Фактор риска

Информация российской прессы о том, что «РосУкрЭнерго» на 50% сократило поставки газа в Украине, а также публичная словесная перепалка между Минфином и «Нефтегазом» вызвали новую волну интереса к положению дел в газовой отрасли. И хотя НАК опроверг сообщение о перебоях с поставками, косвенные признаки свидетельствуют, что проблемы все же есть. И достаточно серьезные…

Новая «информационная буря» вокруг «Нефтегаза» была поднята по нескольким причинам, прежде всего, финансовым. Согласно официальным данным, убытки «Нефтегаза» в I квартале составили около 4 млрд. грн. Это связано с тем, что газ компания покупала по 95 долларов, а продавала – по 45 долларов. Алексей Ивченко заявил, что обязательства НАК «Нефтегаз» перед бюджетом 2005 года в сумме 11 млрд. грн. предусматривали доходы от повышения цены реализации газа в 2005 году. Но цены не поднялись. «В бюджет мы уплатили сумму, таким обманом с нами поступили в 2005 году и хотят в 2006-м. Но мы этого не допустим», – сказал он с пафосом.

Однако, надо отметить, что в случившемся полностью виновата верхушка «Нефтегаза» и сам Ивченко: они не сумели подписать договор до нового года, бюджет был сформирован на старой ценовой «платформе», базовый договор был подписан в январе. Потом еще почти месяц шли переговоры. Документы о создании между НАК «Нефтегаз Украины» и «РосУкрЭнерго» совместного предприятия «Укргаз-Энерго» подписаны только 2 февраля 2006 года. Конечно, Ивченко и его коллеги – крепкие хозяйственники из Минтопа мечтали поднять цены задним числом, с 1 января. Но юристы предупредили их, что такое решение отбивается в суде за один раз. И «Нефтегаз» пошел на попятную.

Проблемы в «Нефтегазе Украины» актуализировали тему возможной отставки Ивченко и его любимого зама Андрея Лопушанского, которые прошли в парламент по спискам «Нашей Украины». Думать над своей будущей карьерой они могут до 30 апреля, потом теряют либо мандат, либо газовую должность. Причем, учитывая роль и место современного парламентария в системе власти, «Нефтегаз» гораздо более привлекательная штука для таких амбициозных господ, как Ивченко и Лопушанский.

С другой стороны проигравший на парламентских выборах потенциальный аутсайдер Виктор Пинзеник старается, чтобы его третий уход из правительства (первые два были при Кучме) прошел незабываемо ярко. На каждом заседании Кабмина или правительственного комитета он старается «двинуть» сенсацию, интересную прессе. «Нефтегаз» стал основной мишенью Виктора Пинзеника, благо почва для критики благодатная. Внимательно вчитавшись в смету госхолдинга, он обнаружил там (причем, совершенно справедливо) слишком много неоправданных затрат. Попытки утвердить финансовый план «Нефтегаза» в итоге оказались безуспешными.

Пинзеник аргументирует свою позицию тем, что из-за неэффективного менеджмента компании удалось нажить около 9 млрд. грн. убытков. Хотя ее операционная деятельность, по его мнению, является прибыльной: доходы превышают расходы на 1,6 млрд. грн. Кроме того, по мнению главы Минфина, «Нефтегазу» в нынешнем положении не следует вкладывать средства в проекты за рубежом. Он уверен, что при нынешней смете доходов и расходов НАК попросту не может себе этого позволить. «Мы покупаем в России нефть по 400 долларов, завтра НАК инвестирует 1 млрд. за рубеж, и мы все равно будем покупать по 400. Отсюда вопрос: для чего расходовать еще миллиард?» – сказал Пинзеник.

В ответ Алексей Ивченко сделал не менее эмоциональное заявление. «Слушайте дальше позицию Пинзеника и тот понос, который он несет в эфир. Министр финансов не должен такого делать», – сказал глава «Нефтегаза». Ивченко уверен, что нельзя покрывать дефицит бюджета за счет давления на НАК: «Я не согласен с позицией министра финансов, потому что она некорректна по отношению к «Нефтегазу», и нельзя делать «Нефтегаз» пенсионным фондом государства, и нельзя делать «Нефтегаз» донором бюджета».

Он также добавил, что неоперационных расходов у «Нефтегаза» нет вообще. По его словам, свои операционные расходы в 2005 году предприятие, по сравнению с 2004 годом, сократило на 5 млрд. грн., а в 2006-м – еще на 3,5 млрд. грн. «А о том космосе, о котором рассказывает Пинзеник, пусть он рассказывает на своих политических шоу, которые планирует устраивать», – парировал Ивченко.

В общем, чиновники серьезно передрались. А между тем, совсем скоро цена импортного газа для Украины может поменяться. В «Газпроме» намекают (пока частным образом), что у «РосУкрЭнерго» с 1 июля есть возможность начать переговоры о повышении цен. Учитывая, что временный состав менеджеров «Укргаз-Энерго» с украинской стороны представляет собой клуб симпатиков «РосУкрЭнерго», переговоры пойдут по схеме, описанной в песне «Тихо сам с собою я веду беседу». Естественно, Ивченко (или тот, кто его сменит) может не соглашаться. Но российская сторона уже показала дубинку, которой будет бить своих оппонентов: на этот раз в данном качестве выступят претензии на контроль над украинской газотранспортной системой (ГТС).

Буквально на днях руководство «Газпрома» заявило о том, что для нормальной работы украинской ГТС в нее нужно инвестировать в кратчайшие сроки 8 млрд. долл. «Нефтегазу» крыть нечем. Кредиты, взятые в прошлом году на развитие ГТС, были потрачены на латание дыр в бюджете «Нефтегаза», точнее на «перекрытие» старых долгов, в том числе по недоимкам в бюджет. Тем самым у России появляется шикарный повод использовать данный вопрос в своих интересах и подвести нас к тому, что они могут стать собственниками украинской ГТС. Ранее о том, что кредиты, взятые «Нефтегазом», уходят на выплату налогов, заявлял секретарь СНБО Анатолий Кинах. Представители НАК попросили у правительства поддержки, на что глава Минфина Виктор Пинзеник ответил отказом.

Тем временем в правительстве подготовлен проект реформирования «Нефтегаза». И одним из пунктов программы как раз предусматривается приватизация дочерней компании НАК, контролирующей ГТС – «Укртрансгаз». Ранее сообщалось, что Минэкономики 11 апреля выступило с предложением разделить «Нефтегаз» на газовую и нефтяную компании с дальнейшей корпоратизацией и приватизацией монополиста. Позднее министр экономики Арсений Яценюк опроверг эту информацию. А Виктор Пинзеник сообщил, что операционная деятельность «Нефтегаза» не является убыточной.

Пока идут все эти дискуссии, информация российских СМИ о том, что поставки газа в Украину сокращены, находит свое косвенное подтверждение. НАК «Нефтегаз Украины» сообщил о намерении прекратить снабжение газом должников, уровень оплаты которых ниже 60%. Такие штуки обычно происходят в двух случаях: когда товара нет или он слишком дорогой. В ситуации с газом, похоже, действуют оба фактора. Увы…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам