Украина – не Франция, или Еще раз о налоге на роскошь

Наш законопроект о налоге на богатство коротает летние парламентские каникулы на доработке. В России идет дискуссия на тему «не много ли для Рублевки платить 1% в бюджет с 2014 года». А во Франции победившие на выборах социалисты собираются ввести на три года 75%-й налог для граждан, чей ежегодный доход превышает миллион евро. СМИ окрестили его налогом на роскошь, хотя такой фискальный атрибут в законодательстве Франции уже имеется…
Социалисты они и есть социалисты, даже в развитой капиталистической стране. Забирать у богатых и отдавать бедным – это их принцип. Но, как правило, декларируемый на словах во время выборов.

Новый французский президент Франсуа Олланд, похоже, хочет заставить избирателей поверить в то, что его слова не расходятся с делами. Особенно, если у доверившей ему своей будущее страны дела (пардон за каламбур) весьма плохи.

Как ранее подсчитали аудиторы Счетной палаты Франции, дефицит бюджета в этом году достигнет 8 млрд. евро, объем госдолга грозит достигнуть 90% ВВП. Страна уже должна кредиторам 1,8 трлн. евро. Т.е., если не затянуть пояса, то одна из крупнейших экономик Европы рискует оказаться в той же долговой яме, что и соседние Италия с Испанией.

Но где взять деньги? Разные правительства отвечают на этот вопрос по-разному. Новые французские власти считают, что нужно потрясти кошельки богатых. Временно. Пока не преодолены экономические трудности. Не лучший путь, но он позволит не отнимать помощь у бедных, как это сделало испанское правительство, вызвав многочисленные акции протеста.

По расчетам минфина Франции, введение нового налога добавит в госказну 7,2 млрд. евро. Вроде бы немало. Но, смотря с чем сравнивать: так, чтобы выйти на бюджет без дефицита, стране нужно привлечь дополнительные 6-10 млрд. евро в этом году и еще 33 млрд. евро в следующем.

Поэтому главный вопрос состоит в том, будут ли французские миллионеры столь сознательны, чтобы отдавать три четверти своих доходов в государственную казну. Понятно, что с голоду они не помрут, и даже 25% прибыли им хватит, чтобы кардинально не менять привычный образ жизни.

Но… Как пишет газета Le Figaro, реальность пока подтверждает наработанный годами опыт, что налог на роскошь во всех его разновидностях приводит к оттоку капитала из страны. Действительно, уже зафиксировано, что состоятельные французы все чаще мелькают среди покупателей элитного жилья в Лондоне. При этом многие переводят туда не только личное состояние, но и бизнес. В Англии налоги пока гуманнее.

К тому же следует учесть, что и сейчас во Франции за красивую жизнь приходится немало платить в казну. В частности, все владельцы недвижимости дороже 1,3 млн. евро отчисляют специальный ежегодный налог от стоимости объекта, стартующий с цифры 0,25% и достигающий отметки 0,5% (для особняков, стоимость которых превышает 3 млн. евро).

У нас отсутствует культура налогообложения доходов по-настоящему богатых людей. И все попытки ввести налог на роскошь скатываются к тому, что его будет платить средний класс. Именно потому правительство и не спешит с нововведением

Но и тем, кто роскошным жильем не обзавелся, приходится отдавать в казну до 1,8%, если их состояние больше 760 тыс. евро. Облагается налогом во Франции (как и в многих других странах мира) и проживание в дорогих отелях.

И это не все. Во Франции, как и в Италии, Аргентине, Норвегии, Индии и Швейцарии личное имущество не первой, скажем так, необходимости (включая акции, картины, драгоценности и так далее), облагается специальным налогом по прогрессивной шкале. С 800 тыс. евро берут 0,55%, с более значимых сумм – 1,80%.

Когда к этому добавится еще и трехлетнее изъятие 75% доходов, многие зажиточные французы призадумаются: не слишком ли щедры они к бюджету своей страны? Тем более, что замечено: если в первый год правительству не удается собрать столько, сколько они задумали, есть шанс, что фискальное нововведение может быть отменено.

Так было в Штатах. В 1991 году Джордж Буш-старший решил добыть немного денег на операцию «Буря в пустыне» и ввел налог на роскошь (яхты, шубы, самолеты, дорогие авто). Однако патриотичные американцы явно продемонстрировали ему, что любовь к родине – это одно, а деньги – другое.

Чтобы уберечь от налогообложения яхты, богатые люди стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же частные судна. В то же время во Флориде 13 тыс. сотрудников индустрии элитного судостроения остались без работы. И так во всем. Через два года налог отменили.

И все-таки многие аналитики, в том числе – обозреватели русской службы Би-би-си, считают, что Олланд своего добьется. Уверенность экспертного сообщества базируется на фискальных традициях Франции.

Согласно рейтингу Forbes, у нее один из самых строгих налоговых режимов в Европе. Даже Швеция со своим «шведским социализмом» осталась позади. Уже сейчас максимальная ставка подоходного налога во Франции составляет 52%. А совокупность отчислений на имущество и недвижимость приносит казне ежегодно $2,6 млрд. Так посчитал французский экономист Эрик Пише. После того, как у миллионеров заберут 75% их дохода, эта сумма просто вырастет в разы. Может, не так, как планирует правительство, но больше, чем если бы речь шла о нашей стране.

Почему же то, что привычно для Франции, никак не получается реализовать в Украине? Известный экономист Виктор Суслов говорит, что у нас отсутствует культура налогообложения доходов по-настоящему богатых людей. И все попытки ввести налог на роскошь скатываются к тому, что его будет платить средний класс. Именно потому правительство и не спешит с нововведением.

«Если мы хотим повысить фискальную нагрузку на миллионеров, следует, во-первых, ввести прогрессивную шкалу налогообложения, – подтверждает мнение экономиста представитель фондового рынка. – Во-вторых, необходимо расширить перечень доходов, которые нужно делить с казной. Например, сейчас один из самых популярных способов заработать – это продать дороже акции, купленные ранее дешевле. Грубо говоря, в прошлом году акция стоила 100 грн., вдруг ее цена на бирже подпрыгнула и владелец сумел продать ее за 1000 грн. Разница не облагается налогом. Поэтому типичны случаи, когда повышение (или понижение) цены акции происходило по просьбам влиятельных лиц. Бирж-то у нас сколько? И все они работают, как хотят. Знаю случаи, когда акции с поразительной выгодностью для себя продавали крупные чиновники, бывшие руководители Нацбанка, в том числе – нынешние лидеры оппозиции. Причем накануне принятия решений в пользу заинтересованных коммерческих структур. Как им удалось так успешно и вовремя сыграть на конъюнктуре рынка, догадайтесь сами…».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам