Демократический индикатор

В четверг, 28 ноября этого года, не только будет утвержден президентом новый состав правительства, которое получило гордое название «коалиционного» и состоит якобы из членов и делегатов парламентского большинства (ПБ), утвердившего нового премьера Виктора Януковича. В этот же день и депутаты могут сделать весомый шаг к тому, чтобы узаконить сам новый порядок и подход к подобному формированию правительства впредь, в будущем. А произойти это может потому, что в этот вторник парламент рассмотрел в первом чтении закон об изменениях в Конституцию, подготовленный рядом депутатов от оппозиции еще в прошлом созыве и в октябре этого года разрешенный Конституционным судом к рассмотрению. Следовательно, в четверг депутаты могут утвердить этот документ в первом чтении – благо дело, несмотря на важность закона, в первом чтении его можно утверждать простым большинством в 226 голосов.

И будет дан старт политической реформе, суть которой – изменение взаимоотношений между ветвями власти. Докладчик по проекту закона, лидер социалистов Александр Мороз заявил, что цель данного документа – «сделать так, чтобы никто не мог узурпировать власть». Закон, по Морозу, должен обеспечить три главные вещи: взаимосвязь и подотчетность властей, их подконтрольность общественному мнению и прозрачность их деятельности. Плюс новый порядок взаимоотношений должен минимизировать субъективные факторы при влиянии на работу органов власти.

Александр Александрович также сообщил, что изменения в Основной Закон коснутся взаимоотношений в треугольнике «парламент – президент – правительство» и должны обеспечить превращение Кабмина в действительно высший орган исполнительной власти, а премьера, если хотите, отметил Мороз, в канцлера немецкого образца. Конституционные новации должны установить следующий порядок формирования правительства: в каждом новом парламенте создается коалиционное большинство, которое и утверждает и снимает премьера и всех министров. Премьер, в свою очередь, также назначает глав местных обладминистраций. Влияние президента на правительство минимизируется, однако глава государства остается гарантом нового баланса во взаимоотношениях между кабинетом и парламентом, потому что получает право распускать ВР, если та в течение 60 дней не смог сформировать Кабмин. Уменьшаются и контрольно-блокирующие полномочия президента: по новому закону для преодоления его вето нужно будет не 300 голосов, а простое большинство. Чтобы у премьера не развивались чрезмерные амбиции, в случае досрочного прекращения полномочий главы государства, его функции будет выполнять до новых выборов спикер парламента от ПБ, а не глава Кабмина, как сейчас. Для пущей легитимности президент будет по-прежнему избираться всенародно. Украина, в случае внесения изменений, будет по форме правления парламентско-президентской, а не президентско-парламентской, как ныне.

Депутаты, конечно, спорили, предлагали свои варианты, и говорить о них пока нет смысла. Однако главным остается другое: поведение парламента точно совпало с планами и мнением президента Кучмы, который, как известно, 24 августа этого года неожиданно для многих тоже выступил за упомянутое выше изменение формы правления. Редкое, надо отметить, совпадение. Равно, как и потрясло поведение главы государства, который еще 16 апреля 2000 года стал застрельщиком всеукраинского референдума, на котором народ якобы проголосовал за еще большее усиление полномочий действующего президента.

Тогда, в 2000 году, депутаты, несмотря на показную приверженность президенту, дружно прокатили имплементацию итогов референдума и азартно втянулись в противостояние: сначала в скрытое – между Кучмой и премьером Виктором Ющенко, а потом и в открытое уличное – между главой государства и разномастной антипрезидентской оппозицией.

Сейчас ситуация принципиально отличается от прежней не только потому, что парламенту предлагают усилить его полномочия. Главная изюминка в том, что политическая реформа началась де-факто, не дожидаясь оформления де-юре. Да-да, речь идет именно о создании ПБ и о формировании кабинета премьера Януковича из выдвиженцев-«большевиков». Зиждется это формирование не на законе, а только на джентльменском соглашении между лидерами «большевистских» фракций и групп, Януковичем и президентом. Никто и нигде кровью договоренность не скреплял, хотя звучали и такие экзотически суровые предложения, и именно это, в принципе, и делает ее крайне уязвимой, ибо нарушить устную клятву могут в равной степени как премьер, так и кто-либо из «большевистских» формирований.

И вот поэтому и нужны соответствующие изменения в Основной Закон, чтобы соблазнов покрутить словом, как цыган солнцем, было меньше, утверждает оппозиция и, в частности, Мороз. Это, во-первых.

А во-вторых, голосование по этому закону станет своеобразным индикатором демократичности в умонастроениях и взглядах как депутатов, так и главы государства, сохраняющего недюжинное и подкрепленное реальными механизмами влияние на «большевиков». Многие из оппозиции утверждают и сейчас, что президент выступил со своей инициативой 24 августа с одной целью – перехватить инициативу у оппозиционеров и трансформировать их протесты из уличной в парламентскую форму. Мороз с этим согласен лишь частично, так как уверен, что только новый порядок взаимоотношений между властями раскрепостит депутатов, избавит их от страха перед фискально-правоохранительными чиновниками и позволит им действовать в парламенте не по принуждению, а согласно политическим взглядам. Это, говорят Мороз и иже с ними, и будет углублять демократию, делать ее подлинной. Но самое интересное в том, что точно так же говорят и президент с соратниками. И потому, похоже, и тем, и другим в стенах парламента осталось только проголосовать за упомянутый закон. А индикатор демократичности, напомним, уже работает…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам