Льготы, оплаченные кровью: наше сырье уже в Европе

Имплементация отложена, но экспорт растет – так можно охарактеризовать нынешнее положение дел в отношениях Украины и Европы. Уже однозначно видно, что потеря российского рынка, вопреки прогнозам, не стала для нас смертельной. И переориентация на Европу действительно происходит. С другой стороны, четко видна тенденция: спросом пользуется наше сырье, интерес вызывают низкие цены, торговля выгодна, пока действует режим отмены пошлин. Прошлой осенью отсрочка евроинтеграции спровоцировала майдан. Этой осенью протест ограничился «театром одного актера»: замминистра иностранных дел Даниил Лубкивский демонстративно подал в отставку. Непонятно почему…

Как известно, решение по отсрочке до 31 декабря 2015 года имплементации нашего соглашения с ЕС (в части функционирования зоны свободной торговли) было принято на трехсторонних консультациях РФ, Украины и Евросоюза. По сути – это уступка России. По форме – предложение наших европейских партнеров. По содержанию – мера, скорее выгодная нам, чем европейцам, поскольку при нашествии их товаров на наш рынок отечественные производители могли сразу начать похороны своего производства.

Как ни забавно это звучит, но Запад пожалел Украину, которая ведет неравный бой с Россией на полях Донбасса. Ну, как они это интерпретируют. То есть снисхождение мы заработали, можно сказать, кровью.

При этом, сохраняя режим преференций для наших товаров и одновременно не пользуясь беспошлинным ввозом для своих, Евросоюз фактически признает, что то соглашение, которое он предлагал раньше и из-за которого начался евромайдан, было для нас дискриминационным. Ну, так ведь? Только тогда не было войны, и нас никто не жалел. Выходит, что правительство Николая Азарова было близко к истине, когда говорило о риске больших потерь от имплементации и настаивало на отсрочке.

Как ни забавно это звучит, но Запад пожалел Украину, которая ведет неравный бой с Россией на полях Донбасса. Ну, как они это интерпретируют. То есть снисхождение мы заработали, можно сказать, кровью

«Вот, что мне нравится в наших и европейских СМИ. Как европауза от Азарова» осенью 2013 года – так это была суперновость. А теперь, когда европаузу сделал ЕС, – тишина… Хотя никакой разницы между европаузой от Азарова и от ЕС нет», – замечает известный финансовый аналитик Александр Охрименко.

Кстати, идея мне нравится. Не пора ли собрать новый майдан и побить окна где-то в представительстве Еврокомиссии? А если серьезно, то представительство ЕС в Украине обнародовало детальные статистические данные по экспорту украинских товаров в страны ЕС после односторонней либерализации таможенного режима.

Статистика демонстрирует ощутимый эффект от односторонней отмены Евросоюзом пошлин на украинские товарные группы. Более того, сокращение поставок в Россию почти эквивалентно приросту экспорта в Европу: минус $592 млн. против роста на $587 млн. То есть в теории мы ничего не потеряли.

На практике же – одни выиграли, другие проиграли. Например, вагоностроители потеряли практически все, ибо были ориентированы исключительно на Россию. Химики упали на 36%. Одна причина – объективная: Северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол» остановились из-за войны. Но и в дальнейшем их перспективы не радуют: компенсировать потери от сокращения экспорта в Россию за счет европейского рынка они вряд ли смогут. О чем свидетельствует опыт их коллег по отрасли из мирных регионов.

Ну, и производители украинского сыра оказались не у дел: поставки в РФ рухнули на 50%, а в Европе с ее разнообразием сырной продукции наши «поделки с пальмовым маслом» никто не ждет. Наибольшую выгоду от односторонних преференций ЕС получило сельское хозяйство, а также промышленные переработчики сельхозпродукции, отмечают в представительстве Евросоюза в Украине.

А вот производители овощей и растениеводы довольны: у них экспорт вырос более чем на 100%. У тех, кто выпускает продукцию животноводства, еще больше повода для оптимизма: они прибавили 150%. Экспорт животных и растительных жиров тоже подрос – более чем в 2,5 раза.

Специалисты по внешней торговле подтверждают слова аналитиков: да, в этом сезоне Украина поменяла структуру экспорта, в частности, продукции АПК – продаются большие объемы относительно недорогостоящих товаров, и меньше дорогостоящих

Но опять-таки нужно понимать, чем мы торгуем. Как правильно подчеркивает Александр Охрименко, речь не идет о росте готовой продукции. Увеличились поставки сырья так называемого низкого передела. «В договоре об ассоциации с ЕС четко оговорены квоты на беспошлинные поставки с/х продукции в ЕС. Это, прежде всего, пшеница и кукуруза, а также мед, мясо птицы, частично овощи и сухое молоко», – напоминает аналитик.

Например, сегодня право экспортировать свою продукцию в ЕС имеют только четыре украинские птицефабрики, а также ряд производителей казеина, рыбы и меда. Из 266 украинских молокоперерабатывающих заводов, если я не ошибаюсь, полного комплекта сертификатов не имеет ни один. И только на этой неделе инспекторы ЕС начали проверку двух предприятий в Киевской области.

То же самое касается и металлургии. ЕС ждет роста поставок украинского чугуна, но вовсе не проката. Рекордным выглядит рост в 23 раза (!) поставок украинской арматуры в страны ЕС. Отличились «АрселорМиттал Кривой Рог», «Запорожсталь» (собственник «Метинвест») и Днепровский меткомбинат им. Петровского (собственник российский «Евраз»). Но в цифровом выражении такой рост – все равно крохи: с $3 млн. до $70 млн.

Еще один вопрос – это цены. Интересный момент: за 7 месяцев 2014 года экспорт сельхозпродукции увеличился на 42% в натуральном выражении – до 24,6 млн. тонн. И всего на 6,6% (до $24,6 млн.) в денежном. Ладно, пусть упали цены на зерно и кукурузу, пусть еще что-то подешевело. Но, согласитесь, вывод очевиден: несмотря на инфляцию, объемы торговли в денежном выражении увеличились меньше, чем в натуральном. О чем это говорит? Об открытии сезона больших скидок во внешней торговле…

Специалисты по внешней торговле подтверждают слова аналитиков: да, в этом сезоне Украина поменяла структуру экспорта, в частности, продукции АПК – продаются большие объемы относительно недорогостоящих товаров, и меньше дорогостоящих. Например, мы сократили экспорт сыров, а увеличили сухого молока.

Поэтому неудивительно, что в целом, при всех льготах ЕС и нашем демпинге, экспорт снизился: по последним данным, товаропроизводители продали за границу продукции на $33,429 млрд., что на $2,479 млрд. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Конечно, нужно сделать поправку на войну, которая (надеюсь) скоро закончится. На сложную экономическую ситуацию в мире. Но не надо забывать и то, что в нынешнем году нас просто затопили финансовой помощью Запада, а Россия так и не отменила налоговые льготы в рамках зоны свободной торговли. То есть мы находились в режиме максимального торгового благоприятствования. И как оно будет, если все это закончится, непонятно.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам