В поисках места под Солнцем

Очередной предвыходной день на фоне вчерашних забастовок таксистов, принятия законопроектов по ВТО и назначения нового Генерального прокурора, так бы, наверное, и прошел серо и незаметно, если бы не Верховная Рада. Которая в очередной раз заставила задуматься о том, что бы я делал, если бы ее у нас не было. За три недели до начала избирательной кампании по парламенту прошла очередная волна миграций и пертурбаций. Красивая. Был бы эстетом, невольно залюбовался бы.

День начался с того, что фракция «Вперед, Украина!» Виктора Мусияки неожиданно объявила о реорганизации в депутатскую группу Народного блока Литвина, в которую перешли все ее участники (а это 18 депутатов), кроме, собственно, Виктора Лаврентьевича, который в очередной раз стал внефракционным. Возглавил группу бывший руководитель «Вперед, Украины», бывший руководитель фракции «Трудовой Украины», бывший руководитель группы «Демократическая Украина» – в общем опытный руководитель, чего уж там – Игорь Шаров. Он же, на пару с Николаем Нощенко, стал ее уполномоченным представителем.

Фракция «Вперед, Украина!» не просуществовала и двух месяцев. Впрочем, г-н Мусияка по этому поводу совершенно не горюет и считает, что «все нормально». В интервью «Версиям» он объяснил свою позицию следующим образом: «Надо исходить из того, что эта фракция («ВУ!» – ред.) была создана из единственного представителя партии «Вперед, Украина!», которым был я. Вы знаете, что каждая парламентская партия (а таковой является любая партия, которая имеет хоть одного депутата в парламенте), которая до 15 сентября имеет свою фракцию, получает право на присутствие во всех избирательных комиссиях. Вот мы и воспользовались этой возможностью». Согласитесь, лучше ситуацию и не раскроешь. Честно, просто, понятно.

При этом он умудрился попортить планы некоторым новым пламенным «литвиновцам». Не от хорошей же жизни этим 18 депутатам пришлось производить на парламентский свет нечто среднее между клоном и дочерним предприятием под названием «депутатская группа Народного блока Литвина», учитывая, что фракцию Народной партии никто не отменял. В поисках решения своих электоральных проблем они остановились на Владимире Михайловиче еще когда создавалась группа «Демократическая Украина». Когда же на горизонте забрезжила возможность увеличить присутствие НПУ в избиркомах в два раза (благодаря партии «Вперед, Украина!» и действующему законодательству – тому его пункту, на который указал Виктор Мусияка), они с радостью вошли во фракцию Виктора Лаврентьевича.

Если бы он впоследствии не отказался присоединить свою партию к блоку Литвина, у этих людей появился бы весомый аргумент в выбивании хороших мест в избирательном списке. Однако он отказался. И тем самым вынудил их проявлять свою лояльность другими путями. План по увеличению присутствия Владимира Михайловича в избирательных комиссиях провалился. Сложно сказать, почему в этой ситуации они просто не пополнили ряды фракции НПУ. Ведь в такой ситуации спикер получил бы самое большое представительство в парламенте (после сегодняшнего дня 44 плюс 18 равно 62). Но так ведь и люди собрались не простые (один Пинчук чего стоит). Амбиции, деньги, стремление к независимости, нежелание быть в массовке и все такое. А отдельная группа – это все же отдельный лидер, отдельные его заместители, отдельные уполномоченные особы и т.д.

И Литвин вроде не против. Пребывая сегодня в Симферополе и отвечая на вопрос, будет ли объединение фракции и группы, он сказал, что нети обосновал это тактическими соображениями: «Из тактических соображений, я думаю, что лучше действовать, как было и до этого времени». Ими, по его словам, руководствуются те или иные фракции, когда требуют перерыва, представители фракций выступают с парламентской трибуны и так далее. То есть, осознавая, что по факту он и так стал лидером по представительству в Верховной Раде (лишний раз доказав, что пути украинской политики неисповдеимы), Владимир Михайлович открыто признал, что с тактической точки зрения наличие двух групп, подконтрольных одному человеку, реально выгоднее и интереснее. А 18 нардепов получили возможность просить за эту маленькую и приятную услугу соответствующую компенсацию. Не только моральную, конечно. Так что в накладе вроде никто не остался.

Во второй части парламентского шоу сегодня зажигали фракция БЮТ и теперь уже не ее представители. Сегодня на пленарном заседании было объявлено об исключении из фракции Юлии Тимошенко сразу трех депутатов: Николая Гапочки, Геннадия Астрова-Шумилова и Евгения Константинова.

Вернее исключили первых двух, хотя за назначение Александра Медведько генеральным прокурором (а именно такова причина исключения) голосовали все трое. Гапочка в своем комментарии «Версиям» описал ситуацию лаконично и без эмоций (хотя они по моим данным изначально присутствовали): «Вчера прошло голосование по кандидатуре Генпрокурора и наша позиция была охарактеризована, как нарушение внутрифракционной дисциплины». По его словам, никто из этого трагедии не делает и свой дальнейший парламентский путь он намерен провести в рядах внефракционных депутатов. Думаю, то же касается и г-на Астрова-Шумилова – верного соратника Николая Михайловича еще по группе «Народный выбор».

Что касается Евгения Константинова – новобранца из числа прибывших весной этого года после первой волны кадровых назначений – то официальной причиной его ухода является не голосование по Генпрокурору (хотя он также поддержал кандидатуру Медведько), а переход во фракцию «Единая Украина» Богдана Губского. Учитывая, что последняя открыто поддерживает позицию Юлии Тимошенко и заявляет о намерении войти в ее блок на предстоящих выборах, Евгений Семенович, казалось бы, меняет шило на мыло. Впрочем, можно предположить, что он просто проявил большую гибкость, чем два его коллеги, заявив о своем переходе раньше, чем его успели исключить. При этом он все равно остался в лагере перспективной политической силы.

Хотя все же более вероятно, что БЮТ просто решил поступить тактически. Ибо Константинов, по сути, стал спасителем «Единой Украины». Ровно две недели назад, уходом Николая Колисныка и Владимира Мовчана ознаменовался кризис, заключащийся в нехватке штыков для полноценного парламентского существования (их осталось 13 при необходимом минимуме в 14). Согласно законодательству, сегодня был последний день на то, чтобы восстановить статус-кво и спастись от исчезновения. Поэтому в блоке Юлии Владимировны решили попусту не разбрасываться кадрами, а в качестве наказания «сослать» Константинова на отбывку «наказания» в качетсве помощи лояльному Богдану Губскому.

Отметим также, что этот его переход положил начало небольшой, но красивой цепочке, сродни замысловатой бильярдной комбинации. Так, одновременно с приходом во фракцию г-на Константинова из нее вышел депутат Сергей Правденко (чем нивелировал «подвиг» Константинова), объяснивший свой поступок нежеланием вместе с товарищами держать путь в сторону Тимошенко (напомним, ранее он с этой целью ушел из фракции БЮТ). Сразу после выхода было объявлено о его вхождении во фракцию НПУ, которую, в свою очередь, одновременно покинули Василий Салыгин и Дмитрий Святаш, которые, видимо, решили, что у них больше шансов на пути с фракцией «Регионов Украины», ряды которой они сразу же и пополнили. Такая вот парламентская социология предвыборных предпочтений.

Закмкнул цепочку народный депутат Олег Беспалов, хоть и числившийся перед этим внефракционным, но до этого момента полгода пробывший «регионалом». Он сегодня составил компанию Евгению Константинову в его решении попытать счастья во фракции «Единая Украина», с которой мы и начинали. И, кстати, благодаря этому мудрому решению, фракция за несколько часов до «смерти» получила возможность продолжать свое парламентское существование.

Последним штрихом на карте сегодняшних миграций стал выход Михаила Добкина из фракции СДПУ(о). Слухи о том, что это случится, ходили всю эту неделю. Вот и случилось. О причинах такого решения сейчас ничего не известно. Помнится, во времена его присоединения к объединенным эсдекам было много разговоров о том, что его вынудили это сделать, шантажируя судьбой отца, на которого тогда было заведено уголовное дело. Сам Михаил Маркович подобные инсинуации рьяно отвергал, заявляя, что в душе он истинный социал-демократ. Либо он тогда все же кривил душой, либо в ней с тех пор что-то перевернулось, не будем судить.

Таким образом, на сегодняшний день расклад сил по фракциям выглядит следующим образом: фракция Коммунистической партии – 56 депутатов, «Регионы Украины» – 52, Народная партия – 44, «Наша Украина» – 42, БЮТ – 34, Социалистическая партия – 25, УНП – 25, СДПУ(о) – 19, группа Народного блока Литвина – 18, группа «Доверие народа» – 16, «Реформы и порядок» – 15, «Единая Украина» – 14, НРУ – 14, ПППУ – 14.

Между тем, это только начало. Выборы неотвратимо приближаются. И в поисках своего места под Солнцем депутаты способны довести скорость пертурбаций до космической.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам