Ложка дегтя

В прошлом году в День независимости российский президент Владимир Путин стоял на главной трибуне Украины – рядом с ее высшим руководством. В этом году все иначе: к очередной годовщине независимости Россия приготовила нам неприятный сюрприз – новую стратегию действий на постсоветском пространстве. И хотя разработана она была еще в апреле, презентация «прагматичного курса» приурочена к 14-й годовщине празднования независимости страны, которую Россия небезосновательно считала субъектом своего влияния. Очевидно, президент Путин не забыл ни поражения кандидата, которого поддерживал Кремль во время президентских выборов, ни самих выборов-2004, ни вызывающего назначения премьером Юлии Тимошенко накануне первого визита президента Ющенко в Москву, ни последних заявлений украинского министра Терехина о выходе Украины из ЕЭП.

Поэтому День независимости стал чрезвычайно удобным поводом для того, чтобы Россия продемонстрировала свое изменившееся отношение к постсоветским элитам и к странам, где победили «цветные» революции. Это можно считать знаком того, что холодные отношения между Киевом и Москвой далеки от потепления, и «посредники», которые пытаются наладить контакт между администрацией Путина и новой «оранжевой» властью, не убедили Россию пересмотреть свои позиции на политику сотрудничества с ближайшими соседями.

Итак, в чем суть новой идеологии России на территории СНГ?
«Суть нового направления политики заключается не в том, чтобы восстановить некое влияние России, якобы утерянное в результате «оранжевых» революций. Его и не было, были только зря потраченные деньги и воровство российского газа», – признался накануне информагентствам высокопоставленный источник в Кремле. По сути, Москва призналась в двух вещах: она не имела сильного влияния на постсоветском пространстве, она не будет продолжать неэффективную политику по сохранению бывшего СССР, и самое главное – приход проамериканских элит к власти в Украине, Грузии и Киргизии не столько результат активных действий западных агентов влияния, сколько показатель непродуманной политики самой России, покупавшей лояльность за энергоносители. Уже сам по себе факт этого признания дорогого стоит, поскольку Кремль не слишком любит признавать свои ошибки: например, Москве до сих пор трудно отказаться от мысли, что она потерпела поражение на украинских выборах-2004. Тем не менее, Россия отказывается от имперских амбиций и выходит на путь построения отношений с эсэнговскими партнерами на реалистичной основе. Как это будет выглядеть?

Главный тезис: реализация новой политики России на постсоветском пространстве невозможна без резкой смены приоритетов, как во внутренней экономической политике РФ, так и в ее геополитической ориентации. Разработчик новой стратегии, директор Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что, во-первых, деятельность России в СНГ должна основываться на реализации мощного модернизационного проекта внутри России, проведении реальной промышленной политики. Без этой составляющей все разговоры об эффективной политике в СНГ будут не более чем сотрясением воздуха, ибо они не подкреплены конкретными экономическими выгодами от вхождения в политическое пространство России. Во-вторых, «многовекторность» политики России давно уже стала выступать помехой для спокойного и динамичного развития. Ориентация на Европу оставляет России только роль топливно-сырьевого придатка, или «бензоколонки Европы»: «К бензоколонке подъезжают, чтобы заправиться, и тут же уезжают… И к России будет примерно такое же отношение». По мнению эксперта, это блокирует возможность России стать центром экономического развития в СНГ. Дело в том, что страны этого региона являются не субъектами, а объектами политики, и отношения здесь определяются отношениями между основными мировыми игроками: Россией, Евросоюзом, США и Китаем. Кроме того, содержание договора о Содружестве Независимых Государств к настоящему моменту оказалось выхолощенным. Фактически, Россия платит поставками дешевых энергоресурсов и сырья за формальное членство в СНГ. Причем, наихудшие отношения с Москвой именно у тех стран, которым она предоставляет больше всего экономических льгот.

Владимир Жарихин заострил внимание на некоторых тенденциях в отношениях России и стран СНГ. Во-первых, период геополитической ориентации этих стран завершился, и мы видим, что часть их переориентировалась на другие державы. Во-вторых, Россия пропустила период формирования политических элит в постсоветском регионе, в результате чего не смогла организовать там пророссийские силы и через них повлиять на ситуацию. В-третьих, СНГ – это уже чисто формальное объединение. Поэтому политика России в этом союзе будет резко изменена.

А) Ликвидируется старый подход, когда российские ресурсы раздаются за участие в формальных и мифических псевдоинтеграционных объединениях. Жесткий прагматизм и последовательность вызывают большее уважение, чем немотивированное прощение долгов.

Б) Формируется специальный центр, который координировал бы действия на постсоветском пространстве не только российских государственных структур, но и общественных объединений, фондов, институтов, центров, финансово-промышленных групп и компаний.

В) Россия не должна больше надеяться на «остаточное влияние» в СНГ, а начать активно формировать дружественные политические элиты и создавать неправительственный сектор политического влияния. Необходимо также срочно создать организацию по сбору информации о политическом и экономическом положении в странах СНГ.

Итак, Москва будет лоббировать политику, соответствующую своим национальным интересам. Основные черты нового курса Кремля в отношении постсоветских стран: жесткость, прагматичность, категоричность. Газ и нефть – по мировым ценам. Поддержка – только политическая, но никак не энергетическая. Реанимация СССР – иллюзия. Фактически Россия отказывается от имперских замашек и от претензий на статус лидера постсоветского пространства. Теперь надо определить: этот шаг – ответный удар на поведение Украины (и других «цветных» элит), заявившей о выходе из ЕЭП и создании нового черноморско-балтийского объединения демократий, или, действительно, полная реформа отношений с ближайшими соседями. Если это так, то перемены почувствует не только Киев или Тбилиси, но и Беларусь, и Узбекистан, и Азербайджан. Если же ужесточение политики в СНГ – всего лишь игра мускулов, то выводы следует сделать прежде всего официальному Киеву: ведь именно в День независимости Украины была публично заявлена новая стратегия.

Вывод первый. Полная ликвидация «соседской» энергетической поддержки. «Россию не устраивает ситуация, при которой она фактически субсидирует экономику ряда стран, поставляя им энергоресурсы по убыточным для себя ценам, а народы там по-прежнему голодают», – заметил кремлевский источник, фактически дав понять, что если хочет, например, Украина вступать в НАТО, будет платить за российский газ как страна-член НАТО.

Вывод второй. Новая идеология России на постсоветском пространстве показывает, что теперь не слишком стоит рассчитывать на розыгрыш «российской карты» во время избирательных кампаний: Кремль либо не будет его субсидировать вовсе, либо очень осмотрительно станет относиться к попыткам получить политические дивиденды за свой счет. Поэтому тем силам, которые рассчитывают на донорство Москвы и связывают с ним перспективы реванша во время парламентских выборов-2006, следует посмотреть на этот вопрос под другим углом зрения – новой внешней политики России на постсоветском пространстве.

Вывод третий. Признание со стороны Москвы «бесперспективности» такого объединения, как СНГ, явно ослабит влияние эсэнговского лобби как внутри самой РФ, так и за ее пределами. Кроме того, отказ от «возвращения в СССР» открывает Москве возможности для нового этапа диалога с Вашингтоном и странами Евросоюза. То есть Кремль как бы демонстрирует отказ от имперских амбиций и настроенность на цивилизованные отношения с США и ЕС. Что это дает России? Прежде всего, возможность переиграть новое руководство постсоветских стран, которые пришли к власти при поддержке западных технологий и капиталов. В конце концов, многие из них получили западную помощь именно для ослабления имперского влияния Москвы на постсоветском пространстве. Теперь же Россия, представив новую стратегию поведения в СНГ («а пошли все на…, делайте что хотите, создавайте свои союзы, только не воруйте наш газ»), выбивает этот козырь из рук «цветных» лидеров. Более того, такой стиль предназначен для «ушей» Вашингтона и Брюсселя: если Москве, благодаря презентации спецэсэнговского курса удастся первой вступить в ВТО, то она снова займет лидирующее положение и сможет диктовать позицию тем, кому казалось, что он навсегда ушел из-под контроля Кремля.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам