Деньги МВФ: откуда пришли, туда и ушли

Не сбываются, однако, прогнозы, что с получением кредита МВФ гривна укрепится. Уже пришли $3 млрд. от МВФ, подписан договор займа с ЕС на 1 млрд. евро, Швейцария щедрой рукой отсыпала нам 20 млн. своих франков, а доллар на межбанке снова растет. В чем загвоздка? Похоже, что в разочаровании. Выяснилось, что деньги МВФ скоро уйдут туда, откуда пришли – на Запад: нам их дали для того, чтобы рассчитаться по внешним кредитам. Поэтому самая главная задача правящей команды – придумать схему, как бы не платить…

Денег много не бывает. Эта истина стала очевидной именно сейчас, когда западная финансовая помощь обрушилась на нас потоком весеннего ливня. Главным образом, конечно, на словах. Но кое-что дают на практике. Из последних новостей на эту тему: 13 мая министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер во время встречи с Арсением Яценюком заявил, что для Украины готовится отдельная помощь от немецкой стороны. Скорее всего, она войдет значительной частью в так называемый «пакет Баррозу» – 355 млн. евро на проведение реформ.

К ним добавляются 10 млн. евро на поддержку гражданского общества. А также не названная пока сумма частной помощи немецких компаний украинскому аграрному сектору. Отдельный подарок сделало швейцарское правительство – оно предоставило Украине 20 млн. швейцарских франков (264 млн. грн.) технической помощи и пообещало дать еще.

Но самый большой куш наша страна получила от МВФ – $3,2 млрд. Сначала хотели большую его часть отдать России. Но Москва заявила, что украинский долг за газ составляет уже не $2,16 млрд., а почти $3,5 млрд. Поэтому решили «Газпрому» пока не платить. И вообще попробовать занять под эти цели путем выпуска новых облигаций Минфина. Что и было немедленно сделано: ОВГЗ на 2 млрд. грн. под 17% годовых со сроком обращения 714 дней были размещены 13 мая.

Что же касается денег МВФ, то, как заявил министр финансов Александр Шлапак, они в полном объеме пойдут на погашение внешних обязательств страны. С большой вероятностью можно сказать, что туда же, а вовсе не на структурные реформы, отправится и заем Евросоюза в 1 млрд. евро. Это не удивительно, поскольку других источников погашения долгов перед Западом у нас нет. А прощать долги нам никто не намерен.

Но самый большой куш наша страна получила от МВФ – $3,2 млрд. Сначала хотели большую его часть отдать России. Но Москва заявила, что украинский долг за газ составляет уже не $2,16 млрд., а почти $3,5 млрд. Поэтому решили «Газпрому» пока не платить

Для справки. Общий объем внешнего госдолга Украины в начале этого года составлял $37,4 млрд. В эту сумму входят как непосредственно государственные, так и гарантированные обязательства. Более $8 млрд. нужно будет выплатить в ближайшие месяцы. Соотношение госдолга к ВВП до конца нынешнего года может составить уже около 44%. А в 2015 году, по расчетам Министерства финансов, достичь отметки 55%. За последние 10 лет это наибольший уровень долговой нагрузки.

Очевидно, что с этим нужно что-то делать, иначе все деньги, которые мы с таким трудом и почти мазохистскими уступками выбиваем у МВФ, будут проходить через Украину лишь транзитом. И если до получения кредита данный факт как-то уходил на второй план, то сейчас он стал настолько очевидным, что финансовый рынок не смог скрыть разочарования и доллар вновь скакнул вверх.

Судя по всему, больше всего опечалились банки, которые рассчитывали, что из свежих долларов МВФ им перепадут новые кредиты рефинансирования. Фигушки! Банкам не только не предложили новых объемов финансовой поддержки, но даже дополнительно ограничили (неофициально!) доступ к доллару.

Осведомленные источники поясняют это тем, что доллары отдадут иностранным структурам, которые собрались эвакуировать свои активы и ждали возможности конвертировать их в доллары. Действительно, не могут же они вывезти в Англию и Швейцарию свои капиталы в гривне. Куда они ее потом денут? А так МВФ дал валюту, можно провести обмен и «тикать» куда глаза глядят. И снова у власти нет никаких рычагов, чтобы остановить инвесторов по-хорошему. Но зато есть идеи…

В середине апреля в парламенте был зарегистрирован проект постановления №6470 «Об организации работы по улучшению инвестиционной привлекательности Украины». Автор этого документа некий депутат Непомнящий, который раньше был в БЮТе, предлагает украинскому правительству начать переговоры с МВФ, Парижским и Лондонским клубами относительно списания и реструктуризации государственного и гарантированного долга. Речь идет о более чем половине долговых обязательств. А в качестве аргумента приводится позитивный исторический опыт в этом направлении.

Напомню, что в 2000-2002 годах украинским чиновникам удалось договориться о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба – на 12 лет. Механизм договоренности предусматривал осуществление 18 одинаковых по объемам полугодовых платежей с трехлетним льготным периодом. Собственно для решения данной задачи Леонид Кучма после победы на выборах 1999 года назначил премьером любимца Запада Виктора Ющенко.

Однако правильно говорят мудрецы, что нельзя дважды вступить в одну реку. В то время была другая конъюнктура в мире и другая ситуация в Украине. Мы не воевали с Россией, а дружили. И газ получали почти «на шару», по бартеру, в оплату транзита. Соответственно торговый баланс был совершенно иным

Однако правильно говорят мудрецы, что нельзя дважды вступить в одну реку. В то время была другая конъюнктура в мире и другая ситуация в Украине. Мы не воевали с Россией, а дружили. И газ получали почти «на шару», по бартеру, в оплату транзита. Соответственно торговый баланс был совершенно иным.

Сейчас Украина превращается в страну перманентной антитеррористической кампании, которая признана лучшим средством распугивания инвесторов. Никто не знает, что будет завтра, поэтому вопрос реструктуризации внешнего долга, в особенности корпоративного, вообще не встает.

Как отмечает в блоге на «Лига.нет» руководитель аналитического департамента инвесткомпании SP Advisors Виталий Ваврищук, именно ОТКАЗ ОТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГА является предусловием получения кредитов от международных финансовых организаций (МФО). «Мы твердо убеждены, что отказ от реструктуризации суверенного долга является одним из ключевых условий получения финансовой помощи от международных финансовых организаций. Хоть этот принцип и не может быть технически прописан в документах, он остается критически важной (неформальной) составляющей договоренностей. Любая реструктуризация суверенного долга приведет к длительной паузе в работе с МФО, не оставляя Украине ни единого шанса привлечь деньги в этом году», – отмечает он.

Но вероятность того, что правительство затеет переговоры с иностранными кредиторами, ссылаясь на бедность и войну, достаточно велика. Еще больше вероятность (почти очевидная), что оно не достигнет на этом поприще видимых успехов, а погрузится в пучину нескончаемых переговоров и согласований, в которых европейцы – великие мастера.

И тогда у него ничего не останется, как не отдавать долги внутренним заимодателям. Преимущественно банкам. Провести волевым порядкам реструктуризацию рынка ОВГЗ и перенести выплаты, допустим, с этого года на 2024-й. Добавив в порядке «утирания слез» лишний процентик к ставке. Специалисты говорят, что финансовому рынку этого и не хватает для полного краха. Особенно банкам, которые и так с трудом и далеко не все возвращают гражданам их сбережения.

«Реструктуризация суверенного долга будет крайне губительна и для корпоративного сектора, который остро нуждается в привлечении капитала за рубежом, – пишет Виталий Ваврищук. – Частные компании ищут пути рефинансирования валютных долгов. Многие вынуждены будут объявить дефолт, если внешние рынки останутся закрытыми до конца года. Это значительно ухудшит и без того сложную ситуацию в экономике.

Структура суверенного валютного долга оставляет мало возможностей для реструктуризации в текущем году. Из $5,4 млрд. долга с погашением до конца года около 33% составляют кредиты МВФ. На валютные ОВГЗ приходится 19% долга. Мы считаем, что ОВГЗ ни при каких условиях не будут реструктуризированы, поскольку это может значительно усугубить ситуацию в банковском секторе. Таким образом, Украина теоретически может реструктуризировать лишь суверенные облигации на сумму $1 млрд. и еврооблигации «Нефтегаза» на сумму $1,6 млрд. В целом, эти $2,6 млрд. составляют лишь 11-13% от суммы финансовой помощи Украине. Реструктуризация этой суммы существенно не облегчит график обслуживания долга, но приведет к значительным негативным побочным эффектам для Украины…» (конец цитаты). Комментарии нужны? По-моему, вопрос риторический…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам