Нация «домовичков»

В последнее время заколебала реклама. Это – «рожденные свободными». И какая-то английская аббревиатура. Свободными от чего? От общественного мнения? От мировых процессов? От дебилоидов с шинами и гранатами? Нет, мы не свободные, мы – домовитые.

Да, у нас в больницах нет лекарств, а средняя пенсия при курсе 26 грн./$ составляет $73. Но куда ни поедешь – особняки. Это и есть наша национальная идея, временно разбавленная военной тематикой, – «побудуватися». Украинцы – нация «домовичков»…

Недавно прочитал опубликованный в СМИ рейтинг крупнейших экономик мира, подготовленный экспертами Всемирного банка. Согласно ему, Украина занимает достаточно высокое 51-е место по объему ВВП среди 183 стран планеты, но только 131-е – по доле ВВП на душу населения.

При этом в том же аналитическом исследовании сказано, что паритет покупательной способности (ППС) у нас выше, чем в Австрии и Дании. Здесь мы занимаем 29-е место, в то время как Австрия 34-е место, а Дания 46-е.

Загадочные буквы ППС не означают, что в целом мы живем комфортнее и зажиточнее, чем австрийцы. Просто у нас дешевле продукты питания, ниже стоимость проезда в общественном транспорте. Опять же услуги парикмахера, репетитора, персонального тренера, такси – все это несравнимо дешевле, чем в Европе. К тому же на момент подготовки отчета специалистами Всемирного банка (не за один же день они просчитали показатели всех стран планеты! – автор) еще не были подняты в очередной раз цены на коммуналку.

Радоваться столь высокому месту в рейтинге паритета покупательной способности нет повода еще и потому, что дешевая еда и недорогой маникюр – это признак именно беднейших стран, а вовсе не развитых. На несколько ступеней выше Украины по ППС стоят Иран (20-е место) и Пакистан (25-е место). Но это лишь говорит о том, что там готовы работать за еду. В то время как час труда нянечки в Швейцарии обходится не меньше, чем в сотню швейцарских франков.

С другой стороны, за счет умеренной стоимости товаров и услуг украинцы, если сильно постараться и надурить государство, могут накопить и на частный дом, и на машину, и на поездку за кордон. Причем у многих эта смысловая линейка выстраивается с точностью до наоборот – сначала заработки за границей, потом – свое гнездышко.

По данным социологического опроса, проведенного Всеукраинской организацией работодателей в сфере строительства, проектирования и архитектуры пару лет назад, если бы у жителей Украины был выбор, 8 из 10 человек предпочли бы жить в частных домах вместо квартир

В отличие от европейцев, которые приходят на готовенькие коттеджи, «будуватися» для нас – это страсть миллионов. Ради нее мы гробим здоровье, обманываем государство, морочим голову кредиторам. Наши люди разбираются в марках бетона, в специфике SIP-панелей, знают, фундамент какой толщины достаточен для дома из термоблоков, а какой – для кладки кирпичом.

У нас нет отдельно строителей, бизнесменов, политиков, деятелей искусства. Все наши бизнесмены, политики и деятели искусства – это немного и строители. За редким исключением.

Поэтому, когда говорят, что Украина – великая аграрная держава, то подразумевают не только урожай, но и менталитет. Как минимум той части Украины, которая не называется восточной и не нашпигована с советских времен промышленными гигантами, сформировавшими понятие рабочего класса.

Там ситуация несколько иная: класса нет, но рабочие остались. Целый день они вкалывают на шахтах, у мартенов, на фабриках по переработке руды, и потому на строительство домов времени и денег у них объективно меньше, чем у тех, кто живет от урожая до урожая, от контрабанды до контрабанды, и от одного удачного бизнес-хапка до второго.

«Разница структур экономик запада и востока приводит к тому, что в первом случае теневые доходы в основном остаются на руках у местного населения, а во втором – у владельцев индустриальных гигантов», – это слова блоггера Дениса Казанского, который опубликовал очень любопытные наблюдения об отличиях экономики восточных и западных регионов Украины. Скажем так, я не фанат Казанского, но тут он, бесспорно, подметил суть.

«В действительности налоги в Украине не платят ни запад, ни восток. И донбасские олигархи, и мелкие контрабандисты из Закарпатья едины в своем желании обмануть государство и ничего не перечислить в бюджет…

Донецкий олигарх прячет прибыль в оффшор, чтобы уйти от налогов. А копателю янтаря с Волыни вообще не нужен никакой оффшор, поскольку его отрасль полностью находится в тени. Схемы разные, но смысл один и тот же – ничего не заплатить в бюджет.

Если во Львовской области или на Волыни теневой доход имеют тысячи селян, ежедневно копающих янтарь или переправляющих в Польшу сигареты, то работник Енакиевского металлургического завода не может ничего утаить. Он получает на руки фиксированную зарплату, а теневой доход получает и утаивает только его работодатель».

Ничего не скажешь, бизнес-план развития Украины сформулирован точно. Заработать – спрятать. Накопить… Чуть было не написал реинвестировать. Нет, это только на первом этапе. А так – «побудуватися». Половина страны реализует эту национальную мечту традиционным «куркульским» способом, вторая – капиталистической эксплуатаций наемного труда. Почти по Карлу Марксу.

Ни те, ни другие, разумеется, не углубляются в размышления о Марксе и хуторянстве – им такой философский бред и в голову не приходит. Но прекрасно понимают, что работают далеко за пределами правового поля родины.

Отсюда третья категория элитных застройщиков: лица, уполномоченные на выполнение функций государства. Кто в тереме живет? Чиновник, милиционер, начсанэпидслужбы, прокурор, таможенник, «решала». Крупный бизнес откупается по-крупному и приобретает индульгенции от власти оптом, мелкий – каждый раз, когда попался или когда «треба рішить вопрос».

Сейчас пошел новый виток «выкупа заложников» – люстрация, НАБУины, е- декларирование, сайт доносов. Почва для очередного перехода нетрудовых доходов из рук в руки. Теперь уже в руки, которые «нічого не крали». С тем, чтобы через годик-другой в этом усомниться, застукать на строительстве очередного особняка и снова пустить коррупционные доходы по «кругу почета». Уже новому.

Может ли всемерная борьба с коррупцией в Украине, иностранные консультанты, кристально честные расследователи, видео-камеры в спальнях и туалетах и что там еще может быть придумано в будущем, остановить этот жизненный цикл? Нет. Потому что мы не можем прекратить «будуватися». Это у нас в крови, как у перелетных птиц потребность лететь на юг. Правда, в отличие от птиц, которым деньги не нужны, нам они нужны и очень. Иначе как «будуватися»!

Конечно, в подобных условиях сочинить бюджет, вести войну, платить по внешним долгам, содержать пенсионеров – это почти нереально. Что-то придется вычеркнуть. Пенсионеров пока нельзя. Войну – тем более, ведь заработки на войне помогают части нации «будуватися» и тем самым удается не отклоняться сильно в сторону от нацидеи.

Поэтому есть соблазн вычеркнуть какие-нибудь долги. Что мы, собственно, и сделали с российским долгом, известным как «взятка Януковичу». Целых $3 млрд. сэкономили. Еще почти $15 млрд. реструктуризировала Наталка Яресько. Пару лет передышки есть. А дальше – видно будет…

Теперь ждем денег от МВФ. В сентябре. В конце. Да хоть когда-нибудь. Рано или поздно даст. Куда же он денется? Хочет ведь, чтобы мы ему отдали его же предыдущий долг и вернулись обратно к строительству. Официально – государственному, но на самом деле – частному.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам