Пассивный и активный

Приходится констатировать: Президента действительно загнали в относительно теплый политический угол и прислонили к довольно грязной стенке. Активный наступательный ресурс у него закончился, и он перешел к пассивной обороне. В частности, Виктор Ющенко заявил, что не собирается подписывать законы о Кабинете министров и о продлении моратория на продажу земель.

Отсутствие автографа Виктора Андреевича уже не может помешать вступлению в силу этих и других нормативных актов, принятых на ставшем уже историческим январском заседании парламента. Его вето преодолено конституционным большинством (более чем триста голосов).

В таком случае, если Президент продолжает артачиться, то закон просто подписывает спикер, и все. Автором пассивной концепции поведения главы государства является Арсений Яценюк. Он, наверное, думает, что это круто. На самом деле, широкая общественность с удивлением узнала, что можно запросто обходиться и без Президента. Было бы гораздо эффектнее подписать неприятные сердцу Виктора Андреевича законы, а потом их комментировать. Но они же там все юристы… Высококвалифицированные. Не понимают, что собственными руками создают суперпрецедент: впервые председатель Верховной Рады официально выполняет функции Президента.

Сам глава государства, повторим, почти полностью исчерпал активные средства ведения войны за свои полномочия. Усиление Совета национальной безопасности и обороны Виталием Гайдуком и насыщение Секретариата кризисными менеджерами (плохая копия Виктора Медведчука) — вот, собственно говоря, и весь его наступательный арсенал. Добавим сюда активную кадровую перетряску СБУ и застопорившуюся попытку заменить шефа Службы Игоря Дрижчаного на более подходящую Михаилу Дорошенко и Виктору Балоге фигуру. Ну еще «по мелочи»: непризнание отставки министра иностранных дел Бориса Тарасюка и попытка заблокировать назначение заместителей министра внутренних дел. После вступления в силу закона о Кабинете министров упомянутые темы больше не актуальны.

А премьер и антикризисная коалиция сегодня активны как никогда. Наиболее ожидаемый вариант их антипрезидентских действий предполагает принятие законов:

— о Президенте. Поскольку вряд ли окружение Виктора Андреевича будет заниматься разработкой этого законопроекта, то можете себе представить, что в конечном счете получится у «антикризисников». Например, глава государства, в принципе, может отлучиться для отправления естественных надобностей, но только по согласованию с аппаратом премьера. Конечно же, Секретариат Ющенко порекомендует наложить на данный закон то, что он обычно накладывает в трудных правовых случаях. Аргументация примерно следующая: поскольку полномочия Президента регулируются исключительно Конституцией, то Верховная Рада не имеет права законодательно вторгаться в эту интимную сферу;

— об основах внутренней и внешней политики. С помощью данного нормативного акта решаются вопросы о вступлении, точнее невступлении Украины в НАТО и так называемом европейском курсе Президента. Главу государства спускают с заоблачных евровершин на конкретную землю. Ну а о реакции Виктора Андреевича вы можете легко догадаться. Наложит. Кстати, у индейцев Ющенко мог бы получить почетное прозвище — «Тот, кто постоянно накладывает»;

— о Совете национальной безопасности и обороны. Соответствующий проект уже зарегистрирован в парламентском секретариате. Он, в частности, предусматривает контрассигнацию указов главы государства о введении в действие решений СНБО, ликвидирует аппарат Совбеза и урезает полномочия секретаря Совета до представительско-декоративных. Таким образом, блокируется работа одного из главных оборонительных ведомств команды Виктора Андреевича;

— о Секретариате Президента. Тут все просто: что это? Секретариат? Его просто не существует, поскольку речь, видимо, идет о неком второстепенном вспомогательном органе, представители которого вообще не имеют права выступать с публичными заявлениями. Их функции сводятся к тому, чтобы: а) сидеть; б) сидеть тихо, изредка шурша бумажками;

— о переносе Конституционного суда в Харьков с целью обеспечения его беспристрастной позиции при рассмотрении резонансных политических дел. Здесь есть одна тонкость: чем ближе КС подбирается к отмене конституционной реформы, тем выше вероятность принятия данного нормативного акта во всех чтениях. Торопиться не надо. Сначала голосуется в первом чтении. Если намек не принят во внимание, то во втором. И продолжается в том же духе, вплоть до преодоления вето Президента.

Кстати, о вето. Концепция пассивной обороны Яценюка предполагает применение «негативного» инструмента Президента ко всем вышеперечисленным законодательным актам. Но! Не следует забывать о Юлии Тимошенко, которая торжественно поклялась больше не иметь никаких дел с антикризисной коалицией. Это слова. А на деле у сторон есть веские поводы договариваться по бартерной схеме. Закон об оппозиции принят в первом чтении. До второго надо еще, как говорится, дожить. Цена вопроса договорная. Это первый повод. Второй — необходимо преодолеть вето Президента на оппозиционный закон, поскольку глава государства не упустит возможность подложить свинью Юлии Владимировне. Тем более что год такой. Знаковый. Третий повод — придется голосовать за назначение представителей оппозиции (в случае вступления в силу соответствующего закона) на «хлебные» места в законодательной и исполнительной власти (вице-спикер, главы парламентских комитетов, председатель Счетной палаты и т. д.). Торг, как говорится, уместен. Четвертый: «денонсация» вето Ющенко на закон об императивном мандате для депутатов Верховного Совета Крыма и местных советов. Он очень нужен Тимошенко. Просто позарез. Есть повод встретиться и поговорить. Перечень возможных обменов можно продолжить. Было бы желание, а оно, несомненно, есть.

Получается, что пассивная линия обороны Президента «наигрывает» «антикризисникам» позитивные голосования БЮТ. Виктор Ющенко включен в схему, поскольку его действия становятся прогнозируемыми. Конечно же, Юлия Тимошенко понимает, что ввязалась в безумно опасную для нее игру. После каждого такого совместного голосования приходится «отмываться» перед электоратом. Типа «один раз не считается». Но игра затягивает, поскольку надеяться на применение Президентом его стратегического оружия — роспуска парламента — не стоит. А до 2011 года еще остается много времени…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам