Платить бы рад…

«Як мед – так і ложкою!” – так прокомментировал колоритный дедок в маршрутке озвученную FM-станцией новость, что Нацбанк хочет брать с Mіttal Steel деньги за «Криворожсталь» по курсу 4,8-4,9 грн./$. Скандал, возникший между «людьми Стельмаха» и «людьми Лакшми», привел к тому, что 6 ноября Украина денег за «Криворожсталь» не получила. А в связи с внесением в парламент проекта президентского закона о выкупе госсобственности за валюту пока и не получит…

Факты

Слухи о том, что на переговорах между Mіttal Steel и Нацбанком Украины возник серьезный конфликт относительно валютного курса, по которому инвестор должен оплатить покупку «Криворожстали», поползли вечером в субботу. Mіttal Steel готов был заплатить за «Криворожсталь» в воскресенье, однако Владимир Стельмах вроде бы настаивал на том, чтобы инвестор рассчитался с Украиной по явно заниженному курсу доллара. Такая постановка вопроса могла бы означать, что новый инвестор «Криворожстали» должен был выложить дополнительных $100-200 млн.

После вмешательства в конфликт премьера Юрия Еханурова для Mіttal Steel определили курс – на уровне официального. В то же время президент Виктор Ющенко срочно внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект о внесении изменений в закон «О приватизации государственного имущества» (относительно порядка осуществления расчетов за приобретенные покупателями в Украине объекты приватизации), которым предлагается разрешить иностранным инвесторам приобретать приватизируемые предприятия за валюту. По законопроекту, цена объекта приватизации «определяется в гривне», а оплата по согласованию с Нацбанком может осуществляться «в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу НБУ, установленному на день осуществления платежа». Радоваться индусам по этому поводу нет смысла: если бы закон работал сегодня, то для того, чтобы заставить Mіttal Steel платить по курсу 4,8-4,9 грн./$., Нацбанку достаточно было бы установить официальный курс на уровне 4,8 грн./$.

Аргументы Нацбанка, озвученные на переговорах, якобы сводятся к тому, что наш межбанк – «существо нежное». И достаточно вкинуть туда приличную охапку «зелени», как курс автоматически ползет вниз. А у бедного НБУ для масштабной валютной интервенции запасов не хватит.

Комментарии

Специалисты говорят, что проблема с курсом, по которому оплачивается покупка «Криворожстали» (как и любого другого приватизированного объекта), действительно существует. Поскольку купить гривны на Лондонской, Нью-йоркской или Токийской валютных биржах невозможно. Выходит, Лакшми должен выбрать уполномоченный банк, завести в Украину доллары, поменять их на гривны то ли в НБУ, то ли на межбанке (а курс там отличается на несколько копеек, что в масштабах миллиардов довольно ощутимо) и зачислить на счет ФГИ в Госказначействе. Поскольку цена на торгах называлась в гривнах, платить тоже придется в национальной валюте. Во всяком случае, до принятия внесенного президентом законопроекта. В момент обмена гривен на доллары и возникнет ЧП. Курс упадет.

Впрочем, юристы говорят, что в бюджете-2005 нет оговорки, что оплата приватизированных объектов должна проводиться в гривнах. Поэтому теоретически можно разрешить щедрому иностранному инвестору платить долларами. Ведь, когда три недели назад ФГИ собирал залоги под проведение конкурса по продаже «Криворожстали», он своим приказом разрешил уплачивать конкурсную гарантию в размере 10% стартовой стоимости пакета акций предприятия в долларах и евро. И ничего не случилось.

В идеале нужно было бы зафиксировать в тексте договора купли-продажи стоимость завода и в гривне, и в долларах, и тогда фокусы НБУ, типа временного понижения курса доллара до 4,8 грн./$. (а почему не до 2,2 грн./$?), не прошли бы. Инвестор перевел деньги, взял «ключи от проходной» и забыл о процедуре навсегда. Дальше начинались бы проблемы Нацбанка, казначейства и Минфина, которым еще предстоит конвертировать доллары в гривны, отдать «Индустриально-металлургическому союзу» – 4,26 млрд. грн., а остальное распределить на неотложные нужды.

После покрытия неуклонно нарастающего дефицита бюджета 2005 года с учетом поступления 700 млн. гривен от других объектов приватизации (а это уже почти 7-8 млрд. грн.) остается 11-12 млрд. грн. Часть пойдет на увеличение капитализации двух государственных банков: «Ощадбанка» – на 400 млн. гривен и «Укрэксимбанка» – на 300 млн. гривен. Еще кусок – на покрытие дефицита пенсионного фонда в размере 128 млн. грн. Остальное – на погашение дефицита государственного бюджета в 2006 году. Остаются копейки, которые можно для проформы кинуть на реализацию ряда программ (в том числе, на кредитование проектов энергосбережения, долгосрочное кредитование села и т.д.). Но чем больше будет затягиваться переговорный процесс с индусами, тем меньше у нас шансов успеть распределить деньги до нового года. А это означает, что на 2006-й переползет огромный бюджетный «минус» (почти 15 млрд. грн.), покрыть который будет весьма сложно. Как говорится, скупой платит дважды…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам