"Укртатнафта" без Украины

Уже несколько месяцев в деловых кругах настойчиво циркулируют слухи о возможной продаже госпакета акций последнего оставшегося в украинской собственности НПЗ: «Укртатнафты». И чем активнее их опровергают должностные лица, тем меньше сомнений остается в том, что единственный НПЗ, способный перерабатывать высокосернистую нефть и производящий более половины бензинов и дизельного топлива, потребляемого на Украине, скоро уйдет в чужие руки.

Борьба начинается

Отношения украинской и татарской сторон никогда не были безоблачными. Лет пять подряд поставки сырья со стороны «Татнефти» были уменьшены в несколько раз в связи с возросшими долгами завода перед поставщиком. Только в августе-октябре 2001 года вопрос загрузки мощностей решился параллельно со сменой прежнего руководства. Во главе предприятия стал Юрий Бойко – выпускник московского химико-технологического института им. Менделеева, бывший председатель правления «ЛиНОСа» и теперешний глава «Нефтегаза Украины». Именно при Бойко с лучшей перерабатывающей установки был изгнан арендатор – компания «Инфокс», а вскоре по внутренним причинам ушел восвояси поставщик нефти «Славнефть». Но «правление» Бойко запомнилось не только этими процессами, широко обсуждавшимися в прессе. Был еще один момент, заинтересовавший скорее не читающую публику, а узкий круг специалистов: вокруг госпакета акций «Укртатнефти» разразилась скрытая борьба. Правда, справедливости ради надо сказать, что фактически началась она еще при предшественнике Бойко Владимире Матыцыне с письма руководства «Татнефти», в котором содержалось предложение взять в управление 43% акций НПЗ, принадлежащих ФГИУ. Потом якобы были подобные письма от ТНК, «Юкоса» и «Славнефти», на которые президент Леонид Кучма дал ответ тогдашнему руководителю «Славнефти» Михаилу Гуцериеву в присутствии вице-премьера Олега Дубины: «Нет, мы это делать не будем потому, что Кременчугский НПЗ – последнее украинское предприятие, и оно имеет стратегическое значение для всего государства». В принципе, на этом разговор был закончен. Но борьба вокруг контроля над привлекательным промышленным объектом только началась.

Блуждающие акции

Как видно из состава акционеров, около 18% акций НПЗ принадлежали компаниям «Ам Ruz» и «Seagroup». Весной этого года Хозяйственный суд признал недействительным договора, согласно которым несколько лет назад эти компании получили право на акции. Однако недавно апелляционный суд признал решение Хозяйственного суда недействительным и акции снова оказались у иностранных инвесторов.

Выписка из досье.
Корпорация «Seagroup» возникла в 1994 году, а в 1997-м стала заниматься торговлей нефтью в Украине. Обороты составляли $100 млн. в год. В 1999 году Фонд госимущества одобрил покупку доли в «Укртатнафте» корпорацией «Seagroup» за векселя на сумму $35,8 млн.. А год спустя «Укртатнафта» и «Seagroup» приняли дополнение к соглашению, разрешающее погашение векселей поставками нефти. Еще через год, в августе 2001-го, «Укртатнафта» продала векселя стороннему инвестору. В «Укртатнафте» утверждают, что «Seagroup» не смогла выкупить свои векселя и оплатить свою долю нефтью. Этот отказ означал, что Фонду госимущества Украины – одному из основных акционеров «Укртатнафты», всегда игравшему ключевую роль на предприятии – американские инвесторы внезапно стали не нужны. И вывод подтверждается дальнейшим развитием событий. Фонд обратился в хозяйственный суд Киева с иском о признании соглашения недействительным. Иск был удовлетворен. В результате Фонд госимущества получил возможность контролировать большинство на собрании акционеров «Укртатнафты». Иностранный акционер твердо намерен отстаивать свои права в суде: «Seagroup» подала апелляцию, и эта апелляция была удовлетворена. О швейцарской компании «Ам Ruz» известно еще меньше, кроме того, что она может быть близка к бывшему опальному руководству Кременчугского завода.

В любом случае, обеим этим компаниям их «акционерство» приносит в последнее время больше головной боли и судебных расходов, чем радости и прибыли. И выигрыш ими судебного дела – не что иное, как знак того, что у «Укртатнафты» ослабели руководящие узды, так как в связи с переходом Бойко в «Нефтегаз Украины» все наиболее толковые менеджеры также переехали в Киев.

Так что, выиграв суд, иностранные инвесторы вполне могут продать свои акции татарам: либо «Татнефти», либо Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (что, в принципе, одно и то же).

Незваный акционер… может быть татарином

«Татнефть» – одна из ведущих российских нефтяных компаний. По объемам добычи нефти она занимает пятое место в России – 100 млн. т в год, но при этом располагает всего тремя не слишком мощными НПЗ, строит четвертое и очень крепко держится за Кременчуг. Когда разговоры об интересе других российских компаний к участию в управлении акциями НПЗ перешли в «опасную» стадию, татары срочно взяли на себя дополнительные обязательства по поставке нефти на завод – 400 тыс. т в месяц и подписали протокол о перспективах развития ЗАО «Транснациональная финансово-промышленная НК «Укртатнафта», по которому размер инвестиций должен составить $200 млн. По сути, именно обязательства Татарии принять участие в модернизации Кременчугского НПЗ российская пресса назвала ценой временного отказа от продажи пакета ФГИ.

Интересная деталь: первый вице-премьер Украины Олег Дубина, проводивший эти переговоры, заявил журналистам, что «после подписания инвестиционного плана вопрос о продаже пакета акций Кременчугского НПЗ не стоит так остро». По его словам, «улучшается менеджмент на заводе, благодаря чему с августа прошлого года Кременчугский НПЗ работает прибыльно». Говорят, что вице-премьер республики Татарстан Равиль Муратов, возглавляющий наблюдательный совет «Укртатнафты», только иронично улыбнулся. Вероятно, припомнив, сколько усилий стоило ему лично выбивание из завода долгов в $20 млн., из-за которых и были в свое время резко уменьшены поставки нефти.

Будем откровенны: татарам было бы спокойнее, если бы их доля собственности в «Укртатнафте» выросла хотя бы до 45%, не говоря уже о розовой мечте о контрольном пакете акций. Поэтому, если парламентеры из «Ам Ruz» и «Seagroup» предложат купить их 18%, в Казани, скорее всего, не будут долго раздумывать. А тем более скупиться на такой покупке. А как же интересы Украины? Не иметь контроля ни над одним нефтеперерабатывающим заводом для страны все равно, что сдать в аренду пост президента. Все НПЗ сейчас находятся «под» российскими компаниями. Случись через пару лет нечто экстраординарное в двусторонних отношениях (например, придет к власти новый президент по фамилии Ющенко с правыми взглядами), и россияне банальным приостановлением поставок нефтепродуктов сделают нам такой «бензиновый голод», что километровые очереди на заправках летом 1999 года покажутся детским лепетом.

В этой ситуации руководство НПЗ заняло очень оригинальную позицию. И.о. председателя правления Сергей Перелома либо не комментирует, либо коротко опровергает слухи о возможности увеличения татарами своей акционерной доли. Вместе с тем, он, судя по всему, придерживается мнения, что все эти процессы – не его ума дело. Дескать, пусть ими интересуются люди «наверху». Например, тот же вице-премьер Олег Дубина, который традиционного патронирует предприятие и чьим протеже является господин Перелома.

Выписка из досье.
Перелома Сергей Витальевич, 1972 года рождения. Окончил Институт международных отношений Киевского университета им. Т. Г. Шевченко, специалист по международным, экономическим отношениям, референт-переводчик с английского языка. Работал менеджером финансового департамента ОАО «Торговый дом», заместителем начальника валютного управления «Проминвестбанка», начальником департамента обслуживания долговых обязательств «Украинской государственной кредитно-инвестиционной компании», председателем правления ЗАО «Страховая компания «Оранта Життя», заместителем финансового директора, а затем и финансовым директором комбината «Криворожсталь» (в то время, когда директором предприятия был О. Дубина). С марта 2002 года – и.о. председателя правления ЗАО «Укртатнафта».

Конечно, в период отпусков, парламентских каникул и углубленности отдельных вице-премьеров исключительно в проблему создания консорциума по управлению трубопроводами мало кто ожидает существенных изменений в системе владения нефтяной сферой Украины. А зря. Ведь давно замечено, что все эпохальные экономические, да и политические события, включая начало войн, происходят тогда, когда их меньше всего ждут.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам