Министерский геноцид

Попытка с помощью парламентской следственной комиссии «устранить» главу МВД стала первым сигналом перехода «регионалов» к решительным антипрезидентским действиям. Напомним, что вчера парламент поддержал решение о временном отстранении Юрия Луценко от исполнения обязанностей главного милиционера (на время, пока ведется проверка информации о коррупции в правоохранительных органах), а сегодня 241 депутат поддержал постановление об отчете министров обороны и иностранных дел.
Другими словами, 15 ноября Борис Тарасюк и Анатолий Гриценко вызываются на парламентский «ковер». «Регионалы», организовавшие эти «слушания», не скрывают политической подоплеки ситуации: «Коалиция будет очень жестко добиваться от этих министров ответов: они собираются работать в рамках единой политики, которую наработала антикризисная коалиция… Если нет, и эти чиновники одной ногой в правительстве, а головой в оппозиции, то я не думаю, что мы с этим согласимся». По словам Евгения Кушнарева, силовые министры формируют в Кабмине оппозиционную «пятую колонну», а спикер Мороз подтвердил, что к ведомству Гриценко есть много финансовых и имущественных претензий, в частности, незаконная продажа военных санаториев в Крыму.

То есть парламент и правительство в этом вопросе играют синхронно. Со своей стороны, у премьера Виктора Януковича уже прогрессирует идиосинкразия на Бориса Тарасюка, который самостоятельно обозначает внешнеполитический курс Украины – вразрез с позицией главы правительства. В пятницу Янукович заявил, что Борису Ивановичу лучше всего пойти в отставку, чтобы заниматься оппозиционной работой вне Кабмина.

Действительно, креатуры президента в Кабмине из последних сил проводят линию главы государства, работая, без преувеличения, «во вражеском окружении». Если их уволят, то правительство фактически станет монополярным, «социалистические вкрапления» – не в счет.

Показательная жесткость, с которой «антикризисники» давят на Виктора Ющенко, имеет принципиальное значение. Видимо, она означает, что коалицианты больше не намерены добиваться благосклонности президента и участия его партии в парламентском большинстве. Бюджетный процесс наглядно показал, что увеличить численность АК вполне возможно, идя лишь на финансовые, а не на политические уступки: 11 «нашеукраинцев» и 8 членов БЮТ поддержали правительственный вариант бюджета. И хотя Александр Мороз в целях собственного спасения продолжает оставаться приверженцем «широкой коалиции», ПР, скорее всего, настроена на радикальный вариант отношений с «Нашей Украиной» и ее духовным лидером.

«Выдавливание» из правительства представителей президента четко говорит о желании ПР отстранить Ющенко от активной политической жизни, от влияния на внешнюю и внутреннюю политику, от контроля за силовыми ведомствами – единственное, на что сегодня еще может опираться президент, если дело вдруг дойдет до роспуска парламента.

Как это сделать технически? Думаю, «регионалы» в своем желании получить властную монополию, не слишком будут задумываться над такими деталями. В идеале министры сами могут написать заявления об отставке, согласовав их с президентом. Но вряд ли на такой шаг можно рассчитывать на пике обострения отношений Ющенко с правительственной командой. Другой вариант: парламент, заслушав отчет силовиков, принимает резолюцию о недоверии этим членам Кабмина. Вполне возможно, что такого внушения окажется достаточно, чтобы президент пошел на попятную в самых принципиальных вопросах – отношениях с НАТО, с Россией, в вопросах двуязычия и православия. По сути, от президента требуют отказаться от идеи формировать политическую повестку дня, о чем Ющенко с таким жаром говорил на последнем съезде НСНУ. Если Виктор Андреевич даже формально даст согласие на денонсацию положений Универсала и постарается больше о нем не вспоминать, то министры-силовики могут сохранить свои должности в правительстве.

Понятно, что стиль их поведения и степень влияния на внешнюю и внутреннюю стратегию существенно будут подкорректированы. Если же Ющенко «упрется рогом», то согласно 85-й статье Конституции у ВР есть право проголосовать за отставку министров, работающих в правительстве по квоте главы государства. Другой вопрос, что эти стратегические кресла не могут оставаться незаполненными, а вносить предложения по кандидатурам министров МИД и обороны может только президент. Это его конституционное право. Ющенко вполне может предложить правительству и парламенту те же самые фигуры: Тарасюка и Гриценко. Так сказать, пойти на принцип. И что тогда?

Теоретически, работу отставников могут выполнять их временные заместители, которых назначит глава Кабмина. Но срок их работоспособности конституционно ограничен двумя месяцами. Представитель президента в парламенте Юрий Ключковский считает, что после 60-ти дней такой работы у президента появится право роспуска парламента, который «недоформировал» правительство. Пока это слабый аргумент. Действительно, даже в условиях новых конституционных реалий у Ющенко сохраняются рычаги воздействия на парламент, один из которых – право роспуска ВР в случае, если антикризисная коалиция в течение двух месяцев не сформирует правительство. Но, во-первых, в данном случае речь идет лишь об доукомлектации 2-3 силовых ведомств, а не всего состава правительства. Во-вторых, Конституция говорит о формировании КМ, а не об изменениях в действующем правительстве.

В общем, налицо – очередная правовая коллизия, которых было уже немало со времен введения в действие политической реформы. Теперь все зависит от того, как поведет себя Виктор Андреевич в этих некомфортных политических условиях: отчет министров Тарасюка и Гриценко запланирован на 15 ноября, и у главы государства есть время подумать. Тем более что 11 ноября должен пройти второй этап съезда пропрезидентской «Нашей Украины», где, по идее, обозначится позиция НСНУ: твердая оппозиция или сотрудничество с коалицией. Судя по тому, как получивший недавно партбилет Арсений Яценюк громко и публично стал отказываться от партийного лидерства, а его прямой шеф Виктор Балога заявил, что Яценюк нужнее в Секретариате, все очень плохо.

По-видимому, Секретариат главы государства останется последним укреплением Виктора Ющенко, а бывшая партия власти изменит свой статус. Ее новым лидером, не исключено, станет пока еще министр МВД Юрий Луценко – не случайно же «нашеукраинцы» развернули толь активную пиар-кампанию в его поддержку. В НСНУ считают, что запуск работы следственной комиссии «по Луценко» и ее рекомендации Кабмину временно отстранить главу милиции от должности означают политическую расправу «над одним из лидеров «оранжевой» революции, каковым является министр внутренних дел». Каковы могут быть политические последствия «министерского отчета»?

Вариант первый. В случае если Виктор Ющенко «учтет» все требования коалициантов, его правительственные креатуры отделаются лишь словесным парламентским внушением. И продолжат трудиться в Кабмине. Комиссия ВР не найдет достаточных аргументов для отставки и Луценко… Затягивать переговоры о расширении коалиции больше невозможно, как и прикрываться решениями съезда НСНУ: напомним еще раз, что партия собирается 11 числа, а министров приглашают в парламент через четыре дня после съезда. Иными словами, президент получил хороший стимул для оперативных раздумий: открытая конфронтация или худой мир с «реваншистами».

Вариант второй. Коалицианты приняли твердое решение больше не вести никаких переговоров с президентом, а методично «давить» на главу государства, постепенно выбивая из-под него все политические опоры: силовиков, губернаторов. Цель такого подхода – минимизация влияния главы государства на положение дел в стране и, прежде всего, на внешнюю политику. А также обретение монополии на власть одной политической силой. Хватит церемониться и делать вид, что все пропорционально распределено. Как ни смешно, но «реваншисты» взяли на вооружение главный лозунг УПА «Все і негайно!».

Вариант третий. Виктор Андреевич решает принять бой. Он «защищает» Тарасюка и Гриценко до последнего и инициирует роспуск парламента. В ответ получает «предложение об импичменте». По словам Михаила Поживанова, все мероприятия, направленные на ослабление позиции Ющенко, говорят о том, что антикризисная коалиция не отказалась от планов «импичментизации» президента.

Правда, премьер Янукович немедленно опроверг такие предположения, хотя и признал, что последствия отчета силовых министров в ВР могут быть любыми. То есть, отношения президента и правительства с этого момента переходят в стадию войны. Кто выйдет победителем?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам