План президента

Эпиграф: “Выкинуть план из дома и старых позвать друзей”. Эта строчка неизвестного автора настраивает на нужный нам лад. А теперь по теме: официально объявлено о завершении серии кадровых перестановок в институтах, олицетворяющих собой президентскую власть. Последней точкой, надо понимать, стало назначение Виталия Гайдука секретарем Совета национальной безопасности и обороны. Во что превратилась команда Виктора Ющенко накануне празднования (?) второй годовщины Майдана? Технологически Виктор Андреевич все сделал правильно. Но, как всегда, поздно.

Николо Макиавелли, которого должен читать каждый уважающий себя украинский политик, писал, что для нового правителя лучшее средство удержать власть – это полное обновление, особенно если эта власть непрочна (аккурат после конституционной реформы) и не служит переходом к гражданскому общежитию (обществу). В том, что президент работает в режиме удержания власти, сомневаться не стоит. Это именно так. Кстати, и дорогой наш Зигмунд Фрейд констатировал смену психотипа под воздействием пребывания у власти: «Человек, который идет к власти, и человек, удерживающий власть, – это разные люди». Истинная правда. Ющенко образца 2006 года отличается от себя самого годичной давности. Осталась только склонность к повторению ошибок. Но тут уж, как говорится, психоанализ бессилен.

А что касается запоздалой реакции на происходящие в стране изменения, то это стиль поведения Виктора Андреевича. Знаете, бывают машины с длинным тормозным путем. Так и в нашем случае. Опять-таки, ничего нового. Макиавелли подметил данный недостаток у многих своих современников, которые круто устроились во власти: «Не меньший вред, чем неопределенность, наносит медлительность и запаздывание в принятии решений. Промедлив, ты обесцениваешь свой поступок и создаешь вред для себя». Укреплять команду надо было еще до коррупционного скандала, фэйс-менеджером которого был человек, представляющий повышенный интерес для психопатологов. Это Александр Зинченко – гламурный перебежчик. Исправить данную ошибку уже невозможно. Поезд ушел, завяли помидоры, и падают листья. Теперь, пересилив естественные для нормальных людей позывы, будем делать выводы. Или, как говорил один военный, представим на ваш суд «выводную часть».

Во-первых, оказались востребованными специалисты-управленцы старой, еще кучмовской школы. Объединенные социал-демократы тихо прикалываются, напоминая о том, что Виталий Гайдук входил в правительство по квоте СДПУ (о), Виктор Балога продвигал идеалы эсдеков на западе страны, а Александр Зинченко (советник президента по специальным вопросам морали и этики) вообще внедрен в окружение Ющенко по заданию партии. Оказалось, что стояние на Майдане и госслужба – абсолютно разные вещи. Эффектный лозунг Ульянова-Ленина – «любой участник «оранжевой» революции может управлять государством» – опять, сука, не сработал. Разрыв между командой единомышленников майданного типа и лидером нации неуклонно превращается в глубокую пропасть, из которой периодически звучат призывы к единению. Аминь. Все правильно. Немного Макиавелли для разнообразия: «Государь, желающий предохранить себя от заговоров, больше должен опасаться чрезмерно облагодетельствованных им, нежели тех, кому он нанес тяжелые обиды». Прямо в яблочко. Поэтому всем, кто входит в блок «Наша Украина», надо срочно расслабиться. Они переходят в разряд «чужих». Вот кто бы мог представить себе подобную ситуацию в 2005 году? Вместо Александра Третьякова, Олега Рыбачука, Веры Ульянченко, Ирины Геращенко – Александр Чалый, Ирина Ванникова, Арсений Яценюк. Уцелел только Васюнык. Наверное, для преемственности.

Во-вторых, президент стал удаляться ускоренными темпами не только от своей команды (если ее так можно назвать), но и от партии «Наша Украина». Публичная перепалка между «НУ» и почетным председателем партии европейского типа (Ющенко) – интересная и показательная особенность нынешнего «обновленческого» этапа президентского саморазвития. «А увольте Зинченко, он плохой. – Нет, это решение президента. – «Наша Украина» уходит в оппозицию и сжигает за собой все. – Переговоры должны продолжаться. – Нет, мы хотим в оппозицию. – Нет, надо договариваться». Роман Безсмертный – особо уполномоченное лицо «НУ» – ходит мрачный и встревоженный. На это у него есть пять причин. Первая причина – это ОН (сами понимаете кто), а вторая – все его бывшие «любимые друзья», которые удалены из окружения, однако продолжают делать погоду во фракции. Третья причина – Юлия Тимошенко, поскольку приходится вторгаться в ее оппозиционную нишу. Нелегко строить оппозиционный «Европейский блок Украина» (сокращенно… нет, не будем этого делать). Четвертая причина – это боль. Боль по утраченным возможностям. Почему всегда именно Роману Петровичу достается самая грязная работа? И, наконец, пятая причина – обреченность. Безсмертный знает, что после таких игр он уже не выплывет. Оказался между молотом (президент) и наковальней («Наша Украина»). Обязательно сплющит. Не сегодня, так завтра. И вдобавок на него по старой доброй «нашеукраинской» традиции повесят всех собак: провал парламентских выборов, развал фракции и даже попытку узурпировать полномочия.

В-третьих, стремительными темпами идет процесс департизации, скажем так, президентского блока в правительстве (6 постов). Сколько времени необходимо среднестатистическому человеку, чтобы написать заявление об уходе? Минут пять. Включая и выкуренную напоследок сигарету. А вот высокопоставленные «нашеукраинцы» уже неделю думают. И, судя по всему, продолжат заниматься этим делом еще некоторое время. После встречи с главой государства Юрий Павленко (министр по делам молодежи и спорта) сделал заявление от имени всех: «Мы подадим в отставку не ранее окончательного завершения переговоров по формированию широкой коалиции в Верховной Раде». Камикадзе Роман Безсмертный уже пожег все мосты. Он не знал, что переговоры продолжаются. Резюме: «Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу». А теперь очередная цитата из Макиавелли: «Все дурные последствия мероприятия люди приписывают его зачинщику, который удостаивается похвалы и за успех, но награда просто не может сравниться с хулой».

Следующий этап – исключение «отступников-министров» из партии. Однако переговоры о формировании офигенно широкой коалиции национального единства будут продолжаться. Затем эти люди будут позиционироваться как личная фракция Ющенко в Кабинете министров.

В-пятых, Ющенко предпринял попытку скорректировать свой имидж, поскольку кто-то рассказал Виктору Андреевичу, что народ его откровенно не догоняет. Ничего лучшего, чем образ гаранта Конституции, равноудаленного от всех существующих финансово-политических группировок, президенту придумать не удалось. Полтора года назад это бы сработало. Теперь шансы на успех предприятия невелики.

После завершения переформатирования команды наиболее вероятным представляется следующий алгоритм действий президента. Кадровое укрепление последних центров влияния Ющенко – СНБО и Секретариат – должно постепенно превратить эти институты в средство реализации интересов главы государства. В скором времени Виктор Андреевич должен научиться произносить новые тексты, написанные его свежезамененным окружением. Должна создаваться иллюзия полного апгрейда президента. Вот вам, народ, новый Ющенко. СНБО и Секретариат уходят в тень и формируют невидимый рубеж обороны. Следующий шаг – отмена конституционной реформы, которая будет сопровождаться кризисными явлениями и попыткой остаться над схваткой. Затем реванш, формирование подконтрольного парламента, где интересы Ющенко будут представлять другие люди.

План хороший, но предполагает сильную нагрузку на одну конкретную личность. Поэтому он вряд ли будет реализован, поскольку окажется, что в критические минуты нужные решения принимать некому. СНБО и Секретариат опять выйдут на первый план, поскольку “единое воплощение” коллективного разума не в состоянии сыграть отведенную роль.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам