Нацбанк посуровел

Национальный банк становится строже к коммерческим банкам. До 1 декабря они должны «засветить» своих владельцев, в ближайшее время повысить резервы под просроченную дебиторскую задолженность и чем быстрее, тем лучше присоединиться к информационной базе данных о недобросовестных заемщиках. Взамен им разрешено уже завтра начать закрытие счетов, которыми клиенты не пользуются больше месяца. Правда, вместо радости это принесло банкам много мороки.

Как следует из постановления правления НБУ №420 от 31 октября 2002 года «О внесении изменений в положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений», акционеры коммерческих банков, которые владеют свыше 10% уставного фонда, должны попросить на это разрешение. А для получения оного сообщить все свои данные: пакет необходимых бумаг включает копии учредительных документов, финансовую отчетность за последний год, результаты аудиторской проверки, данные об отсутствии задолженности перед бюджетом. А для иностранцев и «оффшорщиков» необходимо к тому же предоставить справки из налоговых органов и центрального банка страны, в которой они зарегистрированы. Срок выдачи разрешений ограничен 17 января 2003 года. После этой даты оставшиеся в тени учредители будут лишены права голоса по своим акциям на ежегодных собраниях акционеров.

Специалисты считают, что желание Нацбанка провести «инвентаризацию учредителей» связано с тем, что некоторые из них в последнее время приобрели значительные пакеты акций (напрямую или через аффилированные структуры), без разрешения ведомства Владимира Стельмаха. Кроме того, многие акционеры банков, которые значатся в реестрах НБУ, не указывают в своей финансовой отчетности данные об своих инвестициях в уставные фонды.

Немного раньше Национальный банк инициировал создание единой информационной системы учета недобросовестных заемщиков. То есть реестра физических лиц и мошеннических фирм, которые имеют просроченную задолженность по займам во многих банках. Финансовые учреждения-участники системы, которую Национальный банк запустил еще год назад, должны регулярно предоставлять НБУ информацию о своих клиентах, имеющих просроченную задолженность. И взамен смогут в течение года бесплатно пользоваться информацией, пока НБУ не выставит прайс-лист стоимости этих услуг.

Добровольно-принудительное присоединение к участию в «клубе информаторов» Стельмах стимулирует, угрожая опубликовать в прессе список неприсоединившихся банков, чья кредитная политика будет автоматически признана непрозрачной, и усилить надзор за их деятельностью. В результате из действующих на сегодняшний момент 154 коммерческих банков 114 присоединились к системе. В том числе – «Проминвестбанк», «Укрсоцбанк» и «Аваль», входящие в восьмерку наиболее крупных украинских банков. Правда, сказать, что это очень поможет службам безопасности финансовых учреждений, было бы сильным преувеличением. Уже много лет в Украине существовал неофициальный «черный список» тех, кто ворует деньги методом невозвратных кредитов, но мошенники так ловко меняли все – от реквизитов до внешности, что их далеко не всегда идентифицировали.

Еще одно требование касается формирования резервов под дебиторскую задолженность. Так, если срок дебиторской задолженности, независимо от ее происхождения превышает год, банк должен будет сформировать резервы в размере 100%. При этом надо заметить, что Нацбанк сурово следит за ликвидностью банковской системы, благодаря чему в 2001 году банки уменьшили долю проблемных кредитов в кредитном портфеле с 11,9% до 6%.

Наконец, с 8 ноября украинские банки смогут закрывать текущие счета юридических и физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности при трех условиях: если операции по ним не проводятся в течение 30 дней, по данным счетам не учитываются остатки средств, а договором между банком и клиентом не предусмотрен иной порядок закрытия счета. Раньше закрыть текущие счета можно было только на основании заявления владельца счета или по решению суда о ликвидации предприятия.

Понятно, что эта мера введена для борьбы с фиктивными фирмами, хотя неиспользование счета в течение 30 дней вовсе не означает фиктивность коммерческой структуры. Она просто может некоторое время не работать. Или не получать денег. Поэтому банкиры полагают: единственное, чего достигнет Нацбанк таким требованием – это увеличение количества формальных проводок. Фирмы будут просто гонять друг другу мелкие перечисления, чтобы им не закрыли счета. Пять гривен туда, пять обратно. Представьте, какую мороку это задаст банкирам, которым придется проводить массу подобных платежек? Впрочем, как показывает опыт, банки обычно не возражают против любых нововведений НБУ вслух. Они просто учатся к ним приспосабливаться и помогают сделать это своим клиентам.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам