Испанский урок

В испанском городе Сарагоса началось рассмотрение иска против авиакомпании «Украинско-Средиземноморские авиалинии», на самолете которого в мае 2003 года погибли шестьдесят два военных. Международная комиссия, расследовавшая происшествие, посчитала, что в гибели испанцев виноваты авиакомпания и ее персонал. Одна из распространенных версий заключалась в том, что за штурвалом во время посадки был нетрезвый пилот. Но установить точно это не удалось, так как на борту самолета не работал «черный ящик». А тем временем январь 2006-го стал месяцем авиакатастроф…
Иск на 60 миллионов евро предъявили родственники шестидесяти двух испанских военных, погибших в мае 2003 года в авиакатастрофе принадлежавшего нашей компании самолета Як-42. Самолет летел из Бишкека в Сарагосу и должен был сесть в Трабзоне (Турция) для дозаправки. Однако врезался в склон горы и разбился, когда в третий раз пытался зайти на посадку в условиях сильного тумана. На борту находились 13 членов экипажа – 12 украинцев и 1 гражданин Беларуси, а также 62 военнослужащих Испании, возвращавшихся домой после миротворческой миссии в Афганистане. Все погибли. Гибель испанских миротворцев, среди которых был цвет спецназа, привела к серьезным политическим последствиям. Испания фактически вышла из афганской операции, а также отказалась войти в консорциум из 12 стран НАТО, созданный в Брюсселе для аренды украинских самолетов Ан-124-100. Ассоциация родственников погибших испанских миротворцев подала в суд на министерство обороны Испании, добивалась отставки министра и выступила против правившей тогда партии на выборах, поспособствовав приходу оппозиции.

К тому же гибель миротворцев вызвала многочисленные бурные и резкие протесты в испанском обществе и в вооруженных силах против практики аренды самолетов других стран. Профсоюз испанских пилотов гражданской авиации СЕПЛА заявил, что все входящие в него 2,5 тысячи летчиков готовы в свое свободное время безвозмездно перевозить испанских миротворцев. СЕПЛА отмечал также, что в испанских авиалиниях всегда имеются резервные самолеты и, вопреки заверениям министра, им разрешено летать в «зоне вооруженных конфликтов», если они перевозят военнослужащих, а не гражданских лиц. Но испанские чиновники предпочитают заключать договора с иностранными перевозчиками, возможно, из меркантильных соображений. Так, злополучный Як-42 был зафрахтован министерством обороны Испании через частную фирму «Namsa», действующую при НАТО. Половина суммы, выделенной «Namsa» для аренды самолета, разошлась среди шести фирм-посредников. Из-за этого на оставшиеся средства была зафрахтована самая дешевая, переработавшая свой срок и халатно эксплуатировавшаяся машина. Короче говоря, разразился еще и внутренний коррупционный скандал, заглушить который смогли только взрывы на мадридском вокзале.

Впрочем, назвать истерией реакцию испанского общества нельзя. Во-первых, для страны, живущей в условиях перманентного террора баскских сепаратистов, гибель доблестных офицеров – трагедия, болезненная вдвойне. Говорят, даже королева плакала два дня напролет. Во-вторых, детали, всплывшие в ходе расследования, оказались впечатляющими. Например, выяснилось, что специалисты альянса при аренде самолетов для стран НАТО выступают только как посредники, но не занимаются их техосмотром. Испанские офицеры, летавшие на таких самолетах в «горячие точки», как позже стало известно, неоднократно обращались с официальными рапортами к командованию, но на их тревожные сигналы не обратили внимания. Последний сигнал поступил из аэропорта Манасе (Кыргызстан), что пилоты устали и «надираются». Он также остался без реакции начальства.

К сожалению, сейчас трудно судить, правду ли писали испанские и европейские СМИ (первой сенсационную новость сообщила газета «Эральдо де Арагон» со ссылкой на членов комиссии по расследованию причин аварии), но, не исключено, что за штурвалом был нетрезвый пилот. Хотя в официальном заключении об этом ничего не сказано. А непосредственных свидетелей, увы, не осталось. Международная комиссия, расследовавшая эту катастрофу, заявила, что причиной катастрофы украинского самолета Як-42 с испанскими миротворцами на борту была усталость экипажа, вызванная недопустимыми перегрузками, недостаточная подготовка пилотов и дефекты в машине. Как сказано в документе: «В силу недопустимой по международным нормам перегрузки пилотов, они находились в состоянии крайней усталости и потеряли контроль над ситуацией, не выполняли предписанные инструкциями действия и неправильно использовали системы автопилота, в силу чего самолет летел на малой высоте».

Впрочем, нашлись свидетели, которые дали показания, что члены экипажа украинского самолета употребляли крепкие алкогольные напитки во время шестичасовой промежуточной остановки самолета в Манасе. Наличие в крови у одного из пилотов Як-42 чрезмерного количества алкоголя подтвердили и результаты обследования останков, обнаруженных на месте катастрофы близ Трабзонда (Турция). В таком же состоянии была вроде бы и одна из двух стюардесс. Но сказать точно, кто из пилотов – трезвый или выпивший – непосредственно управлял самолетом, нельзя: как оказалось, в самолете не работал «черный ящик». Леопольдо Гай, адвокат потерпевших, говорит, что в ходе судебного заседания, его сторона попытается все же выяснить, как такой самолет был допущен к полетам в принципе.

Трагедия с испанскими миротворцами, как и другие подобные истории, должна стать уроком на будущее. Тем более что с начала года в мире началась «эпидемия авиакатастроф», стартовавшая, увы, с Украины. Список кровавых трагедий в воздухе впечатляет.

2 января неподалеку от аэропорта «Харьков» упал пассажирский самолет бизнес-класса BAE-125, следовавший чартерным рейсом из «Шереметьево». На борту находилось три члена экипажа, граждане России, все они погибли. Самолет эксплуатировала российская авиакомпания, специализирующаяся на перевозках VIP-пассажиров. Его нанимал для своей семьи Юрий Сапронов. Семь человек – члены семьи и друзья господина Сапронова – планировали на зимние каникулы лететь во французский Лион. Среди них – сын харьковского мэра.

8 января в киевском аэропорту «Борисполь» совершил аварийную посадку самолет Boeing-737 со 111 людьми на борту. По предварительной версии, причиной посадки стала негерметичность пассажирской кабины, в которой находилось 105 человек. Самолет, принадлежащий украинской авиакомпании «Аэросвит», совершал рейс Киев – Баку. 9 января в Иране разбился военный самолет Falcon с высокопоставленными военными на борту. Все находившиеся на борту 13 человек погибли.

10 января в Харьковском аэропорту после взлета совершил вынужденную посадку пассажирский самолет Ан-24, который должен был выполнить рейс по маршруту Харьков – Киев. Причиной стала разгерметизация правого лобового стекла.

16 января в Амурской области потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-24 Военно-воздушных сил России. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ системы управления одним из агрегатов самолета. Пилоты, к счастью, живы и не получили серьезных травм – они успели катапультироваться.

17 января у берегов Японии разбился американский истребитель F-15. Пилоту истребителя удалось благополучно катапультироваться. 20 января на востоке Венгрии произошла катастрофа военно-транспортного самолета ВВС Словакии Ан-24, на борту которого находились 48 офицеров словацкой миссии KFOR в Косово, возвращавшихся на родину. Они тоже погибли.

22 января в отдаленном районе острова Ванкувер разбился одномоторный самолет Cessna 208, на борту которого находились восемь человек. Четверо выжили, но находятся в тяжелом состоянии. 24 января, в американском штате Калифорния разбился аналогичный самолет Cessna 560. При посадке в аэропорту он сошел со взлетно-посадочной полосы и, врезавшись в заграждения, загорелся. В результате все находившиеся на борту (4 человека) погибли, сгорев заживо.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам