Ключ от квартиры с деньгами

Игры с реестрами акционеров оказались в «меню» не только скандала с НЗФ, но и в грозящем «догнать» его по уровню конфликте вокруг облэнерго. 5 октября не состоялось собрание акционеров «Львовоблэнерго». До этого в течение недели провалились попытки собрать акционеров «Тернопольоблэнерго» и «Сумыоблэнерго». Причина везде одна и та же: не регистрируются иностранные миноритарные акционеры. А главной проблемой продолжает оставаться искусственно созданная дискуссия вокруг легитимности регистратора. Почему это происходит? На этот вопрос мы и попытаемся ответить…

Небольшой экскурс в новейшую историю. Реестры облэнерго до 2002 года вел «Объединенный фондовый регистратор» (ОФР), связанный с фирмами, находящимися под крылом эсдеков. Потом, согласно судебному решению, он был отстранен от ведения реестров, и этим занялась фирма «Интер-Сервис-Реестр» (ИСР). Копания известная, работает независимым регистратором с 1996 года, претензий к ней никогда не было. Более того, в марте 2005 года ООО «Интер-Сервис-Реестр» было признано победителем конкурса, проводимого Фондом государственного имущества по выбору регистратора, которому доверяется обслуживать предприятия с государственной долей в уставных фондах более чем 50%.

Однако борьба за контроль над облэнерго структур, которые некогда там хозяйничали, привела к тому, что у ИСР начались неприятности. То Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку постановлением от 19 мая обвинила известного регистратора в якобы утрате реестров нескольких облэнерго, хотя открытые акционерные общества «Прикарпатьеоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Львовоблэнерго» и «Черниговоблэнерго» в официальном письме заявили о том, что никакой потери реестров нет и в отношениях собственников акций и регистратора все о’кей. То в киевском филиале компании проводят обыск с целью обнаружения реестров, которые находятся в днепропетровском центральном офисе и т. д. Следует заметить, что проблемы с реестрами возникли после незаконных действий одного из «фондовых чиновников», который единолично (не коллегиально) принял решение об утере реестров энергокомпаний киевским филиалом ИСР, в то время как реестры находились в Днепропетровске в главном офисе компании. Юристы считают, что подобные действия «комиссионеров» должны найти соответствующую оценку руководства комиссии и правоохранительных органов…

Новая напасть свалилась на компанию в начале сентября, когда решением Печерского районного суда Киева по иску частного лица о признании недействительной лицензии на совершение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг была признана «профнепригодность» ИСР. На основании судебного решения ГКЦБФР аннулировала лицензию «Интер-Сервис-Реестра» на право ведения реестров собственников именных ценных бумаг. Но это не помешало представителям государства на последовавшем за этим собрании акционеров регистрироваться именно по реестру ИСР. Тем самым государство фактически подтвердило законность именно этого регистратора.

Вообще-то легитимность ИСР признана многочисленными судебными решениями, включая вердикт Киевского апелляционного хозяйственного суда, и не вызывает сомнений, поскольку была косвенно подтверждена в ходе всех пяти несостоявшихся собраний. На всех них регистрировалось государство, причем по реестру, предоставленному «Интер-Сервис-Реестром». Получается курьезная ситуация. В то время как ГКЦБФР во исполнение судебного решения по иску частного лица отбирает лицензию у регистратора, государство регистрируется по предоставляемому этой компанией реестру.

В чем же проблемы ИСР? Ответ на этот вопрос содержит два пласта. В стратегическом плане — проблемы «растут» из желания отдельных бизнес-групп вернуть контроль над облэнерго, в тактическом — из стремления этих групп заменить «Интер-Сервис-Реестр» милым их сердцу «Объединенным фондовым регистратором».

По сути, возня с реестром и заменой регистраторов напоминает попытку забрать «ключ от квартиры, где деньги лежат» (в нашей ситуации деньгам тождественны реестры). Другими словами, фактически борьба идет за документальное подтверждение прав собственности на акции облэнерго. И совершенно ясно, почему тот, кто пытался, но не смог взять их под контроль в феврале силой, сейчас перешел к «позиционной войне» на регистраторском фронте.

Естественно, такая ситуация не могла обрадовать иностранных миноритариев, и они решили «не ввязываться в драку». Возможно, «добрые люди» намекнули им, что во избежание неприятностей с влиятельными лицами лучше попросту игнорировать собрание акционеров. Ничего хорошего в такой ситуации нет. Факт отказа иностранных миноритарных акционеров от регистрации на собраниях наносит ущерб международному имиджу Украины. После серии коррупционных скандалов за рубежом и так распространяется мнение, будто у нас полностью отсутствует правовая процедура. Естественно, что после этого инвестиции в украинскую экономику не просто не идут — они из нее уходят. Об этом говорится уже в двух открытых письмах иностранных миноритарных акционеров украинских облэнерго, направленных в адрес первых лиц государства.

Более того, менеджмент указанных облэнерго, в свою очередь, обратился с открытым письмом на имя руководителя ГКЦБФР о необходимости навести порядок и пресечь развитие коррупционных схем. Очевидно, что если в Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку не прислушаются к голосу хозяйственников, свое слово должны будут сказать правоохранительные органы. Определив, где в этом деле коррупция, а где — потакание коррупции.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам