Годик – 2

Год назад это событие бывший генеральный прокурор Михаил Потебенько назвал «большой победой». Как называть ее 365 дней спустя? Вы, наверное, догадались, что речь идет об утверждении парламентом кандидатуры Святослава Пискуна новым шефом ГПУ. 5 июля 2002 года Верховная Рада поддержала бывшего руководителя следственного управления ГНАУ. При этом парламентский ввод Пискуна побил все рекорды: за него отдали голоса 347 народных избранников, причем 70 из них являлись представителями «Нашей Украины».

Приход Святослава Михайловича на Резницкую вряд ли можно назвать безболезненным: ему пришлось выдержать конкуренцию с донецким представителем Геннадием Васильевым, а также дать ряд обещаний, связанных с раскрытием резонансных дел. Тем не менее, поддержка Святослава Михайловича в сессионном зале однозначно продемонстрировала, что президент доминирует в ВР, поскольку именно с его подачи парламент «выбрал» Пискуна генпрокурором. Хотя при этом не обошлось без разговоров о том, что Пискун является креатурой социал-демократов (объединенных), сам состав участников голосования «по Пискуну» (начиная от коммунистов и заканчивая «нашеукраинцами») говорил о том, что не все так просто, и Святослав Михайлович вряд ли ограничится сотрудничеством с одной политической силой. Безусловно, эсдеки поспособствовали парламентскому становлению нового генерального, но вряд ли их вклад в дело Пискуна был столь масштабен, как об этом говорилось.

Собственно говоря, Святослава Михайловича можно назвать прокурором, который сделал себя сам. Поскольку не последнюю роль в определении нового шефа здания на Резницкой сыграли его активность и настойчивость в расследовании экономических преступлений («фишка» – дело банка «Славянский»), создание легендарной базы данных на всех представителей украинского истеблишмента и умение быть нужным и интересным для всех, а не только для СДПУ(о). И хотя эсдеки снабдили нового генпрокурора личным пресс-секретарем, в функции которой входила не столько и не только работа с прессой, сколько «наблюдение за наблюдающим», Святослав Пискун сумел проводить достаточно независимую (от социал-демократов в первую очередь) политику. Правда, единственное, чего не удалось Пискуну – это держаться подальше от политики большой.

Через год, прошедший со времени его назначения на пост главы ГПУ можно с уверенностью сказать, что Святославу Михайловичу не удалось следовать заявленному в момент утверждения в ВР принципу о выведении должности генерального прокурора за скобки политических баталий. Поскольку сами резонансные дела, которые обязался раскрыть новый генеральный, были связаны с громкими политическими именами и не менее громкими скандалами. Напомним, что ключевую роль в презентации кандидатуры Пискуна парламенту сыграли его обещания довести до конца дело Гонгадзе и дело Юлии Тимошенко. Одновременно, Святослав Михайлович должен был сдерживать оппозицию (ее финансово состоявшуюся часть) и присматривать за «большевиками» – чтобы чего не сотворили. Но если две последние установки генпрокурор выполнял, можно сказать, безукоризненно, то с резонансными делами возникли, скажем так, неувязки.

Безусловно, никто не спорит, что лидер «БЮТи» – трудный клиент. Дважды Пискун направлял представление в ВР на лишение Юлии Тимошенко депутатской неприкосновенности, и дважды леди Ю удавалось выйти сухой из воды. Кроме того, Юлии Владимировне и ее адвокатской команде удалось блестяще отбить все атаки судебных инстанций разных уровней и добиться закрытия уголовных дел, возбужденных против нее. В результате чего «дело Тимошенко» является самым оригинальным правовым прецедентом, а сама оппозиционная леди – самым последовательным и жестким оппонентом генерального прокурора. Тимошенко время от времени инициирует вызовы Пискуна на парламентский ковер и угрожает сбором подписей за его отставку. Как правило, это совпадает с активизацией дела против сотрудников корпорации «Единые энергетические системы», через которых Святослав Михайлович пытается добраться и до самой Тимошенко Ю. В. Лидер «БЮТи», естественно, сопротивляется: в последний раз она обвинила генпрокурора в покровительстве наркобизнесу.

Но самое интересно не это, а то, что спустя год люди, считающиеся основными друзьями генпрокурора, перешли в разряд его противников. Речь, понятное дело, идет об эсдеках. Именно объединенные социал-демократы сегодня ведут достаточно откровенную «антипрокурорскую» игру. В качестве одной из ее подач можно вспомнить «конфликт двух П» – между бывшим и нынешним «хозяином» ГПУ, который окончился внешним примирением. Или дело о преследовании СМИ, плохо отзывающихся о президенте. Или «наезды» главы Координационного комитета Ольги Колинько на Генпрокуратуру и обвинения некоторых ее сотрудников в халатности и непрофессионализме.

В общем, готовится почва для недовольства деятельностью шефа конторы на Резницкой. Пошли даже разговоры о том, что «донецкие» готовы не поскупиться и профинансировать «замену» Пискуна на Геннадия Васильева, так и не вжившегося в роль первого заместителя спикера. Кроме того, в последнее время СДПУ(о) акцентирует внимание на публичной политической деятельности Пискуна, которая, по мнению лидера партии, способна перерасти в «работу над формированием собственного политического имиджа». А это может неизвестно чем закончиться. Для того же Виктора Медведчука. Действительно, Святослав Михайлович ведет жизнь публичного политика с амбициями. Сложность в том, что никто не знает, в чем они (эти амбиции) проявятся. Одни говорят, что Пискун – готовый кандидат для организации выборов по российскому сценарию. Другие подозревают, что «дело Лазаренко» в опытных руках генпрокурора – это бомба с часовым механизмом, и сработать она может когда угодно и против кого угодно. Включая и самых высоких лиц страны. Третьи уверяют, что генпрокурор переживет не одного президента, потому что, как мы писали выше, в нем слишком многие нуждаются. В том числе и Виктор Ющенко, команде которого Святослав Михайлович оказывает некоторого рода услуги. Например, «дело «Ленинской Кузницы», с которым связано имя главного финансиста «НУ» и личного друга Ющенко Петра Порошенко, Генпрокуратура сочла недостойным своего внимания.

Исходя из этого, можно утверждать, что кредит парламентского доверия, выданный Пискуну год назад, по-прежнему остается достаточно высоким. Безусловно, повторить рекорд Пискуну сегодня не удалось бы, поскольку количество оппонентов Святослава Михайловича увеличилось по крайней мере на одну фракцию. Но и до отставки ему все же далеко. Потому что Генпрокуратура и ее шеф являются одним из ключевых элементов в системе сдержек и противовесов, любовно выстраиваемой президентом.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам