Список Хайдера

23 сентября 1986 года американский астрофизик Чарльз Хайдер начал 218-дневную голодовку в Лафайет-парке, как раз напротив Белого дома. Требовал ученый самой малости: мира во всем мире. Ну, и еще парочку совсем уж мелочей – чтобы правительство США избавилось от всех ядерных боеголовок, запретило применение военной силы в международных отношениях и добилось того, чтобы СССР и все другие страны сделали то же самое. Правда, злые языки утверждали, что Чарльз, весивший 135 кг, просто решил похудеть, а заодно разжиться бесплатным PR-ом. А циничные советские граждане вообще придумали лозунг «Хайдер был, Хайдер есть, Хайдер будет есть!»…

В принципе, как минимум одной своей цели героический Хайдер достиг. Нет, Штаты так и не отказались от ядерного оружия. Зато астрофизик похудел почти на полцентнера. С общенациональной известностью тоже не сложилось, поскольку американская пресса и ТВ не очень торопились описывать и показывать танталовы муки Чарльза. Зато советские средства массовой информации захлебывались от восторга, рассказывая, как отважный одинокий борец против боеголовок объявил «смертельную голодовку».

Если верить очевидцам тех давних событий, мысль поголодать во имя мира пришла в голову Хайдера после знакомства с участниками круглосуточной «антиядерной вахты», устроенной, как сообщало тогда ТАСС, «в знак протеста против милитаристской политики администрации». Он начал голодовку 23 сентября и поначалу объявил, что собирается умереть к Рождеству, то есть к 25 декабря, но за две недели до рокового часа 56-летний Чарльз отчего-то передумал и заявил, что умрет к 1 января. Он поведал, что похудел на 45 кг и весит теперь 90. Как писала «The Washington Post», «по словам экспертов, от такой суровой голодовки, которую описывает Хайдер, человек нормального веса уже умер бы». Но борец на тот свет не торопился – его явно поддерживало благородство целей и задач.

Через полгода лишений Хайдер все еще был живехонек, правда, все стал чаще голодать не в парке, а в своей квартире под присмотром бывшей супруги. Зато активисты «антиядерной вахты» со слезами на глазах рассказывали всем желающим, что у Белого дома бедняга вынужден сидеть прямо на земле: у него нет ни стула, ни стола, поскольку городское Управление парков квалифицирует их как запрещенные конструкции. На вполне закономерный вопрос, как управляются «вахтенные» и лично товарищ Хайдер со своими физиологическими потребностями, борцы за мир охотно сообщали, что туалет в парке закрывается в 3 часа дня, а после этого они бегают в соседний «Макдоналдс», который работает до 11 вечера. Ну а ночью каждый справляется как может.

Американские СМИ не проявляли к голодовке Хайдера никакого интереса: в середине января астрофизик жаловался, что о нем много говорят в Японии и в Советском Союзе (где, по словам Хайдера, ему даже посвящали стихи – могу себе представить!), но родное телевидение передало репортаж о нем всего один раз, да и то в четыре часа утра. К марту репортажей стало чуть больше, но не намного, зато о голодовке написали в Саудовской Аравии и в китайском журнале «China Today».

Представители пацифистских организаций Америки относились к голодовке Хайдера скептически, хотя в принципе и разделяли его идеи. Вкратце их позиция сводилась к следующему: о Чарльзе они почти ничего не знают, но полагают, что его акция не пройдет бесследно, хотя вряд ли поднимет массы на борьбу с войной. В то же время требования астрофизика, мягко говоря, довольно широки, поэтому ему, скорее всего, придется умереть, не дождавшись всеобщего разоружения.

Кстати, еще в середине января 1987 года «The Washington Post» писала, что голодовка Хайдера, который, по его словам, принимал только теплую воду и дважды в неделю – морскую соль, близилась к критическому моменту. Когда организм израсходует все жировые запасы, он начнет питаться собственной мышечной тканью, в том числе тканью сердечной мышцы. Исполняющий обязанности директора Института питания Колумбийского университета доктор Морган, ничего не слышавший о вашингтонской голодовке, сказал, что люди, бывало, голодали и по полгода, но после этого пластом лежали на больничной койке с жестокой анемией и затуманиванием сознания. Между тем к тому времени ученый держал голодовку уже семь месяцев, и его друзья утверждали, что голова у него вполне ясная. Профессор Морган заметил, что такое возможно лишь в том случае, если Хайдер принимает витамины. Однако группа поддержки Чарльза уверяла, что никаких витаминов голодающий не принимает.

Из известных американцев Хайдера поддержали лишь левый конгрессмен-афроамериканец Рон Делламс и актер Мартин Шин. Интересно, что на каком-то этапе акции Чарльз сделал уступку своим доброжелателям, предложив, чтобы члены Конгресса поголодали из солидарности с ним по неделе; за каждого голодающего законодателя он был согласен один раз поесть. Никто не откликнулся – даже Делламс и Шин, и Хайдер продолжал поститься, все реже приходя в парк в своей лыжной шапочке с помпончиком.

4 мая 1987 года астрофизик завершил голодовку и через год попытался баллотироваться на пост президента США, но, естественно, проиграл Бушу-старшему.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам