Правительственные сюжеты – II

Конфликт между вице-премьером по европейской интеграции Олегом Рыбачуком и министром иностранных дел Борисом Тарасюком запрограммирован изначально. Разделить МИД и евроинтеграцию невозможно. Кроме того, у Олега Борисовича нет подходящего интеграционного инструмента в виде министерства, департамента. У него есть только президент и кресло, подогнанное под его политическую фигуру. С европодогревом. Итак, Безсмертный–Тимошенко, Рыбачук–Тарасюк – это устойчивые антагонистические пары в новом Кабмине. Следующий персонаж стоит особняком…

Это первый вице-премьер Анатолий Кинах. Вы заметили, что в кабинете Тимошенко нет вице-премьеров по вопросам топливно-энергетического и аграрного комплексов? Есть гуманитарный вице (Николай Томенко), евроинтеграционный (Олег Рыбачук), административно-территориальный (Роман Безсмертный). А аграрии и тэковцы пролетели. Впрочем, судя по последним заявлениям Анатолия Кирилловича, он, скорее всего, будет курировать и топливно-энергетическую сферу. Естественно, под заботливой опекой Юлии Владимировны, которая накопила богатый опыт в данной области. В качестве доказательства приведем ряд заявлений Кинаха, датированных седьмым февраля:

* «Украина должна с опережением реагировать на колебания рынка энергоносителей. Цена тысячи кубометров туркменского газа для Украины составляет $58 долларов (на $14 выше прежней стоимости). Энергоемкость нашего производства в 3-4 раза превышает показатели государств Центральной и Восточной Европы. Мы ежегодно потребляем 76 миллиардов кубометров газа. Но, вместо того чтобы плакаться в жилетку и рассказывать, как нас обидел наш партнер, надо заняться энергосбережением»;

* «Оснований для резкого увеличения цен на нефтепродукты в Украине в первом полугодии 2005 года не существует. Новое правительство должно изучить структуру себестоимости нефтепродуктов в оптовой и розничной торговле и жестко противостоять попыткам необоснованного повышения цен».

Пока еще нет правительственного постановления, в котором должны быть расписаны функциональные полномочия членов правительства. Но первый вице-премьер, похоже, будет отвечать за ТЭК и координировать работу министерства топлива и энергетики, которое возглавил Иван Плачков. Тэковская «верхушка» уже есть: Кинах и Плачков. Это, так сказать, политическое руководство стратегической отраслью. А вот следующий управленческий уровень – «Укртранснафта», Национальная атомная энергогенерирующая компания (НАЭК) «Энергоатом», «Нефтегаз Украины», Госкомитет ядерного регулирования, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики и т.д. – остается незаполненным. По словам Плачкова, кадровые назначения будут производиться после разработки структурно-организационной схемы всего сектора ТЭКа. Пока же новый министр, похоже, начинает формировать энергокоманду в форме назначения общественных консультантов. В частности, Александр Тодийчук будет консультировать министра по вопросам нефти и газа, Иван Продан – по электроэнергетике, а Юрий Недашковский вместе с Николаем Штейнбергом – по атомной энергетике. Похоже, что концепции структурной реформы не только ТЭКовского блока, но и всего правительства пока нет.

И в этом основная проблема нынешнего Кабинета министров. Да, на уровне правительства распределение должностей с их последующей подгонкой под конкретную фигуру носит ярко выраженный политический характер. Например, силовой блок с математической точностью распределен между социалистами (МВД – Юрий Луценко), БЮТ (СБУ – Александр Турчинов) и «Нашей Украиной» (министр обороны Анатолий Гриценко). Это политическое решение. Как и то, что руководить военизированными структурами должны гражданские лица. Подход вполне понятный и потенциально эффективный в сложившихся постреволюционных условиях. Если еще Петр Порошенко согласится возглавить Совет национальной безопасности и обороны, то политическая воля нового президента будет реализована в полном объеме. А дальше начинается управленческая технология. Политики определяют общие контуры развития вверенных им направлений. И то, что между ними уже невооруженным взглядом видны противоречия – это естественное явление. Ничего страшного. Но когда политика смешается с административно-регулирующим воздействием, то получится… Да ничего не получится. Например, уже упомянутый нами Анатолий Кинах выпадает (в политическом смысле) из новой волны кабминовских политиков. По целому ряду объективных и субъективных причин. Он, скорее, выглядит представителем старой консервативной школы, чем реформатором. Так в Кабмине и такие нужны, поскольку следует поддерживать баланс между старым и новым. Кинах пока стоит особняком в правительстве Тимошенко. Такое политическое позиционирование выгодно лишь до того момента, пока не будет определена структура управления на среднем уровне. В таком случае возможны два варианта дальнейшего развития событий: либо эффективный менеджер, либо безучастный наблюдатель.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам