Дамба без крыши

Что обычно происходит между друзьями, если их разделяет водное пространство и один из них хочет соединить разделительную гладь, к примеру, дамбой, чтобы лучше, чаще и взаимовыгодно общаться? Другой друг, если они друзья по-настоящему, в этом случае инициативному не мешает. Если не может помочь. А если может, то помогает. Все с той же целью — лучше дружить. Ну а ежели строить мешает, то это уже не дружба. А нечто иное.

Между Россией и Украиной, подписавшими договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве и многократно объявившими себя стратегическими партнерами, для которых отношения друг с другом являются приоритетом приоритетов, именно это загадочное «иное» сейчас и происходит. В Керченском проливе, разделяющем украинскую Автономную Республику Крым (АРК) и российский Краснодарский край. Там Россия хочет построить дамбу и слиться с партнером в дружественном экстазе на взаимовыгодной экономической основе. А на украинской территории бряцают оружием, спрашивают «зачем вы приперлись?» и норовят перед дамбой под водой ямку вырыть, чтобы, значит, строительство максимально «унэможлывыты». «А смысл?» — спросите вы. «А черт его знает», — ответит любой, кто посвящен в таинства строительства соединительно-защитительных гидротехнических сооружений, коими действительно могут быть дамбы. «Э-э-э-э-э, тут такое намешано, не все так просто», — возразит дока, чувствующий себя как рыба в воде в этом абсурде, который царит сейчас по обе стороны пролива над российскими строителями и украинскими пограничниками.

Чтобы попытаться поставить хоть какие-то точки над «і» в этом деле, нужно вспомнить, как и из-за чего сыр-бор разгорался.

Если послушать российскую сторону, то все выглядит так: 29 сентября сего года местные власти Темрюкского района Краснодарского края вознамерились одним махом решить три проблемы: предотвратить размыв морскими прибоями низкого западного берега российского Таманского полуострова, сохранить рыбные ресурсы, которые, понимаете ли, «вымывает» открытое море, и защитить пахотные земли все на том же Таманском полуострове от засоления водами Азовского и Черного морей. Для этого россияне стали возводить дамбу со стороны Тамани в направлении украинского острова Коса Тузла. Возводить срочно, прямо-таки стахановскими методами, задействовав 130 единиц техники и насыпая денно и нощно по 140 метров земляного вала шириной 40 километров. И уж совсем, видимо, для придания большей солидности своим намерениям близлежащие воинские части российской армии «случайно», то есть, извините, по заранее предусмотренному плану, параллельно провели вполне серьезные учения по высадке военных на некий абстрактный остров. До слияния осталось меньше километра, а стройку решили закончить к 25 октября. Хотя и обещали перед украинской территорией остановиться…

Украинская сторона медленно, но всполошилась: мол, караул, о строительстве не предупредили, стройку, как велят межгосударственные соглашения, не согласовали, а значит, если так пойдет и дальше, то, неровен час, посягнут на священные рубежи родины. И кто бы и что бы ни говорил, а это правда, потому что административная граница между двумя государствами была определена еще в 70-е годы прошлого века советскими начальниками Крымской области УССР и Краснодарского края РСФСР. После развала СССР государственной эта административная разделительная линия пока не стала потому, что Киев и Москва ведут длительные и марудные переговоры о статусе Азовского моря и об определении морской границы между двумя странами. Россия, считая Азов «внутренним морем», хочет обозначить кордон только по дну Керченского пролива, а Украина, естественно, настаивает, чтобы он был полноценным, как положено. А посему украинские власти разных уровней предприняли ряд защитительных шагов различного свойства. Больше всего возбудились депутаты парламента, которые приняли воззвание к своим коллегам из российской Госдумы и предупредили их, что Украина готова инициировать меры для обеспечения суверенитета государства в соответствии с международными нормами.

Меры эти, как вы понимаете, могут быть любые: от обращения в Совет безопасности ООН и другие международные организации за защитой до «отражения наглости» российских строителей вооруженным путем. Об этом в Раде уже говорят открыто. А руководство Государственной пограничной службы Украины уже установило на Тузле пограничную заставу, перебросило туда дополнительные воинские части и тоже «совершенно случайно» затеяло учения, направленные на решение задач усиления охраны острова. В них участвуют подразделения морской охраны Государственной пограничной службы (ГПС) Украины и подразделения для выполнения специальных задач. В частности, четкого определения «участков ответственности морской охраны по блокированию острова и недопущению высадки на него нарушителей приграничного режима». Пока же украинские пограничники применяют к российским ударникам-дамбостроителям исключительно полицейские методы воздействия, то есть предупреждают их, что так, как они, делать нельзя. Скромная Тузла запестрела направленными в сторону соседа плакатами следующего содержания: «Предупреждаем, мы вынуждены применить законные меры физического воздействия!», «Внимание! Вы нарушаете государственную границу Украины!», «Вы приближаетесь к границе суверенной Украины! Остановитесь!», «Наши народы не должны враждовать! Остров Тузла является украинской территорией!». А когда россияне достигнут украинской земли, плакаты развернут обратной стороной, на которой можно будет прочитать: «Все спорные вопросы должны решаться цивилизованными методами на межгосударственном уровне!», «Граждане! Перед вами представители братского славянского народа, не допустите кровопролития и ненужных жертв!», «Требуем прекратить провокацию и покинуть территорию Украины!», «Ваши действия неправомерны! Не заставляйте нас применять законные меры физического воздействия!». Вот так. Цирк, короче, но, чтобы обошлось все же без крови, премьер АРК, начальник штаба гражданской обороны Крыма Сергей Куницын своим приказом поручил провести работы по углублению дна вблизи Косы Тузлы в Керченском проливе со стороны насыпаемой дамбы. На остров уже прибыли экскаваторы и земляные снаряды.

И действительно, сложно, конечно, в чем-либо разобраться. Хотя бы потому, что дамбу решили построить к 25 октября, а министры иностранных дел России и Украины, ответственные за подписание договора о границе, решили собраться и обсудить инцидент в проливе… 30 октября. Однако несколько версий того, почему это все происходит, наклевываются.

Первая версия — хозяйственная. Не исключено, что россияне действительно хотят добиться выполнения обозначенных выше задач и остановиться перед украинской территорией. А строители работают так ударно потому, что им наконец-то дали работу, за которую платят. И работяги тупо и элементарно закрывают наряды и получают деньги за «аккордное» строительство. Не исключено также, что в строительстве дамбы, а потом и моста или тоннеля через оставшуюся часть Керченского пролива заинтересован частный капитал АРК, Краснодарского края и даже Москвы, ибо строить мост через пролив согласен Юрий Лужков. К примеру, по этому мосту, лоббистом которого выступает экс-председатель Верховного Совета АРК Леонид Грач, его инициаторы планируют проложить автостраду, железнодорожную линию, нефтегазопровод и даже водопровод. Если это осуществится, то получится кратчайший путь для товаров обеих стран, а следовательно, и доход от торговли вырастет неимоверно. А торговать можно будет чем угодно, в том числе и контрабандой…

Вторая версия — политическая. Кому-то в Москве и Киеве неймется поссорить Украину и Россию возможным пограничным конфликтом с человеческими жертвами. Например, сорвать ратификацию соглашения о ЕЭП в Верховной Раде и Госдуме. Надо ведь вспомнить, что конфликт разгорается накануне 22 октября, когда в Раде должны пройти парламентские слушания, посвященные российско-украинским отношениям, украинским патриотам-нацдемам только дай поговорить об «агрессивности Москвы». А в России многим не нравится, что тамошний президент Владимир Путин укрепляется в качестве «собирателя земель российских» и спокойно может победить на предстоящих президентских выборах. Вот ВВП и валят таким способом на глазах россиян и всего мира, выставляя агрессором. Многим в Украине и России невыгодна и ратификация договора о границе и о продлении договоров о базировании в Украине Черноморского флота России. Все эти документы и многие другие — политические и экономические — запросто торпедируются «легкой войнушкой» в проливе.

Третья версия — провокационная, тесно связанная с первой и второй. Любая война или конфликт элементарно чреваты сворачиванием нормального демократического развития жизни в стране, чрезвычайщиной и управлением страной, что называется, в ручном режиме, когда нужна «сильная рука». Вот у любителей такой руки и сорвало «крышу», и они решили поконфликтовать. Не зря же в обеих столицах уже заговорили о возможном переносе президентских выборов «на случай войны». И для Украины это актуально как никогда. Не исключено также, что некие провокаторы решили проверить «на вшивость» госслужбы двух стран — МИД, пограничников, местные власти. Или развести политиков в Киеве и в Москве по разным лагерям, чтобы спровоцировать кризис, а потом его же и уладить, доказав тем самым свою «выдающуюся роль» и «непреложную нужность»…

…Короче, все, к сожалению, может быть. А как по мне, так нужно помнить слова мэра Керчи Олега Осадчего, который уже заявил, что построенную такими темпами дамбу снесет первый же шторм. Вот это будет номер, когда шторм случится в ближайшие дни, и мэр окажется прав…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам