Виктор Мусияка: "Ющенко должен предложить избирать президента в парламенте"

Он неудобный для власти человек, поскольку буквально понимает принцип верховенства закона. Согласитесь, что в украинских реалиях с таким отношением к жизни приходится нелегко. Тем не менее Виктор Мусияка педантично выступает в роли этакой «Бабы Яги», которая, как известно, всегда против. Был постоянным представителем президента Леонида Кучмы в Верховной Раде. Но ушел по собственному желанию, поскольку не хотел жонглировать законодательными нормами. Баллотировался в парламент по списку «Нашей Украины». Стал депутатом. Был шанс, что именно его изберут спикером.

Однако не сложилось, поскольку руководству «НУ» не нужен председатель ВР — юрист. Виктор Лаврентьевич вынужден был покинуть «нашеукраинскую» фракцию. Сегодня недостатка в предложениях Мусияка не испытывает. Однако ему трудно определиться, поскольку он знает — нет у него юридической гибкости. Трудно жить по принципам. Да и многие потенциальные работодатели с опаской посматривают в его сторону. И хочется привлечь грамотного специалиста, однако может получиться так, что контракт продлится недолго. Он часто хватается за голову и буквально причитает: «Ну как же так? Неужели они Конституцию не читали?!». Мусияка с ходу придумал несколько способов формирования коалиции не в «оранжевом» формате. Абсолютно законных. Однако не стал вмешиваться в игру Партии регионов. Зачем? У него другой взгляд на жизнь.

Виктор Лаврентьевич, говорят, вы активно ищете тех, кого может заинтересовать политический брэнд — партия «Вперед, Украина!». Правда ли это?

— Смысл существования нашей партии, как и любой другой, заключается в том, чтобы она была в состоянии реально бороться за влияние на власть. Поэтому после выборов я занимаюсь поиском тех сил — политических и околополитических, — которые будут готовы реализовывать задекларированную нами партийную линию. Считаю, что наша идеология востребована обществом. Говоря откровенно, необходимы не просто новые партийцы, а именно те, которые либо сами готовы, либо у них есть возможность подтянуть финансовые и организационные ресурсы, чтобы «Вперед, Украина!» превратилась в такую политическую силу, с которой вынуждены были бы считаться те, кто сегодня наверху. Необходимы громадные ресурсы, чтобы, грубо говоря, «раскрутить» партийный брэнд.


А вы не боитесь, что ваша партия станет игрушкой для олигархов? Вы же сами говорите — огромные ресурсы, огромные средства…

— Я со своими коллегами пытался создать партию, которая стала бы своего рода мостом между обществом и властью. Но в последние годы состоялся резкий приток капитала, в том числе и олигархического, в политическую среду. Многие из капиталы имущих поняли, что для их сохранения и приумножения необходимо взять в свои руки политические рычаги. Сегодня, кроме коммунистов, в парламенте находятся представители крупнейшего капитала. Если мы хотим стать активными участниками нынешнего политического процесса, то нам необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Естественно, мы готовы дать возможность выступать под нашим брэндом не любым политическим и экономическим силам. Капитал должен быть чистым. Понимаю, что в наших условиях говорить об этом довольно сложно, но это — важнейшее условие, способное обеспечить развитие партии и гарантировать доверие к ней в обществе.


Ближайшие парламентские выборы должны пройти в 2011 году. Не слишком ли долго придется ждать тем, кто захочет выступать под вашим брэндом?

— Вы знаете, после начала перехода к новой форме государственного правления нельзя исключать и приближения сроков выборов. Возможны досрочные президентские и парламентские выборы. Я это говорю не к тому, что они могут состояться уже осенью или в начале следующего года. Просто есть такая вероятность. Президент, в соответствии с новыми конституционными правилами, по-прежнему остается мощной политической фигурой. Может возникнуть ситуация, когда кризис станет настолько всеобъемлющим, что повлечет за собой досрочные президентские и парламентские выборы. Вы посмотрите, что происходило в последние месяцы: в течение короткого времени ситуация во властных верхах резко менялась. До последнего момента не все были уверены в том, что вместо подачи кандидатуры на должность премьера Президент просто объявит о роспуске парламента. Почему же надо исключать возможность возникновения еще более жесткой ситуации? Надо не прятаться от вероятного развития событий, а предвосхищать их. Любые досрочные выборы — это, конечно, потрясение для общества. Но надо также привыкать к тому, что они — вполне естественное явление для парламентско-президентской республики.

Если законодательный орган власти не в состоянии сформировать коалицию, которая, в свою очередь, должна быть способной создать эффективное правительство, то в большинстве европейских стран спокойно распускается парламент и назначаются новые выборы. У нас же роспуск парламента — это что-то невероятное. На самом деле речь идет о естественном выходе из политического тупика.


Президент может спровоцировать роспуск Верховной Рады, исходя из полномочий, которые у него есть?

— В принципе, своими действиями Президент может спровоцировать все что угодно. В том числе и парламентский и правительственный кризисы. Он может накладывать вето на принимаемые ВР законы, может останавливать действие постановлений Кабинета министров с последующим направлением этих актов на рассмотрение Конституционного суда. А ведь правительство принимает массу постановлений, которые могут касаться, в том числе, экономических и других интересов людей из окружения Президента. Таким образом, Кабмин будет не в состоянии выполнять свои функции.

Мне бы не хотелось верить в то, что Президент специально станет провоцировать подобные ситуации. Во многом его судьба как главы государства зависит от того, как во время его президентства функционирует власть в целом. Это очень важно, ведь многие станут воспринимать наше время как эпоху Ющенко и связывать все, что происходило, с его именем. Поэтому, думаю, Виктор Андреевич сам заинтересован в том, чтобы парламент начал нормально функционировать, чтобы были достаточно гармоничные отношения между ним и правительством. Кроме того, он же, наверное, думает о втором сроке. Уже недалеко до следующих выборов президента. Как ни крути, через полтора года кампания фактически стартует. Первым о своем намерении принять участие в гонке заявил Владимир Литвин. Никто не сомневается в том, что Юлия Тимошенко тоже будет баллотироваться. Некоторые издания предлагают галереи потенциальных кандидатов на должность главы государства. Другими словами, процесс уже пошел…


Однако ради чего же вся эта суета? Ведь по сравнению с премьерским креслом должность президента явно менее привлекательна…

— Это ошибочное представление о роли президента в новой форме правления. Многие пытаются доказать, что глава государства — чуть ли не английская королева по статусу. Однако сегодня в мире немного президентов, которые обладают такими же полномочиями, какие в руках у Ющенко. В Европе их вообще единицы.

Другое дело, как эффективно воспользоваться этой властью. Некоторые представители окружения Президента все время подталкивают его к тому, чтобы «денонсировать» конституционную реформу. Зачем?! У него же власти — выше головы. Однако все дело в том, что Президент уже не может рассадить всех желающих на должности, которые им нравятся. Он не может ни премьера назначить, ни вице-премьера, ни министра, ни посадить на газовую, нефтяную трубу или другое доходное место «хорошего» человека. Это не устраивает окружение Ющенко. Так не в этом же заключается роль президента. Смысл разделения властей как раз и состоит в том, что исполнительная, законодательная и судебная власти занимаются своими делами. А президент вообще не включен в эту триаду власти. Он — глава государства, говорит от имени государства в соответствии с Конституцией, а от имени народа может говорить только Верховная Рада. Именно поэтому ВР формирует правительство, которое должно создавать нормальные экономические и социальные условия для функционирования всего государства.


Вы, наверное, согласитесь с тем, что Ющенко не смог реализовать в полной мере весь объем полномочий, который у него есть. Может, у него миссия такая — стать могильщиком института президентства? Довести дело до того, чтобы следующего президента избирал парламент?

— Мы могли наблюдать за деятельностью Виктора Андреевича и в условиях старой конституционной системы, и после изменения модели власти. Как минимум, у Ющенко был год для того, чтобы продемонстрировать: система власти, которая предусмотрена Конституцией образца 1996 года, является эффективной. Дескать, зачем что-то менять? Посмотрите, как хорошо все работает. Если бы он за год это сделал, то я бы первым сказал: действительно, не надо ничего менять, а конституционная реформа не нужна. Ведь почему я поддерживал внесение изменений в Основной Закон? Потому что считал опасным, когда у президента такие гигантские полномочия. И практика подтверждала, что они использовались в значительной степени в интересах людей, «обсевших» Президента, часто не имеющих ни морального, ни официального права даже смотреть в его сторону. «Оранжевая» команда очень быстро показала обществу, что для них важнее всего именно попадание в систему власти, а Майдан был использован ими как инструмент достижения этой власти. После парламентских выборов стало понятно, что они не в состоянии договориться между собой. Не хватило умения даже обмануть во второй раз людей, продемонстрировав, что у них все хорошо и единая «оранжевая» команда снова восстановлена в парламенте. Хотя мы все прекрасно понимаем, что нет никакой единой команды. У каждого свои интересы. Причем зачастую они не просто расходятся, а вообще не могут состыковаться. А ведь «оранжевые» могли, поступившись какими-то интересами, договориться об объединении, сформировать коалицию, а затем взять власть в свои руки. Однако не сподобились даже этого сделать. И что получилось? Сегодня чуть ли не единственным последовательным носителем «оранжевых» идей в обществе считается Юлия Владимировна. Хотя, видимо, это не совсем так.

Как это все связано с Президентом? Да очень просто: известно, что выборы 2004 года поделили общество на две противоборствующие части. Та часть, которая поддерживала Виктора Андреевича, сегодня, в свою очередь, поделилась. Получается, что если Юлия Владимировна пойдет на президентские выборы, я даже не представляю, каким образом Виктору Андреевичу удастся вернуть утраченное доверие своей части политического сегмента и компенсировать потери. Поэтому шансы Ющенко на переизбрание, скажем так, весьма и весьма проблематичны.

Думаю, было бы логично, чтобы Ющенко через пару месяцев предложил всем политическим силам сесть за стол переговоров и договориться об углублении конституционной реформы. Во-первых, завершить ту ее часть, которая касается местного самоуправления, отшлифовать уже внесенные в Конституцию изменения. Там есть целый ряд шероховатостей. Во-вторых, предложить избирать президента в парламенте. Думаю, возможно достичь по этому вопросу согласия всех сил, которые сегодня действуют на политической арене. Оптимальным кандидатом на роль первого президента, избираемого парламентом, был бы действующий глава государства. Конечно же, понятно, что в связи с подобной реформой власти возникнет масса новых проблем: политических, экономических и других. Но мы только в начале пути формирования государства, всех его институтов. Хочется, чтобы они были как по форме, так и по сути европейскими.


При таком развитии событий президента может избирать этот состав парламента или следующий?

— Пока я говорю о нынешнем созыве Верховной Рады. Если события будут развиваться в изложенном направлении, президента должен избирать парламент, который будет функционировать к моменту введения в действие изменений в Конституцию.

Подобный шаг мог бы сцементировать весь парламент. Он бы способствовал тому, что «Наша Украина», которая сегодня судорожно пытается сохранить свое политическое лицо, полноценно включилась бы в новую систему власти. В этом случае присоединение к коалиции было бы абсолютно естественным. Президент может убедить «нашеукраинцев» в целесообразности подобного шага. Это необходимо и в его, и в их общих интересах, поскольку надеяться на использование какого-то административного ресурса во время будущих президентских выборов смысла нет. Этот ресурс уже в руках других политических сил. Уповать на другие легальные варианты достижения победы на выборах тоже не стоит. Да и, честно говоря, я просто не вижу, что может помочь Виктору Ющенко достигнуть позитивного результата во второй раз. Слишком много сделано для того, чтобы его (результат) отдалить. Если же все останется, как есть, то мы можем стать свидетелями ожесточеннейшей борьбы, которая еще более взбудоражит и разделит общество.


Если восторжествует чисто парламентская форма правления, то останется ли в этом случае за президентом право досрочно прекращать полномочия парламента в случаях, определенных действующей Конституцией? Ведь кто-то же должен объявить о роспуске ВР?

— В принципе, можно оставить за президентом такие полномочия, но необходимо четко выписать механизм их применения. Знаете, нашим политикам надо все очень подробно расписывать. Они не в состоянии действовать от «А» до «Я» статьи закона. Пытаются использовать и твердый знак, и многоточие, поскольку стремятся приспособить закон под свои потребности. На самом деле они могут делать только то, что записано в Конституции и других нормативных актах. Незачем придумывать на ходу другие процедуры. Вот, например, 15 дней дается президенту на внесение кандидатуры премьер-министра. Так это вовсе не значит, что глава государства должен все это время сидеть и, возможно, думать. Ведь президент по его конституционной природе обязан обеспечить скорейшее формирование действенного механизма власти, а не предаваться на протяжении двух недель размышлениям.

Потом появились предположения, что президент может и отказаться вносить кандидатуру, предложенную коалицией. Скажите, пожалуйста, где это записано? В статье 106 Конституции четко выписаны полномочия президента. Там ничего подобного просто нет. Нельзя додумывать то, чего нет. Поэтому условия роспуска Верховной Рады необходимо сформулировать предельно ясно во избежание малейших кривотолков. Должно быть все изложено четко и просто: если не сформирована коалиция, то глава государства распускает парламент. Не может распустить, а распускает. Однозначно. На 61-й день должен выйти соответствующий указ. Его появление не будет зависеть от того, как президент относится к той или иной политической силе, представленной в парламенте. Это абсолютно формальный механизм. Кто-то должен быть уполномочен объявить о роспуске законодательного органа власти при его недееспособности, чтобы запустить механизм формирования новой и, будем надеяться, эффективной парламентской коалиции, которая в состоянии создать дееспособное правительство. В таком случае и общество не будет зависать в неизвестности. Вот, пожалуйста, есть конституционное положение, абсолютно понятное. Если такой механизм будет приемлем, то я допускаю, что у президента, избираемого парламентом, могут быть полномочия по роспуску Верховной Рады.


В чисто парламентской республике, естественно, повышается роль политических партий?

— Само собой разумеется. Хотя президент будет заметной фигурой в парламентской республике, основная нагрузка по управлению государством ляжет на правительство и Верховную Раду. И конечно же, именно партии станут главными институтами влияния общества на власть. В таком случае уже будет невозможно просто сесть за круглый, квадратный, овальный стол переговоров представителям политических и финансово-экономических сил и расписать, кто сколько процентов депутатских мандатов получит и кто в какую коалицию войдет. Естественно, если будут соблюдаться законы, Конституция, если в обществе будет реальная свобода слова, а действия власти — прозрачны и понятны. Думаю, парламентская форма правления станет реальным началом истинно демократических процессов. И в данном контексте мне бы хотелось, чтобы наша партия заняла в них достойное место. Поэтому для меня так важно, чтобы к партии подтянулись люди, способные с помощью организационных и финансовых ресурсов — естественно, легальных — активизировать движение в этом направлении. Другого варианта развития партийной структуры я просто не вижу. И буду только рад, если это станет реальностью.

Беседовал
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам