Один на всех: американцы уговорили весь мир ввести «налог Обамы»

По итогам виртуальной встречи 1 июля американцы добились согласия от представителей 130 стран на введение так называемой глобальной минимальной ставки налога на прибыль. Это самое радикальное изменение в международном налогообложении в новейшей истории. Его инициатор — министр финансов США Джанет Йеллен, которая продвигала эту идею еще будучи главой ФРС при Обаме. Но мир не согласился. И тогда появилось «Панамское досье»…

Как сообщает The Wall Street Journal, официальные представители 130 стран, включая все государства G20, по итогам встречи в виртуальном формате в прошлый четверг согласились с установлением минимальной ставки налога на прибыль, что стало бы первым шагом к синхронизации налоговой политики в крупнейших экономиках мира.

Россия пока останется в стороне от этого процесса. Но Китай и Индия, которые раньше были против, внезапно согласились с предлагаемыми изменениями. Как минимум, на словах. Министр финансов США Джанет Йеллен назвала достигнутую договоренность  «историческим днем для экономической дипломатии».

Правда, говорить об историческом дне в полной мере можно будет тогда, когда парламенты всех стран проголосуют у себя законы, которые будут гарантировать, что компании со штаб-квартирами в их странах будут платить налоги по минимальной ставке не ниже 15% в каждой стране, в которой они работают.

По сути, это означает конец практики низконалоговых юрисдикций, на которых держатся не только оффшоры типа Британских Виргинских островов, но и Швейцария, Голландия, Ирландия и даже Австрия. Частично, разумеется. Транснациональным корпорациям больше не будет смысла регистрироваться там, где налоги меньше – они будут унифицированы.

Кто в этом больше всего заинтересован? Конечно, американцы. Фактически они навязывают свои внутренние налоговые проблемы всему миру. Дело в том, что новая администрация  хочет пересмотреть налоговую реформу “папередников”. Дональд Трамп в 2018 году снизил федеральный подоходный налог с 35% до 21%. А Байден хочет повысить до  28%, чтобы профинансировать масштабный антикризисный план.

После реформы Трампа США из группы юрисдикций с высокими налогами перешли в число стран со средней налоговой нагрузкой. По данным Tax Foundation, в Соединенных Штатах максимальная ставка налога в 2020 году составляла около 25,8% – при средней по миру 25,9%. Теперь же корпорации ждет не только повышение ставки подоходного налога до 28% с нынешних 21%, а также увеличения минимального налога на зарубежные доходы американских компаний до 21% с 10,5%.

Возникает вопрос: если налоговое равенство выгодно американцам, то почему на него согласились 130 стран мира, включая и те государства, которые, благодаря низким ставкам, выигрывали в налоговой конкуренции? Ну, потому что международные структуры типа Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая руководит переговорами, убедила всех, что правительства ежегодно теряют от $100 млрд. до $240 млрд. в год из-за недополучения налогов. А унификация должна принести до $150 млрд. дополнительных налогов ежегодно.

Тут надо заметить, что переговоры шли давно, и страны долго не соглашались. Впервые установить «глобальный минимальный налог», но только для американских компаний, официально предложил в 2013 году президент США Барак Обама.  Он изложил эту идею на «Саммите первых лиц бизнеса», устроенном в Вашингтоне газетой Wall Street Journal, в контексте обсуждения планов корпоративной налоговой реформы в США.

“Что касается транснациональных компаний и конкурентоспособности, мы говорим о том, чтобы вместо целой кучи запутанных законов, побуждающих людей держать деньги за рубежом, ввести скромный, но ясный глобальный минимальный налог… дать некоторым людям возможность для репатриации средств и тем самым помочь родной стране с финансированием инфраструктурных и некоторых иных необходимых проектов”, — сказал Обама.

Но его слова не вызвали восторга у бизнеса. Генеральный директор Apple Тим Кук заявил в ответ на сенатских слушаниях, что не считает, будто компания что-то нарушает: “Мы платим все налоги, какие обязаны, с точностью до доллара. Мы не только соблюдаем законы, но действуем в духе законов”.

Так-то оно так. Но, согласно исследованию PIRG, на данные которого опирался Обама, 100 крупнейших компаний США на тот момент держали за рубежом $1,2 трлн. прибылей. У 82 из них есть «дочки» в налоговых офшорах.  Основная часть средств приходится на несколько крупнейших компаний.

По оценке PIRG, у 15 компаний с самыми большими суммами прибылей на зарубежных счетах лежит $776 млрд., или примерно две трети от общего объема средств. Первое место в списке PIRG заняла General Electric (GE), которая держала за рубежом $108 млрд. прибыли. За ней идут Apple с $82,6 млрд., Pfizer с $73 млрд. и Microsoft с $60,8 млрд. (все данные – за 2012 год).

Положить конец различным ухищрениям Apple,  Microsoft, Hewlett-Packard, Google, Starbucks Amazon и остальным любителям платить налоги подальше от дома с помощью унифицированной глобальной ставки минимум в 15% предложила Джанет Йеллен. 

В Штатах ее называют “маленькая женщина с большим IQ”.  Она преподавала в Гарварде (1971−1976), в Лондонской школе экономики (1978−1980 гг) и Школе бизнеса Хааса при Калифорнийском университете с 1980 года. Возглавляла Совет экономических консультантов при Президенте США (1997−1999 гг). Была главой Федерального резервного банка Сан-Франциско (2004−2010 гг). С 2009 года – член Комитета по открытым рынкам ФРС США с правом голоса. С 4 октября 2010 года – заместитель председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой США.

9 октября 2013 года Барак Обама выдвинул Йеллен на пост главы ФРС вместо Бена Бернанке, полномочия которого заканчивались 31 января 2014 года. 6 января 2014 года Сенат США утвердил её на эту должность. В ноябре 2015 года вошла в десятку самых влиятельных людей мира в рейтинге журнала “Forbes”.

Буквально сразу после назначения на пост руководителя ФРС Йеллен начала продвигать свою идею введения новой международной системы налогообложения. И продолжала заниматься исследованиями на эту тему после окончания работы в ФРС,  в Центре налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики им. Хатчинза при исследовательском Брукингском институте (Вашингтон). В том же Центре трудятся её бывшие коллеги по цеху: Бен Бернанке, Дональд Кон и Нелли Лян.

Интересно, что после первой неудачной попытки Обамы реализовать идею глобального налога случилось невероятное: некий аноним переслал в редакцию газеты Süddeutsche Zeitung флешку, на которой оказались внутренние архивные документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, занимающейся регистрацией офшорных компаний. Речь идет в общей сложности о 2,6 терабайта данных, или 11,5 миллиона документов, включая электронные письма, файлы pdf, фотографии и выдержки из внутренней базы данных Mossack Fonseca. Они охватывают работу компании с 1970-х годов и до весны 2016 года. Доброжелатель  «не хотел взамен ни финансового вознаграждения, ни чего-то еще, кроме некоторых мер безопасности».

Анализом документов Mossack Fonseca занимались 400 журналистов из 80 стран. Полученную от источника информацию газета передала в Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ). На протяжении года ее анализом занимались около 400 журналистов из более 100 СМИ в 80 странах мира, а также Центр по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP). Тогда, в 2016-ом Барак Обама, комментируя «панамское досье», заявил, что “уклонение от налогов – это большая глобальная проблема” и надо решать ее вместе. Ну вот, порешали…

Источник: Версии
54321
(Всего 27, Балл 4.85 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам