Сокровище подо льдом

Обстановка в Северном Ледовитом океане накалилась, и не только из-за климатических изменений, но и из-за конфликтов вокруг контроля над его обширными богатствами. В воображении многих Арктика – огромная, постепенно тающая масса льда, но в недрах самого маленького из океанов (14 млн. квадратных километров), на глубине 4000 метров от ледяной поверхности, в полной темноте, скрывается еще не сочтенное сокровище – нефть, золото и алмазы. За эти сокровища ведут спор Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, пишет «El Pais»

По данным Национальной океанической и атмосферной администрации (НОАА) США, в последние 20 лет выбросы парниковых газов привели к изменениям в Арктике. В результате этих изменений страны уже практически готовы начать разведку и разработку скрытых богатств.

По данным исследований геологической обсерватории США, опубликованным в 2005 году, толщина льда достигла наименьших показателей за всю историю. Таяние льдов и постоянный рост цен на энергоносители воскресили интерес к этой области. Яркий пример тому – Россия, в прошлый четверг установившая свой флаг на глубине в знак владения данной территорией, как это сделали США, высадившись в 1969 году на Луне. Этот аналогичный по историческому и символическому значению шаг показывает, что предстоит еще много открытий на Земле.

Разработка этой зоны и сжижение полярных масс открывает также возможность для разведки новых морских путей и высокорентабельных мест для рыболовства. То, что раньше считалось белой пустыней, через 40 лет может превратиться в гораздо более производительный регион, чем сейчас.

Страны и крупные нефтяные компании готовы в буквальном смысле дойти до края Земли, чтобы гарантировать непрерывность энергодобычи. «Природоресурсный потенциал Арктики до сих пор неизвестен», – утверждают в Национальной океанической и атмосферной администрации США, но по экспертным оценкам здесь находится четверть мировых запасов газа и нефти, и это «делает зону еще более привлекательной», подчеркивает Лоусон Бригэм, заместитель директора американской комиссии по изучению Арктики.

Несмотря на такие утверждения, остается лазейка для сомнений. Привлекательная цифра в 25% основывается на анализе и пробах, производимых неподалеку от берегов России уже 20 лет. Однако в таких местах, как Аляска, взятие проб не осуществлялось уже долго, признает Бригэм, эксперт по климатическим изменениям в Арктике. Тем не менее, сомнения – не повод для охлаждения интереса крупных нефтяных компаний. Возможность контролировать запасы, по своей величине способные конкурировать с ближневосточными, но находящиеся в гораздо более спокойном регионе, дает импульс для участия в гонке.

В 2005 году компания Shell потратила более 44 млн. долларов (32 млн. евро) на аренду участков в море Бофорта, омывающем границу между Аляской и Канадой. В апреле этого года компания вложила еще 39 млн. долларов в осуществление 12 выработок в течение трех лет, четыре из них предполагалось провести этим летом. Эти выработки вызвали тревогу среди экологов и защитников коренного населения Аляски из-за опасности загрязнения среды и нанесения вреда местной фауне. В ответ на протесты американский суд обязал Shell в прошлом месяце прекратить работы. Опасность добычи в этом ледяном пределе планеты, где самая высокая температура составляет минус 11 градусов, такая же, как в любой другой зоне, но Бригэм предупреждает об отягчающем обстоятельстве: «В случае случайных излияний не будет испарения. Очистка станет сложнее, а природным ресурсам будет нанесен больший вред».

Что касается газа в Арктике, достаточно назвать уже существующие разработки, по поводу которых страны и компании потирают руки – совсем не для того, чтобы согреться. К северу от Западно-Сибирской низменности находится месторождение Уренгой, второе по величине в мире, с запасами, превышающими 300 трлн. кубических метров. Лицензия на освоение принадлежит «Уренгойгазпрому», дочерней компании российского монополиста «Газпром».

В Баренцевом море, в 600 километрах от Кольского полуострова, находится еще одно из крупнейших месторождений – Штокмановское. Лицензия также принадлежит «Газпрому», а запасы составляют около 3,2 трлн. кубометров.

Если бы энергетических богатств было недостаточно для того, чтобы считать Арктику жемчужиной, слово «алмазы» могло бы убедить самых недоверчивых. Шахта Экати на северо-востоке Канады – одна из самых производительных в стране. В период с 1998 года, когда началось освоение, до 2004 года, на шахте добыли 26 млн. карат – около 5000 кг. По мнению экспертов, в ближайшие 25 лет ежегодная прибыль составит 344 млн. евро.

Сейчас вопрос в том, чтобы найти такие же шахты, не проводя разведку. И все же жест России вызвал озабоченность других стран. «Страны Арктики должны вместе работать над развитием океана, а не порождать конфликты и разногласия», – считает Бригэм.

На этот раз Россия опередила всех и вызвала всеобщее недовольство. Хотя международными законами определено, что кому принадлежит, а лед продолжает таять, мы с вами можем стать свидетелями зарождения нового конфликта. Может, новой холодной войны. Гораздо более холодной, невыносимо холодной.

Перевод — «ИноПресса»

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам