Яценюк – не Ципрас, или Почему Греции пироги, а нам «объедки»

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас ушел в отставку. Это у него такой способ изящного шантажа кредиторов и собственной оппозиции, чтобы в итоге остаться при власти. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк тоже шантажировал парламент отставкой прошлым летом. Менее изящно, но с такой же целью – остаться. От власти его никто не отодвигал, ибо и задачи такой не было. А сейчас задача есть, но попробуй отодвинь. В этом разница между игрой Ципраса и Яценюка. А еще разница в том, что 11 млн. греков держат в напряжении весь финансовый мир и Евросоюз в придачу, а 40 с лишним миллионов украинцев напряглись в ожидании, «че там финансовый мир с нами сделает» и поможет ли Европа…

Политический кризис разразился в момент, когда исчезнувшая министр финансов Наталья Яресько пробиралась домой с неудачных переговоров в Сан-Франциско. Его поводом стал отказ 40 депутатов «Сиризы» поддержать заключение с кредиторами меморандума о мерах жесткой экономии, который они считают антинародным.

Ратифицировать соглашение удалось лишь благодаря поддержке оппозиционных партий. Но Ципрасу в будущем нужна поддержка соратников, и он рассчитывает на новый мандат от греческого народа. Для этого и подал в отставку.

Лидер греческой оппозиционной партии «Новая демократия» Вангелис Меймаракис получил право на формирование правительства, на что у него есть три дня. В противном случае пройдут парламентские выборы. На которых Ципрас думает взять больше голосов, чем раньше и очистить свои партийные ряды от внутренней оппозиции.

У «Новой демократии» шансов стать правящей партией мало: в парламенте страны она контролирует лишь 76 мандатов из 300. «Я горжусь моим сражением и сражением моего правительства, – сказал Ципрас. – Мы сражались за то, чтобы остаться верными нашим обещаниям. Мы вели переговоры трудно и настойчиво, в течение очень долгого времени, мы противостояли давлению и шантажу. Да, мы достигли крайней точки. Но мы сделали греческий вопрос международным», – гордо заявил он.

Учитывая, как мы «выдрючиваемся» за второй транш кредита МВФ в $1,7 млрд. и как «отпахали» первый – около $5 млрд., подняв до безумия тарифы и поставив своих же пенсионеров и малоимущих на грань выживания, разница становится слишком очевидной. Греки «имеют» всех, а все «имеют» нас

На момент этого «финта ушами» Греция уже получила 13 млрд. евро от Европейского стабилизационного механизма (ESM) и даже погасила долг в размере 3,4 млрд. евро перед Европейским центробанком (ЕЦБ).

А накануне, 19 августа, страны еврозоны договорились о выделении Греции большой суммы денег из третьего пакета финансовой помощи, общий объем которого составляет 86 млрд. евро. Сумма этого вливания составит 26 млрд. евро, половина из которых переведены напрямую Афинам, 10 млрд. евро поступят на отдельный счет для санации банков, а оставшиеся три миллиарда будут перечислены осенью текущего года.

Неплохо для начала. Учитывая, как мы «выдрючиваемся» за второй транш кредита МВФ в $1,7 млрд. и как «отпахали» первый – около $5 млрд., подняв до безумия тарифы и поставив своих же пенсионеров и малоимущих на грань выживания, разница становится слишком очевидной. Греки «имеют» всех, а все «имеют» нас. Глобальный компенсаторный механизм работает: у одних убыло, другим прибыло.

Более того, выполнение третьей программы финансовой помощи Греции со стороны европейских кредиторов продолжится в прежнем режиме даже в том случае, если Афины решат провести досрочные парламентские выборы. Об этом заявил в опубликованном сегодня интервью газете «Хельсингин саномат» министр финансов Финляндии Александер Стубб.

«Полагаю, что независимо от того, какое будет правительство в Греции, условия сделки останутся прежними. Даже если будут проведены досрочные выборы, проблемы останутся те же», – сказал глава финского Минфина.

А кто решится сказать, что в случае политического кризиса в Украине с нами будут вести хоть какие-то переговоры? Никто. Ибо опыт прошлых лет показывает: отставка даже министра финансов (не говоря уже о главе НБУ или премьер-министре) автоматически означала прекращение любых переговоров с МВФ. Дескать, вы там в своем племени разберитесь, кто за что отвечает, а мы пока Греции поможем.

Именно это обстоятельство и препятствует каким-либо серьезным обсуждениям перестановок в нашем правительстве. Не случайно Яценюк, который еще зимой, вальяжно развалившись в кресле в телеэфира, говорил, мол, не боится отставки, готов в любой момент, настойчивые слухи вокруг своей персоны не комментирует. Притихли и две главные дамы нашего финансового сектора – Валерия Гонтарева и Наталья Яресько. Обе хорошо понимают: пока переговоры с кредиторами не закончены, они в зоне досягаемости.

Теперь сидим тихо, дышим «в трубочку», изображаем миролюбие перед лицом агрессора, упираемся, но слабо, и надеемся на лучшее. Авось пощадят, дадут каких-нибудь финансовых объедков, оставшихся от пирога, испеченного для Греции…

Возможно, этим и объясняются появившиеся в СМИ рассуждения о том, что до осени мы точно не договоримся. И 23 сентября (очередная дата выплат процентов по облигациям) – этот вовсе не дедлайн. Говорить можно и в октябре, и в ноябре. Дай Бог к декабрю справиться. И вообще, нам это выгодно. Не так выгодно, как дефолт, но выгодно.

А чтобы налогоплательщики не думали, что Минфин кушает хлеб даром, а сам имитирует переговоры с инвесторами, в авторитетных отечественных и западных СМИ то и дело появляется «утечка информации» с переговорного фронта. Как правило, с комментарием какого-то аналитика среднего звена из крупного транснационального банка.

Вот сегодня опять появилось. О том, что большинство аналитиков инвесткомпаний, опрошенных агентством «Интерфакс-Украина», уверены: Комитет кредиторов и власти Украины могут пойти на взаимные уступки в рамках переговоров о реструктуризации еврооблигаций, в результате чего будет достигнута договоренность о суммарном списании порядка 20% долга.

И хотя никакой новизны в этих рассуждениях о 20% нет, направленность рассуждений совершенная очевидна: шансы есть, поэтому не торопите нас. Конечно, ни о каких 40% списания долга речь не идет. Но 20% – это тоже звучит гордо. Поэтому не мешайте работать, не торопите нас, такие дела быстро не делаются. Как говорил герой сказки про Буратино, еще 5 тыс. ведер воды и золотой ключик наш. Да вы сами вчитайтесь:

«Критерии Международного валютного фонда (в том числе к 2020 году снизить задолженность до 71% ВВП) существенно ограничивают возможности Украины принять сделку с незначительным списанием. Поэтому если стороны и приблизятся к сделке, то, скорее всего, позиция кредиторов будет смещаться к позиции Украины", – считает аналитик Goldman Sachs Эндрю Матени.

В то же время эксперт скептичен относительно договоренности о реструктуризации, которая может быть объявлена уже в ближайшее время, учитывая, что еще несколько недель назад кредиторы готовы были согласиться на списание не более 5% основного долга, тогда как Украина продолжала настаивать на списании 40% номинала» (конец цитаты).

Поэтому это Ципрас может играть с кредиторами в покер, блефовать, ходить в отставку и собирать референдумы. Греция – в еврозоне, ее премьеру и карты в руки. А мы… даже не хочу говорить, где мы. И что в руки нашему премьеру.

Поэтому игры в отставку, типа той, что была год назад, когда Яценюк провел импровизированное заседание правительства, на котором переложил свои обязанности на тогдашнего вице-премьера Владимира Гройсмана и подал заявление о сложении полномочий, чтобы получить позитивного голосование по кабминовским законопроектам – канула в Лету вместе с рейтингом «Народного фронта».

Теперь сидим тихо, дышим «в трубочку», изображаем миролюбие перед лицом агрессора, упираемся, но слабо, и надеемся на лучшее. Авось пощадят, дадут каких-нибудь финансовых объедков, оставшихся от пирога, испеченного для Греции…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам