Базальтовый Рубикон

Резкое истощение энерго-сырьевых ресурсов в мировом масштабе, а также стремительное ухудшение экологической обстановки на планете поставили мировое сообщество перед необходимостью внедрения современных высокоэффективных и энергосберегающих технологий. В Украине эта необходимость обусловливается еще и политическими мотивами, связанными с чрезмерной подвижностью психики северо-восточного соседа.

Впрочем, вне зависимости от политических нюансов страна уверенно идет к внутреннему энергетическому кризису. Или мы сократим потребление энергии, или энергия сократит нас всех. Проанализируем, к примеру, знакомые всем цифры в несколько необычном ракурсе.

Или мы энергию, или она нас

Литр очень горячей воды (с потерями при передаче) в идеале без учета КПД систем стоит 100 тысяч калорий, или 420 тысяч джоулей, то есть 0,12 кВт-часа, порядка одной десятой. С другой стороны 420 тысяч джоулей эквивалентно расходу 9,5 г или 10,6 миллилитров типичного бензина (возьмем хорошее условное топливо). При цене 2,5 грн. за литр это дает 0,2 копейки, а «электрическая» горячая вода стоит, при цене кВт-часа в 18 коп за кВт-час для частного лица – 1,8 коп. КПД тепловых устройств каждый может ввести сам. Для жизнеобеспечения отоплением жителя Киева в зимний период требуется мощность грубо в 1 кВт, примерно полторы лошадиных силы, как, кстати, и в царской России. Киловатт в месяц на человека это 720 киловатт-часов. Даже по электрическим ценам это до 130 грн. в месяц – сравните с доходами. Для сравнения: в США киловатт-час электроэнергии стоит 5 центов, электрическая лошадиная сила в месяц стоит 25 долларов, киловатт – 36 долларов. Практически то же самое. Но сравните с доходами… Но мы-то перерасходуем тепло в жилищах, т.е. энергии (топлива, электроэнергии) тратим в несколько раз больше чем нужно.

То есть теплоизоляцию на рынке придется любить, а энергоресурсы – экономить.

Простенько и со вкусом

Одним из способов решения данных проблем, по мнению мировых ученых, является развитие и внедрение новейших, инновационных базальтовых технологий. Это позволяет ограничить потребление энергии за счет сохранения тепла в помещении.

Основные достоинства базальта? Широкое распространение в природе и однородность горной породы, т.е. сырья. Складывается впечатление, что композиция базальта космически универсальна, такие же базальты есть и на Луне. Без сырья мы не останемся.

Сегодня ученые видят несколько направлений использования базальтовой продукции: тепло- и звукоизоляция, фильтровальный материал, носитель катализаторов и спецпокрытий и искусственная почва. Пока в Украине основное практическое применение базальтовые волокна нашли в строительстве – в качестве тепло- и звукоизолирующего материала. В мире же, включая Россию, базальтовые супертонкие волокна (БСТВ) используются гораздо шире: в авиационной промышленности, автомобилестроении, криогенной технике и оборудовании – для производства сжиженных газов, в машиностроении, металлургии, судостроении, химпроме, энергетике – для теплоизоляции АЭС, ТЭС. БСТВ широко применяется для производства фильтровальных материалов и изделий, фильтров тонкой очистки воздушных и жидких сред. Базальтовые волокна, произведенные при температуре 1400° С являются материалом для гидропоники при выращивании бактериальных культур, рассады растений.

Украина уже заявила, что избрала основным ориентиром своего развития высокие технологии и разработала государственную инновационную политику. Начали реализовываться идеи технопарков и экспорта технологий военного и двойного назначения. Не ожидая призыва сверху, украинские ученые ряда отраслевых научно-исследовательских институтов создали универсальную базу для развития и внедрения в производство новейших научных разработок в области военного, двойного и гражданского назначения – Украинскую академию наук. В результате, к началу нового века отечественные разработчики предложили на рынок целый пакет перспективных технологий различного назначения, готовых как к внедрению в отечественное производство, так и к экспорту. Среди наиболее значительных – технология БТСВ производства.

Все это составляет могучий интеллектуальный потенциал государства, который, по оптимистическим прогнозам, может (по реалистическим – должен) обеспечить прорыв Украины на мировой рынок наукоемкой высокотехнологической продукции, а также вывести ее в ряд лидеров по экспорту самих технологий, что не только престижно, но служит показателем развития государства. Тем более что все предпосылки имеются.

Так, разработанные научно-исследовательской лабораторией базальтовых волокон Института проблем материаловедения НАН Украины теплоизоляционные материалы на основе базальтовых волокон еще в 1987 году выдвигались на соискание государственной премии СССР по науке и технике.

Институты Национальной Академии наук Украины всегда отличались практической направленностью, и потому в новых экономических условиях перед ними, казалось бы, открылись заманчивые перспективы. Ан нет. Наиболее ярким примером является история с летальным исходом Научно-исследовательской лаборатории базальтовых волокон (НИЛБВ) Института проблем материаловедения.

Лаборатория является юридическим лицом. Здесь разрабатываются и внедряются в производство принципиально новые технологии и оборудование для изготовления базальтоволокнистых материалов, углеродных волокон, материалов медицинского назначения. Опыт работы с предприятиями, военно-промышленным комплексом, зарубежными фирмами, как в области исследований, так и в области внедрения и авторского сопровождения научно-технических разработок впечатляет. Экологически чистые материалы, полученные из расплавленных горных пород, дешевы и практически универсальны в использовании. Это и тугоплавкие ткани, и «вечные» утеплители для трубопроводов, и компоненты для так называемых «теплых фасадов» – всего не перечислишь. В то же время рынок Украины заполнен импортной продукцией – это недолговечные теплоизоляционные материалы с фенольными связующими, которые при малейшем нагревании выделяют ядовитые соединения. Украина могла бы перекрыть спрос на эти материалы на мировом рынке, и речь идет, по меньшей мере, о сотнях миллионов долларов годовой прибыли. Но…

До основанья, а затем…

НИЛБВ являлась государственной собственностью, орган управления – НАН Украины, научно-методическое руководство осуществлял Институт проблем материаловедения НАН Украины. В собственности лаборатории находились основные средства, малоценный инвентарь, драгоценные металлы – все как у других. Но кроме прочего – помещения с полезной площадью 2,5 тыс. кв. м и земельным участком в 2 га (со временем сократившимся до 1,07 га) в достаточно привлекательном на сегодняшний день районе Киева – Никольской слободке, на ул. Каховской. Участок был оценен в 3 млн. 698 тыс. 453,76 грн. Рыночная его стоимость, по оценкам экспертов, сегодня превышает миллион долларов.

И вот, в сентябре 2005 года постановлением №190 президиум НАНУ определил, что НИЛБВ «не соответствует статусу отдельного научно-исследовательского учреждения системы Национальной Академии наук Украины, в связи с чем дальнейшее существование считает нецелесообразным”. Этим постановлением Академия решила лабораторию ликвидировать, а управляющему делами НАН Украины В.В.Арсенюку поручила в месячный срок по завершению ликвидации „решить вопрос о помещениях и земельных участках по ул. Каховской”.

Постановлением №190 Академия перечеркнула дальнейшее развитие базальтовых технологий. Об этом свидетельствуют письма в адрес НАНУ предприятий, специализирующихся в данной области.

Это и ООО „Диорит”, которому НИЛБВ провела исследования горных пород местного месторождения полезных ископаемых, разработала технологические регламенты на производство супертонкого базальтового волокна и изделий из него. Практически для всех производителей и потребителей базальтоволокнистой продукции Украины Испытательный центр НИЛБВ производит антидитонационные исследования. Это и открытое акционерное общество «Украинский научно-исследовательский институт технологии машиностроения», и ряд других украинских производств и ведомств, работавших в теснейшей связке с лабораторией. Фактически все они лишились разработчика технических условий на новые материалы и технологии производства и использования базальтовых волокон. Их волнение вполне уместно.

Но еще больше, чем сам факт закрытия прогрессивного учреждения, смущает причина его ликвидации. Камнем преткновения стал участок, оцененный в чуть меньше миллиона гривен и с реальной стоимостью гораздо выше миллиона долларов. Что послужило причиной – жажда сиюминутного обогащения чиновников от науки или прессинг со стороны городских властей – не суть важно. Скорее всего, вина лежит на обеих сторонах – иначе, по крайней мере, от Академии наук ожидалось бы хоть малейшее сопротивление.

Что получило государство? Дальнейшую экспансию импортной продукции, которой завален рынок, но которая уступает украинской по многим позициям. Сегодня есть фирмы, институты, которые лоббируют такие закупки, выдают сертификаты качества. Технико-экономический анализ этих приобретений не осуществляется, и понятно, почему. Зарубежный поставщик, как правило, учитывает интересы оптового потребителя своей продукции, и закупщик получает определенное вознаграждение – все та же система «откатов», которая поставила крест на существовании самой лаборатории.

Даже на одном примере очень легко можно прогнозировать, во что выльется призыв действующей власти активно внедрять энергосберегающие технологии. Видимо, в новую распродажу государственных активов. Наверное, государство просто не заинтересовано в другом исходе. Что нужно, чтобы его заинтересовать? Спросим у ученых из бывшей базальтовой лаборатории, да?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам