Состояние неопределенности

Юлия Тимошенко не намерена откладывать создание межфракционного оппозиционного объединения, даже если время, отведенное на раздумья «Нашей Украине», пройдет впустую. Правда, сама Юлия Владимировна уверена, что сегодня «НУ» как никогда близка к оппозиционной жизни: пропрезидентская сила синхронно с БЮТ нападает на правительственный бюджет и резко критикует «антинатовские» высказывания премьер-министра, утверждая, что после Брюсселя широкая коалиция невозможна. В свою очередь, почетный лидер НСНУ проявил показательную жесткость к «донам» на заседании Совбеза, тем самым дав понять, что готов защищать линию собственной партии. Но с другой стороны, мосты с ПР у пропрезидентской фракции тоже не сожжены: на официальном уровне переговорный процесс между АК (антикризисной коалицией) и «Нашей Украиной» не прерывается, несмотря на кардинальные разногласия в вопросах евроинтеграции, бюджетной и социальной политики.
Явно выбор дается «НУ» с трудом, отсюда и противоречивость заявлений: с одной стороны, партийцы напоминают о своих квотах во власти (пост главы МинЧС, претензии на Антимонопольный комитет), с другой — говорят об идеологических и геополитических разногласиях. Интересно посмотреть, как «Наша Украина» в случае ее перехода в оппозицию будет «громить» Кабмин, в котором достаточно ее представителей. Но до тех пор, пока блок Ющенко строит из себя «нейтральную Швейцарию», и БЮТ, и Партия регионов используют все доступные им методы, чтобы склонить «нашеукраинцев» на свою сторону. Как ни парадоксально, но именно «НУ» и является сегодня той «золотой акцией», которой в равной мере хотят обладать и их вчерашние союзники, и бывшие оппоненты. Каким образом?

Стратегия БЮТ: Юлия Владимировна торпедирует процесс создания оппозиционного объединения, вынуждая «НУ» оперативно реагировать на изменения парламентского ландшафта. «Мы надеемся, что у НСНУ хватит принципиальности и смелости, чтобы присоединиться к БЮТ, поскольку неопределенность играет против самой партии Президента», — отметил Александр Турчинов. Апелляции ко всем «нашеукраинцам» появились у лидеров Блока Тимошенко после провальных переговоров с группой Николая Катеринчука. По слухам, он вышел из кабинета «женщины в белом» со словами: «Юля — это еще хуже, чем Янукович». Ха, удивил! Многие сведущие в политике люди давно знают, что у Тимошенко хватка бультерьера… После этой беседы Катеринчук прекратил все самостоятельные попытки сделать политическую карьеру (хотя в Минюсте его помощники и зарегистрировали новую партию европейского типа) и тихо следует в русле действий политсовета, который так и не принял внятного решения по поводу самоопределения НСНУ. Само рассосется?

Интересно, что к союзу с БЮТ тяготеют сегодня даже те, кто вчера еще активно агитировал за вступление в коалицию национального единства. Причем дело даже не столько в идеологических «барьерах». Кое-кто не получил обещанных кадровых сигналов, другие начали испытывать дискомфорт в бизнес-отношениях с ПР: донетчане, активно занимающие все возможные кадровые позиции, начали вытеснять конкурентов не только из власти, но прежде всего из бизнеса. Даже по этой «примете» стало ясно, что о правилах поведения в политике договориться будет еще труднее. На это понимание и рассчитывает леди Ю: если ей удастся «перетянуть» НСНУ на свою сторону, то она спокойно может рассчитывать реализовать схему ревизии политреформы через КС. Тем более когда новый глава Конституционного суда — явно не креатура «регионалов». Одно дело — ввязываться в бой со своими 130 депутатами, и совсем другое — иметь в союзниках партию Президента. Это уже может быть простое большинство… Юлия Тимошенко тонко играет на желании Ющенко и его окружения отменить конституционную реформу (которой с удовольствием сейчас пользуются антикризисники, и в первую очередь ПР). По крайней мере, активно «обрабатывает» тех, кто может повлиять на решение Ющенко, обещая развал коалиции и возможность снова «покрасить власть» в оранжевый цвет — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Стратегия ПР несколько иная. Требовательной позиции лидера БЮТ они противопоставляют успехи в изменениях Регламента: в среду парламент установил минимальную норму для формирования парламентских фракций — 15 человек. Кроме того, внесены изменения, согласно которым нардеп, исключенный из состава той или иной фракции, является внефракционным и имеет право на основании личного заявления вступить в состав парламентской коалиции или оппозиции. О чем это говорит? О том, что любой покинувший ряды партийной alma mater будет не изгоем, а желанным гостем в коалиции. И не правы те, кто полагает, будто ПР «манипулировала с Регламентом» исключительно ради «нашеукраинцев»: данная новость куда больший интерес должна представлять для апологетов Тимошенко. По инсайдерской информации, к концу года ее фракция будет насчитывать не более 80 законодателей — все остальные рано или поздно воспользуются регламентной «лазейкой». Собственно говоря, для партии Януковича это самый лучший выход, поскольку личные аппетиты одиночек удовлетворить на порядок проще, чем интересы политической силы в целом, и переговорный процесс это наглядно засвидетельствовал.

Так что говорить о скором изменении статуса «НУ» вряд ли стоит. «Наша Украина», похоже, займет позицию, отдельную от других: будет скромно стоять в стороне от объединительных процессов любого рода, держа в руках табличку с трогательной надписью «партия Президента». Кто хочет — пусть подходит. Такая девиантная позиция позволит «Нашей Украине» не потерять себя как партию — прежде всего. Главное теперь — понять, согласен ли с этой точкой зрения Виктор Ющенко. У него есть выбор: идти по пути денонсации политической реформы с Юлей Тимошенко, которой он не доверяет и опасается, или согласиться на предложение Партии регионов — тесное сотрудничество сейчас в обмен на обещание поддержки во время выборов-2009.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам