Остров Свободы

Небритый мужик, только-только отмотавший срок, приходит в московскую турфирму и спрашивает, почем стоит улететь на Кубу. Над менеджером, к которой он обращается, висит рекламный плакат: пальмы, океан, белоснежные здания и надпись – «Остров Свободы». Оказывается, что слетать туда дорого. Но у мужика есть мечта – рвануть на Кубу. Это первые кадры одного из российских фильмов. Или вот сюжет из книги: рекламный агент перед банкротством столичной FM-радиостанции честно свистнул из кассы тридцать штук баксов и резко уехал из страны.
Опять-таки на Кубу. Потому что всю жизнь мечтал найти одно из редких изданий Хемингуэя. Эпизод из сериала «Маргоша», который смотрит мой кот Фредди: фотограф одного из глянцевых мужских журналов замолаживает девушку рассказами о прелестях кубинского побережья. Типа уже пять раз был и все оторваться (от Кубы) не могу. Мохито, Фидель Кастро, сигары, ром, охота на меч-рыбу. Кстати, насчет кота – чистая правда. Как только звучат первые, традиционно исковерканные Ильей Лагутенко слова из «заставочной» песни к сериалу – «Осталось, никаких сомнений» (из серии: «боль ужасный»), из глубины квартиры разболтанно-вызывающей походкой а ля ранний Путин выруливает кошак и приступает к просмотру.

Подобных примеров (не с кошаком, а с Кубой) можно приводить много. В последние годы остров Свободы становится культовым брэндом. Думаете, дело только в его туристической привлекательности? Поехать, оттянуться, а потом хвастаться удачным отжигом перед друзьями? Отрицать притягательность экзотического отдыха на Кубе не стану. Но дело не только и даже не столько в этом. В современном мире, глобализированно, то есть строем, катящемся в финансовую пропасть, кубинская республика заняла уникальную культурно-политическую нишу. Особенно в тех странах, которые принято считать «постсоветским пространством».

Уже не одно поколение экс-совков думает, что Фидель вечен. Не знаю, как так получилось, но лично я давно знаю этого человека. Всю жизнь он «вставлял» американцам по первое число. Поскольку в те времена его позиция полностью совпадала с официальной идеологией, то он был лучшим другом СССР. Америка, естественно, позиционировалась в качестве главного врага. Но как-то «сверху», поскольку тертые джинсы с заветным лейблом «Made in USA» и группа «Eagles» наносили непоправимый урон советской пропаганде. Хотя на чисто бытовом уровне в Советской Армии считалось правилом хорошего тона словесно надрать зад американскому империализму. Причем искренне. Правда, некая двойственность все же оставалась. Шли годы. Во время перестройки советское руководство как-то охладело к Кубе. Типа, мы теперь корешимся с западным цивилизованным миром.

Однако на бытовом уровне симпатии к острову Свободы остались. Очень хорошо помню 1986 год. Как раз дембельнулся во время взрыва реактора на Чернобыльской АЭС. Приехал в Киев. Из всех иностранных студентов, обучающихся в Киевском госуниверситете, остались одни кубинцы. Остальные ломанули подальше. А эти ребята пришли к ректору и сказали: «Фидель сказал – надо быть с вами. Что нужно делать?». Деталь, конечно, но какая…

Странное дело: прошли десятилетия, однако лидер кубинской революции по-прежнему драл (простите за выражение) американцев во все места. Но теперь его позиция оказалась востребованной. Причем не по принуждению сверху. В мире начался кубинский идеологический ренессанс. Особенно в странах Латинской Америки. Команданте революции опять является интеллектуальным лидером. Любопытный исторический феномен, не правда ли? Обычно подобное признание, граничащее с фетишизмом, приходит к политическим лидерам, как и к художникам, уже после смерти. Но Фидель Кастро переплюнул всех. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, команданте революции продолжает «зажигать». И, как ни странно, именно Украина поймала глобальный геополитический «мэйнстрим». Почему странно, надеюсь, объяснять не надо. У нас, как вы все прекрасно знаете, все делается через одно, всем известное место. А тут вдруг порадовало харьковское издательство «Фолио», которое опубликовало 58 эссе команданте Фиделя, написанных в 2007-2008 годах. Книга, которая уже появилась в продаже, называется «Фидель Кастро: размышления команданте революции». Фишка же заключается в том, что сборник в рекордно короткие сроки был издан именно в Украине. За бортом остались уважаемые испанские и российские монстры, которые только анонсировали его выход. А «Фолио», как говорится, «раздуплилось» раньше. Фидель Кастро передал права на издание харьковскому издательству, которое уловило интерес украинских интеллектуалов к культовой фигуре XX века. Не без подсказки и более чем активного участия Дмитрия Табачника, написавшего предисловие к книге.

В посольстве Кубы в Украине 11 марта состоялась презентация издания, в которой приняли участие кубинский посол, Дмитрий Табачник и директор издательства «Фолио». Честно говоря, давненько не бывал на подобных мероприятиях, но по такому случаю решил тряхнуть тем, чем обычно встряхивают в подобных случаях. Народу в небольшой конференц-зал набилось более чем достаточно. Не скажу, что все журналисты, хотя были и «шакалы пера». Встречались совершенно уникальные личности в застиранных гимнастерках, дамочки, давным-давно миновавшие бальзаковский возраст, но старающиеся этого не замечать, личности с горящими глазами и журналом «Современный марксизм» под мышкой. Мне уже давно не приходилось слышать вопросов длительностью в 5-6 минут, смысл которых сводился к изложению неких парадоксальных взглядов говорящего на отдельную проблему мироздания, актуальную в 1961 году. Я думал, уже так не делают. Оказалось, что ошибался. Но это всего лишь говорит об определенной «отмороженности» украинского левого движения. На самом же деле книга рассчитана не на них. 

Фидель действительно интересен как прекрасный публицист. «Кастро доказал, что можно добиваться поразительных успехов, исповедуя идеалы, кардинально отличные от тотально навязываемых мифов атлантизма», – пишет в предисловии к изданию Дмитрий Табачник. И это правда. В украинском обществе после мощного идеологического прессинга различными «голодоморами», «шухевичами», «вояками», НАТО образовался вакуум, который вполне может заполнить команданте революции. Благо, в отличие от лидеров «оранжевой» революции, кубинский вождь не предавал своих последователей. Несмотря на полувековое противостояние с самой мощной сверхдержавой мира. «Если ты скажешь да, я тебя убью. Если ты скажешь нет, неважно, все равно я тебя убью. Такова стратегия американской империи по отношению к Кубе», – пишет Фидель Кастро. Или вот еще: «Куба на протяжении десятилетий посылала добровольцев на войну за независимость в Африке. Она никогда не искала топлива, сырья или прибавочной стоимости. А какие идеалы защищают в Ираке грузинские солдаты?».

И в заключение еще раз процитирую Дмитрия Табачника: «Для меня совершенно очевидно, что и спустя столетия Фиделя Кастро будут читать с таким же интересом, как сейчас мы читаем Тита Ливия, Плиния Старшего или Публия Корнелия Тацита. Пусть описываемые блестящими древними историками и мыслителями подробности политики Римской империи нас и не особо волнуют, но мы находим в их трудах подлинную философию и бросающиеся в глаза параллели с днем сегодняшним». 

Книгу можно заказать в интернет-магазине "Фолио" (www.bookpost.com.ua) или почтой "Книжный клуб "Фолио", г. Харьков, 61052, а/я 46, тел. (057) 715-61-19

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам