Центр – Марчуку: "вас тут не стояло"

Находясь в Феофании, Леонид Данилович подписал несколько кадровых указов, в том числе и о ротациях в составе Антикризисного центра (АКЦ) – в значительной мере засекреченного координационного органа, который отличается от СНБО узкой специализацией: выполнением функций по борьбе с терроризмом. Ничего удивительного в том, что из состава центра вывели бывших и ввели новых руководителей МИДа, МВД и Генпрокуратуры нет, но тот факт, что по решению президента АКЦ покинул шеф министерства обороны, заставляет задуматься. Вообще-то, центр – весьма специфический клуб силовиков (не зря его возглавляет лично глава государства), и подобные перестановки могут свидетельствовать о проблеме доверия к тому или иному должностному лицу.
Сам по себе указ довольно короткий. Им в состав Антикризисного центра введен министр внутренних дел Николай Билоконь, генеральный прокурор Геннадий Васильев, министр иностранных дел Константин Грищенко, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Григорий Рева, глава Службы безопасности Игорь Смешко и премьер-министр Украины Виктор Янукович. Также в составе Антикризисного центра утвержден секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Радченко. В свою очередь из АКЦ выведены: экс-руководители Анатолий Зленко, Святослав Пискун и Юрий Смирнов и действующий министр обороны Евгений Марчук,

Прежде чем перейти к размышлизмам на тему данной ротации, поговорим о центре и его истории. В принципе, создание 7 ноября 2002 года в системе исполнительной власти АКЦ было вызвано велением времени. Во-первых, кругом активизируются террористы, во-вторых, американцы охотно дают на борьбу с ними деньги. И очень важно, чтобы отдельные государственные (и негосударственные) структуры не растащили западные вливания без пользы для дела.

Поэтому центр создавался в «пакете» с комплексом мер по предотвращению террористических опасностей, сразу после того, как Сенат конгресса США одобрил выделение $28,9 млрд. в виде экстренных расходов на борьбу с терроризмом. $200 млн. из них пойдет на борьбу с терроризмом за пределами США. Украина, которая раньше времени отрапортовала, что терроризма у нас нет, поставила себя в положение «альтруиста по глупости»: раз проблем нет, то и денег на их решение нам никто не даст.

Пришлось срочно вспоминать, что за период с 1997 по 2001 годы СБУ было предотвращено более 20 попыток со стороны оффшорных фирм закупить в Украине и поставить за границу оружие и снаряжение в нарушение существующих международных ограничений или с использованием поддельных документов. Да и общественных организаций мусульманской направленности, связанных с партией «Братья-мусульмане», в Украине создано уже 11, а «Братья-мусульмане» это, между прочим, не бюро добрых услуг, а подразделение известной экстремистской структуры. Сотрудникам спецслужб приходится вести наблюдение за нелегальными филиалами тех же «Братьев-мусульман» или «Серых волков», что тоже довольно сложно и дорого. В конце концов, злополучные чеченские информационные центры тоже могут стать источником угрозы. Поэтому Украине тоже нужны деньги на борьбу с терроризмом.

Под этим соусом 15 августа прошлого года Кабинет министров одобрил два «профильных» проекта: постановление правительства «О состоянии выполнения комплексной программы профилактики преступности на 2001-2005 годы» и законопроект «О борьбе с терроризмом». Насколько я помню, законопроектом как раз и предполагалось функционирование межведомственного центра, в задачу которого входит «усовершенствование взаимодействия центральных органов исполнительной власти и специальных органов по борьбе с терроризмом». Центр должен также координировать мероприятия по реализации государственной политики в сфере предотвращения кризисных ситуаций, которые вызваны экстремистскими, либо террористическими проявлениями.

Впрочем, с момента создания АКЦ не принес существенного результата своей деятельностью. По той же банальной причине – отсутствия у нас террористических выходок. Только в последнее время стало ясно, что центр может стать полезным инструментом не только для контроля за использованием госорганами западной финансовой помощи, но и для предотвращения экстраординарных ситуаций.

Трудно поспорить с утверждением, что терроризм подобрался вплотную к нашему тихому «хуторку»: до Стамбула, где под последними взрывами погибло более полусотни мирных жителей, самолетом можно долететь за час с небольшим, и до Москвы, где сожгли три десятка иностранных студентов, тоже. К тому же террористы не всегда бывают исламскими. Мало ли у нас городских сумасшедших, которые подкладывают взрывпакеты в винницкие маршрутки, развешивают дымовые шашки на деревьях Днепропетровска или пугают Виктора Андреевича Ющенко по всей стране. Причем, эффективно пугают: Ющенко уже нигде не появляется без вооруженной охраны. И я его понимаю: пульнули же братишки Иванченко гранатой в Наталью Витренко, что стоит их товарищам по оружию проткнуть колесо самолета, в котором летит лидер нации. Примерно, как это случилось во время вылета президентского самолета в Бразилию, когда у Леонида Даниловича в «самолетном отсеке» все лампочки повыбивало. Правда, автоматчики здесь так же бесполезны, как и гранатометчики, но зато есть повод для размышления компетентным органам.

Из всего вышесказанного понятно, что Антикризисный центр нынче гораздо более «прицельное» оружие, чем СНБО. Не случайно, круг числящихся в его составе должностных лиц ограничен, а заседания не освещаются прессой. Вот только на вопрос, почему туда отныне не входит министр обороны, ответить непросто. По всем правилам, если завтра война (с терроризмом в том числе), то оборонное ведомство должно первым делом встать под ружье. Поэтому было бы логично участие министра в далеко не теоретических дискуссиях силовиков и президента на антикризисные темы. Однако есть какая-то неизвестная для широкого круга общественности причина, по которой было принято именно такое решение: отодвинуть Марчука от центра.

Может, Леонида Даниловича встревожили обострившиеся накануне второй годовщины «кассетного скандала» слухи, что за всем этим стоит Евгений Кириллович? Или обеспокоили уже публичные высказывания некоторых политиков (в том числе лидера коммунистов Петра Симоненко), что министр обороны все знает, но молчит. А может, решили не отвлекать Е.К.М. от такой важной задачи, как борьба с терроризмом в Ираке. Тем более что Кирилловичу давно пора слетать в Багдад и поинтересоваться уже не качеством обувки контрактников, а тем, почему они все время случайно стреляют друг в друга, в себя или насвистывают во время езды в БТРах, отчего последние переворачиваются. И вообще, пора обучить наших солдат пользоваться оружием, ибо, если сюда нежданно нагрянут террористы, мы можем по иракской привычке перестрелять друг друга. И тут уже никакой АКЦ с самыми мудрыми своими директивами не поможет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам