Суверен-самолеты. Началось?

Отношения между Украиной и Россией уже давно напоминают супружескую чету, в которой никто не хочет признать себя виновником развода, а посему страдают разбитые тарелки на кухне, обруганные дети и соседи, поломанные удочки Его и обляпанные чернилами платья Ее. Потому что обе стороны чувствуют себя «обиженными неверностью» и посему готовы на все, лишь бы досадить «врагу». Причем пострадавшие от такой «любви» на людях бодрятся и стараются не показывать, как больно им от нанесенного урона…

Началось все это после так называемой «оранжевой» революции в Киеве, которая привела к власти президента Виктора Ющенко, возжелавшего любой ценой втянуть Украину в европейские и евроатлантические структуры, в частности, в ВТО, ЕС и НАТО. В Москве эти потуги восприняли ревниво. Несмотря даже на то, что там всем умным и трезвым (в хорошем смысле этого слова) политикам и экономистам понятно то, чего никак не могут уразуметь «оранжевые» в Киеве: в Европе Украину никто не ждет в ближайшие 20 –25 лет.

В итоге обе страны начали сотрясать продуктово-энергетические «войны», апогеем которых стало газовое противостояние прошлой зимой. 4 января сего года «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины» «под одеялом» и под видом «защиты национальных интересов двух стран» вроде бы утрясли план и механизмы деребана газовых долларов за счет кошелька граждан Украина и России. Но официальным и Москве, и Киеву этого показалось мало. Первая хотела клятв в «вечной дружбе», а второму на ухо нашептали, что в новой газовой схеме не учтены все интересы, и свистопляска возобновилась с новой силой.

А все потому, что не изменились генеральные линии двух правящих – киевского и московского – режимов. «Оранжевые» революционеры решили любой ценой вступить на Западе хоть куда-нибудь. И на Западе им подсунули НАТО. Как универсальный заменитель всего процесса евроинтеграции. А заодно и лишнее свидетельство того, что Украина навсегда уходит из-под московского «скипетра». Любой ценой уходит.

Цена для Киева может оказаться неподъемной. И все потому, что кремлевские «контрреволюционеры», похоже, и не собирались отказываться от своей линии поведения – наказать «оранжевых». И за «самоуправство» зимой 2004 года, и за двурушничество после газового перемирия от 4 января. Начались разговоры о сворачивании любого сотрудничества с Украиной, если та вступит в НАТО. В первую очередь, имелось в виду сотрудничество в области ВПК и в машиностроении.

И вот мы уже имеем первую ласточку. Она получилась очень препаршивой. Россия, как и обещала, официально вышла из проекта по строительству самолета АН-70. Об этом сообщил министр обороны Анатолий Гриценко после совместной встречи с министром обороны России Сергеем Ивановым. В настоящее время самолет Ан-70 представлен всего двумя образцами. Однако совместная программа этого военно-транспортного самолета осуществлялась согласно подписанным соглашениям России и Украины о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности в 1993 и 1999 годах. Заказчиком самолета являются Минобороны России и Украины, при этом, в соответствии с соглашениями, Россия финансирует данный проект более чем на 50%. Сам Ан-70 является средним широкофюзеляжным транспортным самолетом, способным перевозить груз весом до 47 тонн при крейсерской скорости полета 820-870 км/ч и предназначен для выполнения транспортных операций Воздушных сил и выброски десантов парашютным и посадочными способами.

Путь Москвы к этому решению наметился давно. В феврале 2006 года Государственная самолетостроительная корпорация «Национальное объединение Антонов» заявила о блокировании российской стороной программы производства самолета Ан-70. В апреле Украина призывала Россию определиться с целесообразностью своего участия в программе производства самолета Ан-70. 12 апреля сего года посол России в Украине по этому поводу сказал: «И главные авиаторы нашей страны, и руководство министерства обороны много раз возвращались к обсуждению этого вопроса. И сегодня они склоняются к мнению, что для российских вооруженных сил этот самолет вышел на класс Ил-76. А Ил-76 достаточно выпущено. И не только в России, но и в Украине. Поэтому ставить еще один похожий самолет на вооружение, наверное, нет смысла. По крайней мере, так считает наш главком авиации Михайлов. А соглашение по Ан-70 в 1994 году подписывал я с премьером Украины – им был тогда Кучма. Я был в Украине с официальным визитом, и тогда было дано «добро» на изготовление этого самолета». И добавил о возможных убытках: «Да, наверное, убытки. Но, поскольку этому самолету пока не находят применения, то еще большие убытки будут от его выпуска. По крайней мере, для России. Но последнее слово должны сказать те, кому это положено».

Вот «слово» и сказано. Но оно, увы, вряд ли последнее. Поскольку официальный Киеве надеется уже осенью этого года получить от НАТО сигналы по началу процесса вступления (так называемый План действий по обретению членства – ПДЧ), то будут и другие «ласточки». И даже коршуны.

Ведь весь вопрос – не в членстве в НАТО, а в цене, которую за нее придется заплатить. Либо Украине, либо тем, кто согласится ей помочь в этом благородном деле. А вот с этими гипотетическими и потенциальными помощниками может случиться вполне реальный напряг. Их может не оказаться, а значит, обещанный Россией «разрыв кооперационных связей» наступит, и украинской экономике придется самой заниматься поиском новых партнеров.

Киевский государственный авиационный завод «Авиант» раньше выступал за выход России из проекта по строительству самолета Ан-70 для привлечения новых инвесторов. Точно так же настроен и генеральный директор запорожского двигателестроительного предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его мнению, украинских авиастроителей выход России из проекта создания Ан-70 не пугает, а вот российские ВВС в результате такого решения могут серьезно пострадать. «Если Россия действительно выйдет из проекта Ан-70, то пострадают от этого, в первую очередь, ВВС РФ», – заявил он. И добавил, что во всем виновата политика и сиюминутная конъюнктура. «Самолет сделан по техническому заданию российских ВВС. Вчера был один главком, и его Ан-70 полностью удовлетворял, а нынешнего не удовлетворяет. Это политика. Самолет будет, он состоялся, и у нас на этот счет нет никаких сомнений».

При этом г-н Богуслаев отметил, что его «Мотор-Сич» не планирует разрушать кооперацию с российскими заводами, задействованными в выпуске двигателя Д-27 для самолета Ан-70. «У нас даже испытательного стенда для этого двигателя нет, а у московского «Салюта» есть. Мы будем работать и с «Салютом», и с Уфой. Будем работать с российскими агрегатными КБ и заводами», – сказал он.

Благое, надо отметить, намерение. Но вот беда: оно реализуемо на практике только в одном случае – когда с этим согласна и вторая сторона. То есть указанные Богуслаевым российские предприятия. В противном же случае получается, как в анекдоте о свадьбе, которая не состоялась, потому что невеста была в белом платье, а жених вообще не хотел жениться…

Что тут еще не ясно? Могу (извините за самоцитирование. – Авт.) также напомнить и другие данные на эту тему, уже приведенные в статье «Россия соскакивает с крючка?» за 30 ноября прошлого года.

Вот первая цитата из этого материала: «А еще раньше многие российские эксперты и специалисты в один голос рассказывали журналистам, что Россия не нуждается в военной продукции и технологиях украинского производства. «По абсолютному большинству военных технологий Россия самостоятельна. Она может обойтись без помощи других стран», – заявил, в частности, член комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов. А бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков добавил, что российский оборонно-промышленный комплекс в случае разрыва кооперационных связей с Украиной способен восполнить всю номенклатуру продукции для нужд национальных вооруженных сил. И по линии авиации ПВО, и в вопросе вышек радиолокационных станций для зенитных ракетных систем С-300, с которыми у России сегодня есть определенные проблемы – российский ВПК пока не может их поставлять. «Но, думаю, если будет заказ, то и наши заводы их способны отлить (видимо, недостающие детали. – Авт.)», – отметил Корнуков. Точно так же, по мнению Корнукова, обстоят дела и с поставками запчастей для сделанных в Украине самолетов семейства «Ан», которыми оснащена военно-транспортная авиация России. «И здесь Россия могла бы обойтись без Украины, задействовав, в частности, мощности воронежских и омских авиастроителей», – резюмировал генерал. В то же время он признал, что могут возникнуть проблемы с производством двигателей для вертолетов семейства «Ми» армейской авиации ВВС России, двигатели для которых делают в Запорожье. Однако Корнуков и здесь призвал к решительности. «Рыбинским моторостроителям по силам освоить выпуск этой продукции, если будет соответствующая документация. Документацию, конечно, придется покупать», – сказал он».

А вот вторая цитата: «По словам же бывшего замглавкома Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) по вооружению Александра Ряжских, общая стоимость продукции и услуг украинских ракетостроительных предприятий, потребность в которых есть в РВСН России, может, в частности, составить до 350 млн. долларов. Речь идет, например, о тяжелых ракетах РС-20, известных на Западе как «Сатана» и производимых только в Украине на днепропетровских КБ «Южное» и заводе «Южмаш». Украинские предприятия сегодня осуществляют гарантийный авторский надзор и анализ технического состояния российских ракет РС-20 и участвуют в работах по продлению их сроков службы. На оплату этих работ выделяются средства специальной статьей российского военного бюджета. То же самое касается аппаратуры внешнетраекторных измерений типа «Вега», которая выпускается в Харькове и просто необходима для модернизации российских ракетных полигонов. И бортовой и наземной аппаратуры, необходимой для целеуказания стратегических ракет, которая производилась, в частности, на киевском заводе «Арсенал» и в том же Харькове и которая необходима российским РВСН для продления сроков службы ракет. По мнению Ряжских, для того, чтобы наладить в России производство тех приборов и комплектующих, которые сегодня производятся на Украине, потребуются не сотни миллионов, а миллиарды долларов. А тут можно просто нажать, воспользовавшись «газовой слабостью партнера», и получить «свое». Потому что в составе РВСН России насчитывается около 520 межконтинентальных баллистических ракет. Из них только порядка 40 (ракеты «Тополь-М») построены исключительно российской ракетостроительной кооперацией. В составе РВСН около 100 тяжелых ракет РС-20, способных нести до 10 боевых блоков. Ракеты «Тополь-М» имеют моноблочную головную часть. Но без точной аппаратуры наведения они – всего лишь тяжелые болванки, которые из-за тяжести нельзя использовать даже в рукопашной…» Конец цитаты.

Тогда, в ноябре прошлого года, была надежда, что в Москве учтут не только зависимость Украины от России, но зависимость российских предприятий от поставок из Украины. Однако надежды, похоже, так и остались надеждами. Россия готова закручивать гайки и до конца «наказывать ослушника». Например, поднимать цену на газ для украинских потребителей, что бы об этом ни говорили в Киеве. И несмотря на обещания Запада помочь Украине. Так что упомянутая выше, с позволения сказать, «свадьба» может ждать Украину. Депутат Госдумы России, известный Константин Затулин по этому поводу сказал украинским журналистам: «Сергей Глазьев, депутат Государственной думы из фракции «Родина», сделал экономический анализ вступления Украины в ВТО, в результате чего становится понятно, что мы будем принимать решения о закрытии своих рынков на Украине, если Украина станет проходным двором для польского спирта или чего-то еще… В силу того, что подобный курс задается политически, создаются проблемы в экономических отношениях между нами».

И весь вопрос, повторяю, в том, где найдет Украина деньги? А вот за Россию в этом вопросе беспокоиться не стоит. При такой ценовой конъюнктуре на нефть и газ она может себе позволить в ущерб себе отказываться и не от таких проектов. И компенсировать убытки своим производителям. Деньги, напоминаю, у нее есть. А вот есть ли они у Украины? Помогут ли ей новые партнеры чем-то еще, кроме обещаний счастья под «НАТОвским зонтиком»? Найдет ли Украина новые рынки сбыта для продукции своих ВПК и машиностроения или ее «суверен-самолеты» так и останутся недостроенными и будут ржаветь без присмотра как памятники неразумному госстроительству? Эти вопросы, как по мне, требуют ответов уже сегодня. Потому что завтра может быть поздно…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам