
В отличие от «цветных революций», в которых чувствуется рука Запада и дух методичек Джина Шарпа, природа переворотов и социальных протестов в некоторых бывших советских республиках – это межклановая борьба, которая перешла в политическую плоскость. Три переворота в Кыргызстане, два восстания в Армении и беспорядки в Казахстане, на мой взгляд, из этой серии.
Главная отличительная черта народных восстаний в этих странах – стихийные бунты, вызванные социальными причинами, которые перерастают в погромы и насилие, не для достижения политического цели, а просто, чтобы выпустить пар. А поскольку население бедное, то погромы автоматически влекут за собой мародерство и грабежи.
Вторая отличительная черта – слабое присутствие в стране, как правило, в силу низкой образованности основной массы населения, западных институтов, которые могут формировать соответствующую инфраструктуру «цветных революций».
Это – грантовые организации, которые выращивают прогрессивную молодежь для демократических преобразований. Наличие политических лидеров, бесспорно признанных Западом «своими». Источники финансирования, независимые от конкретных кланов и олигархов. Идеологическая база для отхода от России, Китая, исламских ценностей и всего остального с последующим поворотом на Запад.
Тюльпаны, дыни и золото
В феврале-марте 2005 года в Кыргызстане прошли парламентские выборы, результаты которых вызвали всеобщее недовольство народа. Выборы были признаны нечестными. Представители оппозиции начали массовые акции протеста с требованием аннулировать результаты.
24 марта в Бишкеке многотысячная толпа протестующих взяла штурмом здание правительства Кыргызстана, вследствие чего действующий президент Аскар Акаев сложил свои полномочия и покинул страну. Власть перешла в руки оппозиционных сил, которые возглавил Курманбек Бакиев. Этот переворот известен в мире как «тюльпановая революция».
Однозначно говорить о том, что Бакиев был прозападным кандидатом, нельзя, как и о том, что смену власти организовали западные институции. Хотя они и присутствовали в стране, значительную роль сыграла межклановая вражда между выходцами из южного клана (район Иссык-Куля), откуда родом Бакиев, и северного (а точнее – сарыбагыш) Аскара Акаева.
Во внешней политике Бакиев лавировал между США, Россией и Китаем. Например, обещал России закрыть американскую военную базу в аэропорту «Манас». В ответ на что Россия обещала выделить кредит в размере $1,7 млрд. И тут же договорился с руководством США о перепрофилировании базы Манас в «Центр транзитных перевозок» с фактическим продлением Пентагоном ее аренды.
В 2010 году в Кыргызстане вспыхнула вторая революция: в феврале-марте в ряде регионов страны прошли многотысячные массовые протесты с требованием отстранить президента Курманбека Бакиева от власти. Масштабные митинги с захватом зданий органов государственной власти прошли в Бишкеке и в других регионах страны, после чего правительство Кыргызстана подало заявление об отставке. Протесты получили название «революция дынь».
Министр внутренних дел Молдомус Конгантиев был жестоко избит толпой. В тюрьме или изгнании оказались экс-председатель Госслужбы национальной безопасности Мурат Суталинов, бывший премьер-министр Данияр Усенов, бывший глава Государственной службы охраны, родной брат свергнутого президента Жаныш Бакиев и другие. Сам Бакиев эмигрировал в Белоруссию.
Прошло 10 лет. 15 октября 2020 года президент Сооронбай Жээнбеков и спикер парламента Канат Исаев отказались от власти в ходе новых протестов из-за итогов парламентских выборов 6 октября 2020 года.
Управление страной перешло к Садыру Жапарову, бывшему соратнику Курманбека Бакиева, отсидевшему 7 из 11 лет в тюрьме, который, впрочем, не вернул экс-президента на родину. С приходом к власти Жапарова связывают передел золоторудного месторождения «Кумтор». Это крупнейшее высокогорное золоторудное месторождение Центральной Азии, расположенное в Иссык-кульской области Киргизии.
Разработку ведет канадская компания Centerra Gold. В числе ее акционеров в разное время были экс-директор ЦРУ Дэвид Петреус, сын экс-президента Киргизии Максим Бакиев, проживающий в Лондоне, покойный Борис Березовский, экс-премьер Киргизии Омурбек Бабанов.
Две революции Пашиняна: за и против
13 апреля 2018 года в Армении начались протестные движения во главе с лидером оппозиционной партии «Гражданский договор» Николом Пашиняном против избрания бывшего президента Сержа Саргсяна на пост премьер-министра.
После того как Саргсян был назначен новым премьером, оппозиция вышла на улицы Еревана и других городов Армении. Протестующие отказывались расходиться до тех пор, пока Саргсян не откажется от своего поста.
22 апреля сторонники оппозиции собрались на Площади Республики в Ереване, что стало крупнейшей акцией протеста в истории Армении за последние десятилетия. На следующий день Серж Саргсян объявил о своем уходе в отставку, и оппозиция заявила о победе «бархатной революции». 8 мая 2018 года Никол Пашинян был избран новым премьер-министром Армении.
Протестные движения поддержали многие известные армяне, живущие за рубежом, среди которых лидер известной группы System of a Down Серж Танкян, Ким Кардашьян и Шарль Азнавур. Однако говорить о том, что Пашинян – прозападный кандидат, не стоит. Все-таки это внутренние политические разборки.
Спустя два года массовые акции гражданского неповиновения и протесты разных гражданских групп начались уже против Никола Пашиняна. Это было результатом поражения Армении во Второй Карабахской войне. Протесты инициировали родственники погибших и пропавших военнослужащих, а начались они после подписания соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе 10 ноября 2020 года. Которое народные массы посчитали предательством и потребовали продолжения войны.
К отставке премьер-министра Пашиняна призвали также действующий президент Армении Армен Саркисян, бывшие президенты Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян, Серж Саркисян, католикосы Армянской Апостольской церкви, многочисленные общественные деятели.
18 марта 2021 года Пашинян объявил о проведении досрочных парламентских выборов и ушел в отставку до их проведения 20 июня 2021 года. По итогам выборов победу одержала его партия «Гражданский договор», и Никол Пашинян снова переизбрался премьер-министром Армении.
Поэтому, когда удивляются, почему Пашинян, который сам первый раз пришел к власти в результате народных протестов, поддержал ввод войск ОДКБ в Казахстан, не стоит забывать, что второй раз из-за протестов он власть как раз утратил.
Три восстания Жанаозена
Акции протеста в Казахстане против повышения цен на сжиженный газ, которое произошло из-за запуска модели свободного рынка, начались с Жанаозена – города нефтяников, специально построенного в степи, чтобы добывать здесь нефть.
Чистый город, с аккуратно подстриженными деревьями вдоль дороги, солнечными батареями на улицах, спортивным комплексом и парой ТРЦ, где в нескольких микрорайонах и прилегающих поселках живет около 150 тысяч человек, только на первый взгляд выглядит благополучным.
В городе суровый климат: летом температура доходит до 50 градусов жары, а зимний мороз в минус 20 сопровождается сильными ветрами. Нет ни реки, ни озера. Здесь всегда были проблемы с работой, высокими ценами на товары и продукты, которые завозят издалека, доступным жильем.
Первый бунт произошел еще при СССР. 16 июня 1989 года в тогда еще Новом Узене произошла драка у танцплощадки между группами молодых казахов и выходцев с Кавказа. 19 июня Верховный Совет Казахской ССР ввел в городе комендантский час.
Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортеры, танки, боевые вертолеты и другая военная техника. Только на четвертый день удалось подавить волнения. В результате этих событий погибли несколько человек. Именно в 1989 году доля казахов в Новом Узене впервые превысила половину и составила 50,6 % (24,6 тыс.).
Второй раз город восстал 16-17 декабря 2011 года. Все началось с забастовки работников дочерних компаний государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» («Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаз») в Мангистауской области на юго-западе Казахстана.
Наиболее массовой и активной была забастовка в Жанаозене. Попытка разогнать митинг вылилась в крупные беспорядки в городе 16 декабря с 15 погибшими, сотнями раненых и арестованных. На следующий день в соседнем поселке Шетпе во время подавления полицией беспорядков, связанных с событиями в Жанаозене, погиб еще один человек.
Во время нынешнего протеста в Жанаозене не было насилия, но смена социальных требований (снизить цену на газ) политическими (отстранение от власти представителей клана экс-президента Нурсултана Назарбаева) к стихийному насилию привела.
При этом погромы не были запланированы оппонентами Назарбаева. Они, напротив, уверены, что голодных сельских жителей свезли, вооружили и натравили на зажиточных горожан в крупных городах спецслужбы, которые противились переделу власти.
Более суток двухмиллионная Алма-Ата находилась в руках банд мародеров. Были разграблены и сожжены сотни магазинов, торговых центров, банки и банкоматы, офисы, квартиры и даже аэропорт. Банды на легковых авто и конфискованных автобусах из степи пришли не за властью и тем более не за демократией, а за добычей. Похоже ли это на «цветную революцию» по методичке Шарпа? Не думаю.
И еще. Прочитала интересную мысль у знатоков. Оказывается, коренное население Казахстана делится на три рода – жуза. Слева по карте – кшижуз (младший). По российской границе – ортажуз. А на лучших территориях в районе Алматы, Шымкента и Джамбула – уллужуз (старший).
В структурах власти республики последние тридцать лет доминировал старший жуз. Нурсултан Назарбаев и Касым Токаев – типичные его представители. А младший жуз традиционно был обделен. Поэтому насилие и погромы во время политических протестов в Казахстане – это, возможно, родоплеменное выяснение отношений, когда на улицу просто стали выходить люди, недовольные сложившимся положением вещей. Именно поэтому остановить беспорядки могло только внешнее вмешательство. Но не американцев, а соседей по СНГ.