Помогите бразильскому дяде!

Президенту Украины Виктору Ющенко не надо было смотреть в юности фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!». Рассказы персонажа этого шедевра о Бразилии – «стране, где много диких обезьян», похоже, навсегда ранили психику молодого бухгалтера, оставив неизгладимые впечатления в сознании. Бразилия на подкорке мозга (впрочем, о чем это я?) отпечаталась как образец для подражания, и вот уже в достаточно зрелом возрасте затаенные фантазии вырвались наружу. И материализовались в виде указа о досрочном роспуске Верховной Рады…

А может, это Юлия Тимошенко, вечером 2 апреля сего года скачущая вокруг него с проектом указа и паяльником в качестве последнего довода «королевы», поставила последнюю точку в сумеречном сплаве былых воспоминаний юности с суровой реальностью настоящего. Короче, весна, самым удивительным образом действующая на неустойчивые натуры, страх, что «отберут последнее», и примитивный ассоциативный ряд «шустрая Тимошенко – юркие дикие обитатели сельвы Амазонии» сделали свое дело. Ющенко решился и распустил. Как он утверждает, по бразильскому образцу. Воистину, чистый Фрейд с налетом Хоружевки: если на уме в подсознании полная неразбериха, то и на языке такая же фигня.

Президент напомнил, что на выборах 2006 года люди избирали партии, а не отдельных депутатов, а потому личный переход депутатов из фракции во фракцию является искажением воли народа. «Если мы допускаем в теории такое формирование большинства (на базе индивидуального членства), мы допускаем на практике игнорирование результатов выборов. Переход из фракции во фракцию – это игнорирование результатов выборов. Носителем мандата является фракция, а не народный депутат. И партия является владельцем мандата», – сказал он. При этом президент и привел в пример родной стране Бразилию, где, оказывается, в январе прошли выборы в парламент на пропорциональной основе, а уже в феврале 32 депутата перешли из оппозиции в правительственную коалицию. «И Высший избирательный суд Бразилии шестью голосами против одного признал, что, во-первых, мандат, полученный на пропорциональных выборах, принадлежит партии, а не отдельному депутату, а, во-вторых, увеличение количества коалиции может осуществляться только на основе выборов, а не переходов депутатов», – убежденно повторил свою главную мысль Ющенко.

И опять встал вопрос о компетенции президентских советников, тщательно отобранных Балогой и Васюныком. Или Полуденным, который если что-то и не знает, то выдумает – лишь бы шло бабло. И вовсе не потому, что европейской стране, коей является Украина, приводить в пример латиноамериканскую страну, – это уже само по себе моветон. В Бразилии как раз демократия развивается на уровне.

Вся проблема в том, что, во-первых, даже если суд Бразилии и поступил так, как сказал наш Ющенко с чужой подачи, то это еще ничего не означает. Ибо суд только вернул депутатов в те фракции, из которых они «мигрировали», а не распустил парламент. А наш президент ПЫТАЕТСЯ РАЗОГНАТЬ РАДУ. Это, согласитесь, большая разница. В том числе, и в представлениях о демократии в Украине и Бразилии.

Во-вторых, не совсем понятно, какие январь и февраль и какого года, когда якобы проходили спасительные для украинского президента телодвижения в далекой Бразилии, имел в виду Ющенко, приводя свой «убийственный пример». Как подсказывают поисковые системы интернета, последние парламентские выборы в этой стране проходили 1 октября прошлого, 2006-го, а не в январе нынешнего, 2007-го года. Вместе с избранием президента, губернаторов провинций и провинциальных законодательных собраний этой страны. Во втором туре президентских выборов 29 октября того же года свой пост отстоял действующий глава Бразилии Луис Инасио Лула да Силва. И он с парламентом тоже ничего не делал.

Потому что, в-третьих, президент Бразилии, не исключено, и хотел бы что-то сделать с парламентом, но не может. У него нет такого права – досрочно распускать парламент. А вот у депутатов есть право задействовать процедуру импичмента. И они ею успешно пользуются. Кто-то из балого-васюныковских юристов мог порассказать Ющенко о судьбе его недавнего бразильского коллеги с удивительным именем Фернанду Коллор де Меллу. Этот товарищ стал президентом Бразилии в 1989 году, благодаря тому, что, как и наш Ющенко, перед выборами создал свою партию – национальной реконструкции – и водил дружбу с двумя самыми богатыми и влиятельными людьми Бразилии – промышленником и политическим деятелем из Сан-Паулу Малуфом и владельцем газетной империи «О Глобу» Роберту Мариньу.

«Люби друзи» бразильского президента сыграли с ним злую шутку. Когда в 1992 году в Бразилии разразился кризис и ежемесячная инфляция достигла 20%, Коллора обвинили в получении взяток и оказании услуг влиятельным лицам. Под давлением общественного мнения в сентябре 1992 года палата депутатов 441 голосом против 38 вынесла решение передать в сенат вопрос об импичменте президента. В ноябре ему было предъявлено обвинение во взяточничестве, а 29 декабря, через несколько минут после начала обсуждения в сенате вопроса об импичменте, Коллор подал в отставку. Тем не менее 30 декабря сенат признал его виновным (76 голосами против 3) и лишил политических прав до 2001 года. В декабре 1994 года Верховный суд Бразилии снял с Коллора обвинения в коррупции, оставив в силе запрет на политическую деятельность. И нет теперь Коллора на политическом Олимпе далекой Бразилии…

Зато есть другой бразильский пример – можно, оказывается, проводить в один день и парламентские, и президентские выборы. Если не заморачиваться на другие темы или не бояться выборов. А Бразилия – это вам не Украина. Там 180 миллионов населения, четверть из которого – безграмотные дальние родственники «диких обезьян», которые ни читать, ни писать не умеют, живущего на таких огромных просторах, что Украине и не снилось. Но даже в таких условиях было внедрено голосование при помощи электронных урн. И это на 432 тысячах избирательных участках в 5668 муниципалитетах.

Да, кстати, о досрочных выборах парламента после его досрочного роспуска. Информацию об этом в Бразилии я в интернете не нашел. Так что придется довериться историческим изысканиям вице-премьера Дмитрия Табачника, который еще недавно был против одновременных выборов Рады и президента, но в интервью «Киевскому телеграфу» как-то рассказал следующее: «Давайте вспомним хотя бы о том, что президент – это не только символ государства, но и живой человек. Сошлюсь на не слишком долгий опыт парламентаризма в Бразилии, когда в процессе эволюции формы правления от парламентской к парламентско-президентской республике из жизни ушли три президента этой страны. Я, конечно, желаю добра, здоровья и долголетия всем президентам Украины – и бывшему, и нынешнему, и будущему. Но, согласитесь, нелепо будет, если в стране когда-то произойдет то, что трижды переживала Бразилия: роспуск парламента по такой причине (смерть главы государства)».

У нас, как видим, президент жив. Более того, несколько раз повторил, что он здоров. Так что же случилось с роспуском парламента?

Я подозреваю, что то ли Ющенко что-то перепутал со страху, то ли его советники не смогли найти ему достойный подражания пример. Я готов помочь, потому что он – пример – есть все в той же Латинской Америке. Только севернее – в Вест-Индии, в Гаити. Там некто Франсуа Дювалье, прозванный «Папа Дюк», официально заняв президентский пост 22 октября 1957 года, установил террористическую диктатуру. Используя доктрину «негритюда», он провозгласил лозунг «власть черным». (Почти аналог васюныковского – «думай по-украински».) Опираясь на отряды тайной полиции – «тонтон-макутов» (чем не наши «оранжевые» полевые командиры Майдана), диктатор провел чистку в армии, ликвидировал свободу слова и другие гражданские свободы, запретил профсоюзы и оппозиционные партии. С помощью арестов и расправ над инакомыслящими и подозрительными власти держали население в страхе. Многие общественные и политические деятели были убиты. В апреле 1961 года «Папа Дюк», распустил двухпалатный конгресс, заменив его однопалатным Национальным собранием, и объявил о своем переизбрании на второй срок. А в июне 1964-го изменил конституцию, провозгласив себя пожизненным президентом.

Во внешней политике Дювалье тоже (как странно, но похоже тасуется колода) ориентировался на США, хотя их отношения оставались сложными: американцы то оказывали помощь «Папе», то лепили из себя «демократов», когда Дювалье слишком уж заливал родную страну кровью оппонентов.

А дальше – больше. Диктатор удерживал власть до своей смерти в апреле 1971 года, после чего президентом стал его сын Жан Клод Дювалье, соответственно «Бэби Дюк». Он продолжал политику отца, хотя и предпринял некоторые меры, чтобы создать видимость либерализации. Были освобождены некоторые политзаключенные, ограничена власть «тонтон-макутов» и сокращена их численность. В то же время диктаторский режим сохранился, были созданы новые карательные батальоны – «леопарды». В июле 1985 года «Бэби» провел референдум, по итогам которого тоже провозгласил себя пожизненным президентом. Но к концу года начались массовые демонстрации против диктатора. В этих условиях США 7 февраля 1986 года отстранили «Бэби Дюка» от власти и вывезли его во Францию.

Такие вот есть примеры развития страны, когда досрочно распускают парламенты под надуманными поводами. Если уж говорить о наследовании славных дел латиноамериканских президентов.

Есть, конечно, и не такие экстремальные примеры. Особенно на постсоветском пространстве. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дважды – в 1993 и 1995 годах – распускал парламентариев, чтобы не мешали ему укреплять свою власть. Грешили этим и лидер Беларуси Александр Лукашенко (1996 год), и известный русский демократ Борис Ельцин (вообще расстрелял его из танков), и даже демократ всех времен и народов, грузинский предшественник Ющенко Михаил Саакашвили, которому что-то не нравится в депутатах, избранных уже после «революции роз». Тайно собирается распускать свой парламент и президент Киргизии Курманбек Бакиев, пришедший к власти на волне «тюльпановой революции». А президент Узбекистана Ислам Каримов внес в Законодательную палату Олий Мажлиса (нижняя палата парламента) проект Конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» и проект закона «О внесении поправок в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан». В проекте первого из этих законов допускается создание в парламенте страны политических фракций, включая те, которые вправе объявить себя оппозиционными. Право представлять парламенту кандидатуру премьер-министра закреплено за президентом страны. Если же парламент откажется ее утвердить, то глава государства может еще дважды вносить на рассмотрение депутатов своего кандидата на высший правительственный пост. Если же депутаты вновь откажут президенту, то он назначает исполняющего обязанности премьер-министра и распускает парламент. Вот так вот.

Так что Виктор наш Андреевич опять не туда заглянул, когда что-то говорил. Но он у нас такой. Он уверен, что как «мессия» сказал, так оно и должно быть. А не получится так или вылезет наружу откровенная ложь, то Васюнык всех заставит думать по-украински, и все будет в порядке…

Настораживает, однако, другое: свою знаменитую пресс-конференцию, где проплаченные медиа-лизоблюды уже поинтересовались у Ющенко, часто ли он чувствует себя «батьком нации», завершил словами о том, что он хочет передать детям честное имя отца и оставить им страну без тех проблем, с которыми столкнулся он. Учитывая опыт «Папы» и «Бэби» Дювалье из Гаити, лично я несколько поднапрягся…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам