прекратилось в связи с отказом украинской стороны продлевать его.

Что с остальными договорами? 2 апреля 2014 года Владимир Путин подписал закон о выходе из договора о Черноморском флоте. Цены на газ больше не регулируются скандально известными Харьковскими соглашениями. Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, согласно которому Азовское море и Керченский пролив «исторически являются внутренними водами» России и Украины, также «умер».

А вот договор о государственной границе, заключенный в начале 2003 года после четырех лет обсуждения принадлежности конкретных участков, не денонсирован. Потому что он необходим Украине с точки зрения планов возвращения контроля над границей с Россией в Донбассе.

Также денонсировано великое множество отраслевых (экономических) договоров. Россия согласно закону «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» от 2018 года официально признана страной-агрессором.

А в утвержденной в сентябре 2015 года военной доктрине Украины РФ официально объявлена нашим военным противником. Это же подтверждено в новой «Стратегии военной безопасности Украины», подписанной президентом Владимиром Зеленским 25 марта 2021 года.

Россия тоже не осталась в долгу: в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой указом президента РФ от 31.12.2015 г., смена власти, произошедшая в Украине в начале 2014 года, была охарактеризована как «антиконституционный государственный переворот» при поддержке США и Европейского Союза. А Украина хоть и не названа напрямую врагом, но тоже упомянута как недружественное государство.

К этому прилагается обширный пакет двухсторонних санкций, ограничение на перемещение граждан, взаимные иски в международные суды, а теперь еще и вторжение.

С учетом всего этого дипломатические отношения – последняя официальная нить между Россией и Украиной. Несмотря на то, что у обеих стран нет полноценных послов, они не разорваны. Например, после войны 2008 года дипломатические отношения России с Грузией были разорваны. Более того, Российская Федерация имеет не только посольство в Киеве, но и генеральные консульства в Харькове, Одессе, Львове. А Украина имеет, кроме посольства в Москве, генеральные консульства в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. И что удивительно, они продолжают функционировать.

Источник: Версии
54321
(Всего 55, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам