Бардак

Неожиданно в сессионный зал занесли корзину с цветами и возложили ее перед президентом. Виктор Андреевич задумался. Двое «цветоносцев» постояли в скорбном молчании перед главой государства, затем что-то вспомнили и перебазировали «клумбу» поближе к парламентской трибуне. Если бардак начинается, то он, как известно, проявляется во всем. Владимир Литвин натужно прочистил горло и предложил новоизбранным народным депутатам принести присягу на верность народу Украины. На балконе у одного из солистов сдали нервы, и он заорал нехорошим голосом «Ще не…», однако получил под ребро от коллеги и благоразумно заткнулся.

За всю историю как бы независимого украинского парламентаризма подготовка первой сессии новоизбранной Верховной Рады еще не проходила в обстановке подобного глобального бардака. Ребята даже подготовиться к запуску «сессионного механизма» не сумели. Казалось бы, делов-то – все равно, что кружку пивка всосать и сытно издать пищеводом приятный для организма, но не для окружающих, характерный звук. Пять группировок, с тяжелыми боями прорвавшие заградительный трехпроцентный барьер, должны делегировать своих представителей в состав некого временного органа, занимающегося чисто организационными вопросами. Вся процедура делегирования закреплена в статье 13 Регламента работы ВР (внутренней инструкции пивбара «У купола»). Называется она (статья) предельно откровенно – «Формирование и организация работы Подготовительной депутатской группы (ПДГ)».

Цитирую типа по памяти: «для подготовки… бла-бла… спикер ВР предыдущего созыва, а в случае его отсутствия – первый вице-спикер, организовывает формирование ПДГ из числа, ясен перец, новоизбранных депутатов». Похоже, что Владимир Литвин откровенно забил на это дело. Владимир Михайлович теперь решил сосредоточиться исключительно на научной деятельности. Благо новая должность – вице-президент Академии наук – позволяет. Ему уже не до оргмероприятий. Поэтому за работу взялся коммунист Адам Иванович Мартынюк, ласково прозванный однопартийцами «Саддамом Ивановичем». Все, как говорится, по уставу. Заменить Мартынюка некем, поскольку следующее по рангу (оно же последнее) кресло старого президума ВР пустует. Не нашлось замены Александру Зинченко, некоторое время монотонно занимавшему должность простого вице-спикера. После триумфального провала политической карьеры Александра Алексеевича его коллеги опасаются занимать «проклятое место». Говорят, что оно чуть ли не проклято. Ну депутаты…Что с них возьмешь.

Дальше – чистая математика. Партия регионов, «Наша Украина», БЮТ и СПУ должны откомандировать в состав временной ПДГ своих лучших (или какие есть) представителей из расчета один делегат на 15 членов фракции. Пример: во фракции «регионалов» 186 дееспособных членов. Делим это число на 15. Получается 12,4 делегатов. Но разработчики Регламента предусмотрели ситуацию, когда без остатка не делится. Опять цитируем в произвольной форме внутриведомственную инструкцию: если после распределения квот остаются народные депутаты, количество которых составляет восемь и больше, то в таком случае предлагается дополнительно делегировать по одному представителю (и больше) от этой политической силы. И снова пример: в БЮТе 129 депутатов (если считать Колю Томенко, хотя я бы лично не брал в расчет нулевые политические значения). Делим это количество на размер квоты. Выходит 8,6. Округляем до 8. Умножаем на 15. Итого 120. В остатке девять. Получается, БЮТ имеет право еще на одного представителя.

Как видим, ничего сложного. Посчитали, определили – и вперед, готовить работу первой сессии. Расклад сил в ПДГ зеркально отражает общую парламентскую картину: Партия регионов – 12 «делегатов», БЮТ – 9, «Наша Украина» – 6, СПУ и КПУ – по два представителя. Дальше, в соответствии с Регламентом, члены ПДГ должны избрать себе председателя, его заместителя, а также секретаря группы. И вот тут начались проблемы.

Чисто организационная задача была, как водится, политизирована, превращена в неразрешимую проблему и благополучно завалена. На заседании 5 мая члены ПДГ не поддержали кандидатуру руководителя группы, выдвинутую «регионалами». Они предлагали Адама Мартынюка, но он не получил необходимого количества голосов (16). Наглядная иллюстрация к теме «как нам создать «оранжевую коалицию». Будущий парламентский дурдом в миниатюре. Ни у одной из сил, представленных во временной группе, нет контрольного пакета голосов. ПР сходила «е2–е4»: объединилась с коммунистами и двинула Адама Ивановича. Могли бы и своего представителя «задекларировать». Раису Богатыреву или Андрея Клюева. Но пощадили измотанные нервы «оранжевых». Последние не оценили жеста доброй воли и завалили Мартынюка. Само собой разумеется, что единой согласованной кандидатуры у них не нашлось. От СПУ на должность временного председателя баллотируется Иван Бокий, от «Нашей Украины» – Юрий Ключковский, от БЮТ – Александр Турчинов. Возникает сакраментальный, но закономерный вопрос: на фига? К чему эти игры, когда на «кону» стоит должность, которая фактически не играет никакой особой роли? К тому же она временная и автоматически ликвидируется после создания парламентских комитетов. Никаких ключевых решений не принимает. Не может навязать свою волю депутатскому корпусу. Чего суетиться?

Но это нормальным людям все понятно. А тут политики. У них особое мышление. Или мышление (ударение на первом слоге). Ведь это фактически первое послевыборное столкновение за власть. Пусть и тренировочное, но не менее ожесточенное. Цитируем Регламент: до избрания Верховной Радой временного президиума заседания первой сессии ведет председатель ПДГ. Он же автоматически включается в состав временных парламентских боссов. Представьте себе следующую картину: Раиса Богатырева (или кто-то из «регионалов») ведет сессию. Это же будет информационным событием номер один. Более того, в соответствии с Регламентом, открытие сессии, а также рассмотрение организационных вопросов должно транслироваться в полном объеме по радио и телевидению. А балконы ВР и так под завязку будут забиты пишущей и снимающей прессой. Если плюнешь, то обязательно попадешь в трех «шакалов пера», двух операторов и одного первого секретаря какого-нибудь посольства. И тут «реваншисты» ведут заседание законодательного органа власти, который, в сответствии с новой Конституцией, является доминирующим в системе институтов государственной власти. Фиаско «оранжевых»? Грузите апельсины бочками? Вывод – проиграли первый, разминочный раунд, значит, «сольют» всю игру. Хотя еще раз подчеркнем: драться не за что. Овчинка не стоит потраченных нервов. Во временный состав президума, который будет действовать до формирования полноценного парламентского руководства, попадут представители всех сил, представленных в ВР. Все пять. И вести заседания Верховной Рады они будут по очереди, чтобы никому не было обидно. Следующее заседание ПДГ запланировано на 11 мая. Судя по всему, договориться в «оранжевом формате» ребята ну никак не могут. Если не появится согласованная кандидатура председателя временной депутатской группы, то первое заседание ВР может быть сорвано. Например, ситуация будет развиваться следующим образом (события моделируются на основе действующего Регламента Верховной Рады).


25 мая, 10 утра.
Бодро пиликает электронное парламентское табло. В сессионном зале творится черт знает что. Одна группа людей в галстуках с криками – да какие вы центристы, мать вашу! – пытается физически вытащить из красных кресел другую группу избранников народа, успевших плотно пристроить седалищный нерв на мягкой рабочей поверхности. Раздается треск дорогой шерстяной ткани. Кое-кто держится за пострадавшие в ходе столкновения органы. Телевизионщики, обалдев от счастья, гроздями свешиваются из ложи прессы, выбирая наиболее оптимальный ракурс для съемки первой парламенсткой бойни за места.


Пояснение:
«народные депутаты на первом пленарном заседании размещаются в зале заседаний Верховной Рады в порядке, рекомендованном ПДГ. В дальнейшем порядок размещения определяется регламентным комитетом на основе предложений фракций (статья 5 Регламента). Если подготовительная рабочая группа завалит свою работу (а она очень к этому близка), то и рассаживать слуг народа будет некому. Начнется конфликт, несмотря на то, что мест всем хватит. Это же политика. Одни хотят сидеть в центре, другие – слева, третьи – в зоне, которая наилучшим образом «простреливается телекамерами». Поэтому драка может возникнуть на абсолютно ровном месте.

Потирая различные части тела, депутатская масса постепенно оседает причудливыми цветными пятнами (многие принесли в сессионный зал флажки и шарфики корпоративных политических цветов). По тусовке ходят слухи, что должен приехать президент. Но он может опоздать, поскольку ему на днях принесли новый образец трипольской культуры, и Виктор Андреевич всесторонне его изучает. По другой версии, глава государства, проведя неформальную встречу с лидерами потенциальной «оранжевой» коалиции, пребывает в состоянии поиска выхода из безвыходной ситуации. В общем, президентский штандарт в сессионном зале висит на своем месте в отсутствие самого президента. В правительственной ложе нервно улыбается премьер Юрий Ехануров, которому предстоит сложить с себя обязанности главы правительства и оставаться в статусе «и.о.» до формирования нового состава Кабинета министров. Наконец, в глубине ложи мелькнул красный костюм, принадлежащий Вере Ивановне, и через несколько минут Ющенко занял свое место. Один из лидеров «Нашей Украины» – Николай Мартыненко, прижимая к разбитому носу платок, быстренько смешался с плотной, но относительно небольшой массой однопартийцев. Он опять получил по своему органу обоняния от коммунистов, которые пытались перед приходом главы государства вывесить на видном месте плакат, цинично оскорбляющий честь и даже достоинство исследователя трипольского быта. Нервно оглядываясь по сторонам и сутулясь больше обычного, за столом президиума появляется Литвин и начинает напряженно шелестеть бумажками. Атмосфера становится торжественно угнетающей. На балконе группа разнополых людей, одетых в национальные костюмы, начинает нервно кашлять, поскольку не знает, когда же начинать петь гимн. Они порывались сделать это в момент появления Ющенко, но какой-то мужик в штатском на международном языке жестов велел им заткнуться. Неожиданно в зал занесли корзину с цветами и возложили ее перед президентом. Виктор Андреевич задумался. Двое «цветоносцев» постояли в скорбном молчании перед главой государства, затем что-то вспомнили, и перебазировали «клумбу» поближе к парламентской трибуне. Если бардак начинается, то он, как известно, проявляется во всем. Спикер прочистил горло и предложил новоизбранным народным депутатам принести присягу на верность народу Украину. На балконе у одного из солистов сдали нервы, и он заорал нехорошим голосом «Ще не…», однако получил под ребро от коллеги и благоразумно заткнулся. Спикер: «Слово для зачитывания текста присяги предоставляется самому старшему по возрасту депутату, представителю фракции КПУ Ивану Александровичу Герасимову».

На трибуну выходит Герасимов, начинает раскладывать бумажки. Неожиданно появляется официантка и ставит перед ним стакан с коричневой жидкостью, накрытый салфеткой. Герасимов задумывается… Затем начинает читать. Спохватывается и, бросив суровый взгляд в зал, предалагает всем встать. Раздается нестройный грохот сидений. Президент странно посмотрел на Рыбачука. Олег Борисович ответил ему влюбленным взглядом. Но проблема заключалась в другом – вставать или не вставать? Вот в чем вопрос… На короткое время появилась Вера Ивановна, и проблема была решена. Дед бодро зачитал текст присяги. Пауза. Дирижеру дали в бок, и хор бодро врезал гимн. По его окончанию спикер и Герасимов в один голос попросили всех сесть. Кто-то в зале поправил: «Присесть – сесть мы всегда успеем». Масса опустилась на добытые с боем места. Литвин встал и предложил кому-нибудь вести сессию. В правом углу зала, аккурат за табло, началась какая-та непонятная возня. Группа депутатов о чем-то ожесточенно спорит. Томенко с азартом вклинился в суровый мужской разговор, получил в табло и убежал ябедничать лидеру фракции. Затем со словами «Да сколько же можно!» из группы вывалился Мартыненко, опять прижимая к носу аккуратно застиранный платочек. Чтобы заполнить возникшую паузу, хор попытался исполнить украинскую народную песню, однако эта попытка была на корню пресечена мужчиной в штатском. Виктор Андреевич надел очки. Спикер сел, демонстративно постукивая кончиками пальцев по столу. Возле него появился Порошенко и начал что-то активно нашептывать прямо в орган слуха экс-председателя. Литвин пожал плечами и объявил: «А сейчас все должны поставить свои подписи под текстом присяги. Перерыв 15 минут». Президент, что-то увлеченно рисующий на листке бумаги, удивленно посмотрел на него сквозь очки. В воздухе возникла Вера Ивановна и решила проблему.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам