О том, что Украина – великая космическая держава, знают все, кто успел пожить при Кучме. Леонид Данилович прежнюю работу не забывал. Поэтому космонавт Каденюк, Sea Launch и ракета «Циклон» были нашим регулярным информационным меню.
В последнее время концепция поменялась: теперь Украина уже великая аграрная держава. Но… космическое прошлое иногда стучится в двери. С разницей в неделю прошли две новости: об увольнении Любомира Сабадоша с должности председателя Госагентства по космосу и о взыскании авиаконцерном Boeing через суд $515 млн. с КБ "Южное" и РКК "Энергия".
На первый взгляд, эти сообщения ничего не объединяет, кроме одного: они иллюстрируют пребывание на смертном одре нашей самой высокотехнологичной эксклюзивной отрасли. И еще тот факт, что у «покойника» остались серьезные долги и не улаженные до конца взаимоотношения с партнерами. Но связь все-таки есть: фактически Сабадоша уволили за то, что он не поступил с бразильцами так, как Boeing с нами и россиянами. С этого места – по порядку…
Некоторые СМИ, не разобравшись в ситуации, торопливо написали, что американцы потребовали компенсацию за какие-то неудачные запуски. На самом деле речь идет о цивилизованном разводе, а «криво» стартовавшие ракеты были только поводом. Причем вся эта история уходит корнями в очень далекое прошлое.
Не следует забывать, что в компании Sea Launch (она же – «Морской старт»), занимавшейся пусками ракет-носителей «Зенит» российско-украинского производства с океанской платформы, Boeing, КБ «Южное» и РКК «Энергия» были соучредителями. В 2009 году, после второго подряд неудачного запуска, Boeing решил выйти из проекта и переуступил свои акции «Энергии».
Иск в $515 млн. – это требование возмещения затрат в размере $356 млн. (плюс проценты), которые Boeing как компаньон понес, оплатив долги компании Sea Launch в ходе ее реструктуризации в 2009 году. Заметим, что иск, настолько неоднозначный, что Стокгольмский суд в свое время не принял его к рассмотрению. И только спустя несколько лет решение вынес суд Центрального округа Калифорнии.
Влиятельная бразильская газета Follia di Sao Paulo со ссылкой на собственные источники в руководстве страны писала, что вина за крах проекта лежит на Украине, которая обязалась сконструировать ракету «Циклон-4» еще к 2006 году, но так до сих пор ее не построила
В пресс-релизе к решению суда Boeing заявил, что будет и дальше отстаивать свои права, используя все средства судебной защиты. И добавил, что, если ему не удастся взыскать денежные средства с российской и украинской сторон, компания намерена подать дополнительные иски.
В принципе, так же могла поступить и Украина в лице Государственного космического агентства, когда в августе 2015-го президент Бразилии Дилма Русеф на совещании с министрами обороны Жакисом Вагнером, иностранных дел Мауро Виейрой и науки Алду Рибелу приняла решение отказаться от дальнейшего участия в бразильско-украинском космическом проекте – строительстве космодрома Alcantara Cyclone Space под ракету «Циклон-4».
Влиятельная бразильская газета Follia di Sao Paulo со ссылкой на собственные источники в руководстве страны писала, что вина за крах проекта лежит на Украине, которая обязалась сконструировать ракету «Циклон-4» еще к 2006 году, но так до сих пор ее не построила. Из-за этого цена проекта, особенно в условиях бюджетных сокращений, подготовки к Олимпиаде и политического кризиса, стала просто неподъемной.
Честно говоря, в том, что воздушный замок с красивым названием Alcantara так и не стал реальным проектом, наша вина присутствует. В самом начале проекта, в 2003 году, мы взяли повышенные обязательства: вместо того, чтобы строить космодром и пусковую установку под не новую, но надежную ракету «Циклон-3», соблазнили бразильцев идеей отправлять в небо носитель нового поколения – «Циклон-4». Которого «в натуре» еще не было. Ну, так, в разработках. Думали, что потянем… Не потянули.
В 2005 году к власти пришла «оранжевая» команда Виктора Ющенко. Возник первый конфликт с Россией, которая должна была стать подрядчиком в строительстве пусковой установки (ракету мы собирали сами), и проект застопорился.
К моменту, когда появился шанс его реанимировать, Россия уже полным ходом работала с Францией над конкурентом «Циклона-4» под названием «Союз-СТ» (в разных модификациях). В итоге «Союзы» перманентно стартуют с тропического космодрома Куру (Французская Гвиана). А наш с бразильцами проект превратился в фантом.
Но… Даже из фантома, как показывает пример Boeing, можно извлечь деньги. Согласно договору о создании СП и Венской конвенции о праве международных договоров, украинская сторона должна была направить бразильцам соответствующее возражение не позднее 16 июля 2016 года. И оценить убытки, причиненные нам вследствие одностороннего прекращения действия договора. Суммы называют немалые – до $805,86 млн.
Почему же ГКАУ не написало возражения или что-то там еще? Ну, видимо, Любомиру Сабадошу было не до этого или не знал суть вопроса. Он-то и на должность попал случайно – когда Юрия Алексеева (Героя Украины) люстрировали по формальным признакам
Не уверен в корректности цифр, но знаю, что на СП висели крупные кредиты, которые надо отдавать, и, если Бразилия вышла, а мы промолчали, то отдавать, видимо, придется нам. Кто уходит последним, тот оплачивает счет за банкет.
Почему же ГКАУ не написало возражения или что-то там еще? Ну, видимо, Любомиру Сабадошу было не до этого или не знал суть вопроса. Он-то и на должность попал случайно – когда Юрия Алексеева (Героя Украины) люстрировали по формальным признакам.
До этого Сабадош некоторое время был гендиректором харьковского государственного научно-производственного предприятия "Коммунар". При «совке» предприятие специализировалось на выпуске систем управления космических объектов. В общем, разной бортовой аппаратуры ракет-носителей. По конверсии начало делать промышленные и бытовые электросчетчики, счетчики учета расхода воды, сварочное оборудование и другое.
А Сабадош запустил там производство стоматологических печей. Зубы греть. Вставные. Я считаю, что это правильно, с точки зрения импортозамещения: когда голливудская улыбка станет не по карману, будем улыбаться зубами своей выпечки.
Злые языки поговаривали, что на печном поприще он спелся с поляками. И еще до того, как они признали Волынскую резню геноцидом, подписал с АО "Польская группа вооружений" Меморандум о взаимопонимании для начала совместной работы в космической отрасли. "Польская группа вооружений" – это очень крутой концерн ВПК в Польше, он ремонтирует самолеты, вертолеты, корабли (преимущественно времен СССР). Космосом они никогда не занимались. Но, как говорят сексологи, попробовать никогда не поздно. Вдруг понравится.
Поэтому поляки решили, что в ближайшие годы компания будет развивать космические, спутниковые и кибернетические технологии. А Сабадош обещал им помочь в разработке оборудования для искусственных спутников Земли и технологий вывода космических аппаратов на околоземную орбиту (!). И правильно, чего мелочиться. От пластиковых тазиков и бытовой техники – сразу в космос.
Но стратегическое партнерство ГКАУ с поляками почему-то не обрадовало КБ «Южное» и «Южмаш», где, как мы уже писали, за долги начали отключать туалеты. И они сцепились с Сабадошем в продолжительной идеологической дискуссии.
В итоге ГКАУ уволило гендиректора КБ "Южное" Александра Дегтярева, но суд его восстановил. Юристы ГКАУ, понятное дело, занимались этой тяжбой, а не Бразилией и тем более не старым иском Boeing. Итог налицо: на финише Украина влетела сразу в два капкана. Звездные войны для великой аграрной державы остались в прошлом. Окончательно и бесповоротно…