Воздержание

Сара Бернар советовала молодым неопытным актрисам: «Никогда не бери паузы, если нет на это крайней необходимости. Но если уж взяла — держи ее, сколько сможешь». Сегодня в роли прилежных последователей великой актрисы выступают украинские парламентарии. Все чаще раздаются предложения сделать остановку. Дней так на сорок. На этот срок перевести работу законодательного органа в бесшумный режим. Так сказать, без шума и пыли, которые поднимают некоторые кандидаты в президенты. Опять же, Юлия Тимошенко и «зайцы»… Неровен час, Юлия Владимировна начнет отстреливаться прямо в сессионном зале. Пуля — дура…
Поэтому в последнее время (две недели) все большей популярностью пользуется версия о снижении темпов работы Верховной Рады. Фактически это означает, что закончился самый смутный период парламентского большинства: коалиционно-конституционный.

Можно говорить о старте проекта «новое большинство», но только очень осторожно… Все-таки пока окончательно не разобрались со старым. Многим оно, оказывается, дорого. Одним просто как память: ведь столько сил положили. Другим — чисто с практической целью. Ряд группировок, формально приписанных к большинству, объявили о приостановлении членства (выходе) с одновременной денонсацией парламентско-кабминовских договоренностей. По идее, такой расклад ведет к правительственному кризису. Поэтому Виктор Янукович решил налаживать коммуникативные связи, в отсутствии которых его очень долго упрекали «Демократические инициативы», и пересмотрел принципы приватизации ряда объектов нефтегазового комплекса, которые так волновали тех же «деминициативщиков». Именно по причине финансового недопонимания серьезные нефтяные бароны из «ДИ» приостановили 9 сентября свое членство в ПБ, но после акта взаимопонимания с премьером вернулись в лоно большинства. Не все, правда, а только 13 человек, но укрепление коммуникативных связей между правительством и парламентскими нефтяниками налицо.

Победа? Не факт, поскольку группа оставляет за собой право и в дальнейшем использовать механизм «входа—выхода» из большинства по любому спорному вопросу. Иными словами, критическое состояние правительственно-парламентской коалиции было использовано самыми предприимчивыми товарищами для удовлетворения собственных политических и экономических нужд. «ДИ» вернули себе немного акций, а их партнеры по некогда единой группе — «Народовластие» — зарегистрировались под новой маркой. Богдан Губский успел создать новую фракцию, приватизировав брэнд «Единая Украина». Дальновидно — с учетом парламентской кампании-2006.

После этого период переформатирования перешел в новую фазу: в игру вступили «силовики». Нет, не силовые министры, а три самые мощные фракции большинства: СДПУ(о), «Трудовая Украина» и «Регионы Украины». Тройка «мастодонтов» объявила о своем решении не принимать участия в голосованиях. В знак протеста. «Трудовики», «регионалы» и объединенные эсдеки протестуют против использования Верховной Рады в политических интересах, которые растут по мере приближения президентских выборов. Одна комиссия Сивковича чего стоит… Не говоря уже о мониторинге хода избирательной кампании, который твердо настроен проводить спикер Владимир Литвин. Просто циничное нарушение договоренностей… пардон, регламента и конституционных норм. В общем, Виктор Медведчук, как всегда, почти элегантно выкрутился из щекотливого положения, связанного с обязательствами перед единым кандидатом, и помог это сделать другим.

Все гениальное просто. Конечно, «регионалам» больно видеть, как пролетают правительственные законопроекты. Как фанера над Парижем. Руки сами тянутся исправить ситуацию. Чтобы таких нездоровых побуждений у членов правительственной фракции не возникало, у них просто отобрали карточки для голосования. Как и у «трудовиков», и у эсдеков. Зачем искушать судьбу? Виктору Федоровичу внушают, что все это необходимо для его же собственного блага, так как трибуна парламента используется для «шельмования единого кандидата от власти». Народ же все слышит, и это портит впечатление от неуклонного роста пенсий и прочих социальных преференций. «Закрыть» парламент на предвыборный период ради спасения имиджа Януковича — повод куда лучший, чем признать, что доктрина единого кандидата никого не смогла сплотить. «Мы строили-строили и, наконец…», — ладно, не будем о грустном. Просто скажем, что у реализации схемы «прикрытие работы законодательного органа», предполагающей снижение роли ВР в избирательном процессе, есть как сторонники, так и противники. Примерно поровну. Рассмотрим структуру основных интересов базовых игроков осеннего сезона.

Виктор Янукович, премьер. Оказался в интересном положении. Большинства нет. Коалиции нет. Широкой поддержки нет. Такая ситуация несет в себе явную угрозу для Виктора Федоровича. Как соискатель высшей должности в стране он лишен опоры в виде парламентской структуры. Возникает резонный вопрос: от кого этот «единый кандидат», если нет самого единства в среде «большевиков»? Выходит, Виктор Федорович — всего один из многих претендентов, не более. Налицо правительственная неустойчивость — гарантированная поддержка в ВР исчезла. А нужно принимать бюджет. Тот самый замечательный социальный план, который должен стать показателем серьезности намерений кандидата Януковича и его основным предвыборным козырем. При сложившихся в сессионном зале раскладах — коммунисты, «Наша Украина» и БЮТ блокируют бюджетный процесс, все остальные — торгуются — вряд ли премьеру стоит ожидать скорого и безболезненного утверждения показателей финансового счастья на будущий год. И вообще, для Януковича сейчас как никогда важно определить приоритеты. Что главнее: принятый бюджет и демонстрация наличия блока власти или сильная зависимость от аппетитов сторонников, продемонстрированных теми же «Деминициативами» — не самой сильной группировкой коалиции. Возможно, лучший выход из положения — демонстрировать полное спокойствие: «пока в парламенте творится беспредел, глава правительства уверенно делает свое дело».

Владимир Литвин, спикер. Отсутствие формализованного большинства, вне сомнения, выгодно Владимиру Михайловичу. Он устал повторять, что нельзя делить ВР на «своих» и «чужих». Теперь, правда, ситуация изменилась настолько, что уже не понять, где «свои», а где «посторонние». Зато резко возросла возможность для усиления спикерского влияния: только один Литвин ориентируется сегодня на парламентской местности. О расширении возможностей спикерского «рулежа» говорит и создание мониторинговой комиссии, и голосование за парламентское расследование «токсикологического дела» Виктора Ющенко. Это, безусловно, плюс. Минусом же в этом случае является персонализированная ответственность за развал большинства, возлагаемая на Владимира Михайловича сами знаете кем. Недаром же Литвин обращает внимание на продуктивность работы вверенного ему депутатского корпуса: «Парламент работал, работает и будет работать при любой погоде». Причем, наращивая темпы: глава парламента смог вовлечь в процесс и оппозиционные фракции, которые голосовали за правительственные законы. Это ответ спикера на обвинения в парламентском дисбалансе. Как и заявление Владимира Михайловича о том, что революций в Верховной Раде не будет. Один здоровый консерватизм.

Виктор Ющенко, «народный кандидат». В последнее время появляется в Верховной Раде только с целью наглядно показать, что может сделать власть с одним отдельно взятым субъектом избирательного процесса. Результат — 425 голосов. За создание комиссии, расследующей обстоятельства этого темного дела — возможности умышленного отравления. Информационную поддержку обеспечивают все ведущие каналы страны. Не важно как, важно само попадание в информационное поле. Просто не стоит слишком долго в нем находиться… Вредно для здоровья. С другой стороны, невозможно длительное время использовать парламентскую трибуну в предвыборных целях, хотя оппозиционерам есть что сказать. Чем более активной будет позиция сторонников кандидата Ющенко, тем больше вероятность «повесить» на «Нашу Украину» все парламентские кризисы — от конституционного до бюджетного.

Так что парламентская пауза — это выход (временный) из создавшегося положения. Выдавить зубную пасту из тюбика проще простого. Гораздо сложнее «запихнуть» этот парламентский «Блендамед» обратно. На сегодняшний день существует по крайней мере четыре центра в ВР, на основе которых можно построить новую модель фракционных отношений. Это тройка «отказников»: «Трудовая Украина», «регионалы», СДПУ(о), левый блок, представленный коммунистами и социалистами, оппозиция: «Наша Украина» + БЮТ, и некий прообраз спикерской коалиции, в которую могут войти НДП, «Центр», аграрная фракция и промышленники Кинаха. «Союз» Николая Гапочки, «Единая Украина» Богдана Губского и «Деминициативы» играют роль временных попутчиков. При этом ни один из альянсов не является достаточно сильным (в том числе и количеством мандатов) для того, чтобы использовать парламентские рычаги в свою пользу. Правда, лидер народных демократов уверяет, что больше всего шансов создать NEW-большинство — у соперников спикера. Но сложить парламентскую мозаику так, чтобы получилась требуемая комбинация, пока не в силах никто. Надо отступить от заранее заготовленных сценариев и посмотреть, как будут проходить предвыборные бои. Исходя из результатов — действовать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам