Вільна каса!

В футболе это называется «свободный агент». То есть игрок, продолжающий свою активную спортивную карьеру в каком-нибудь клубе, но открытый для покупки клубом другим. В любой момент ему может прийти предложение, и если стороны сойдутся в условиях сделки, незамедлительно сменить цвет своей майки. Наличие такого явления всегда можно было наблюдать и в Верховной Раде, где роль свободных агентов до следующих выборов играли и играют депутаты, не входящие в состав ни одной депутатской фракции. Сегодня число внефракционных увеличилось до сорока…

Случилось это после того, как группу «Демократические инициативы» покинул нардеп Василий Салыгин. Таким образом он поставил объединение, с которым прошел трехлетний парламентский путь, на грань исчезновения. Теперь в нем насчитывается 13 депутатов, что не допустимо – согласно регламенту. И если за две недели руководство группы не предпримет никаких шагов по привлечению в свои ряды еще хотя бы одного человека, она обречена пополнить и без того существенную массу внефракционных.

В принципе, к таким поворотам судьбы лидеру группы Степану Гавришу не привыкать. Он уже неоднократно оказывался в подобной ситуации. И до сих пор все оканчивалось благополучно.

Собственно, до 2004 года особых проблем у изначально немногочисленной группы Гавриша и не возникало. Он себе координировал так называемое парламентское большинство и вел достаточно спокойное политическое существование, получая стабильную материальную подпитку от братьев Ярославских. Определенные проблемы начались после провала попытки провести конституционную реформу 8 апреля 2004 года. На Степана Богдановича, как координатора, была возложена ответственность за то, чтобы все было тип-топ. И, несмотря на яростное сопротивление тогдашней оппозиции все, в общем-то, шло неплохо. Однако в результате считанных голосов все же не хватило. Более того, вслед за этим начался необратимый процесс распада парламентского большинства.

В таких условиях Гавриш не только потерял доверие «вышестоящих инстанций», но и утратил какое-либо влияние на парламентскую ситуацию (лишь повторяя, как заведенный, что большинство существует), а, в свою очередь, поэтому, по некоторым данным, вошел в немилость и г-дам Ярославским. В такой ситуации нужно было что-то предпринимать. И он предпринял. 14 мая спикер Владимир Литвин в ходе утреннего пленарного заседания парламента сообщил о создании объединенной депутатской группы «Демократические инициативы – Народовластие». Как несложно догадаться, она была сформирована на основе существовавших до того момента отдельно депутатских групп «Демократические инициативы» и «Народовластие» Богдана Губского. У последнего для такого маневра также были веские причины – в то время он утратил свои позиции и о нем стали забывать. Во многом в связи с появлением группы «Центр», которая, бодро начав, стала претендовать на роль так называемой «золотой акции», декларируя и претворяя в жизнь политику «ни на нашим, ни вашим». В результате объединения в новом образовании оказалось ровно 30 депутатов. Учитывая состоявшийся накануне «развод» во фракции «Трудовой Украины» и Партии промышленников и предпринимателей, оно заняло пятую позицию по численности. Группу возглавил Степан Гавриш.

Таким образом, ситуация несколько стабилизировалась. И в таком положении депутаты ушли на летние каникулы. Однако уже в самом начале осенней сессии начались новые проблемы. С приближением выборов депутатов начало лихорадить с новой силой. Давшее трещину еще весной большинство стало необратимо идти к своему логичному и бесславному концу. С одной стороны, депутаты почувствовали слабину, благодаря весенним демаршам того же «Центра». С другой, они никак не могли быть стопроцентно уверены в победе провластного кандидата, под которого это большинство и создавалось. В результате этих метаний в первой декаде сентября 15 депутатов «Деминициатив-Народовластия» приостановило членство в парламентском большинстве. Официально из-за разногласий с правительством в вопросах приватизации. После этого, правда, 13 их них восстановились. Однако было уже поздно. 22 сентября на базе объединенной группы была создана новая фракция – «Единая Украина», в которую вошли 17 депутатов. Возглавил ее Богдан Губский.

Вот тогда Степан Гавриш впервые столкнулся с возможностью исчезновения своей группы, ибо, как несложно посчитать, после себя его недолгий компаньон оставил лишь 13 человек. Реакция была мгновенной – уже на следующий день, 23 сентября, была восстановлена группа «Демократические инициативы». В нее вошли, как положено, 14 нардепов. Похоже, г-н Губский все же пожалел коллегу. Дело в том, что спасительным для группы оказался Александр Бандурка. Однако, как справедливо заметил председательствующий на заседании Адам Мартынюк, перед этим было объявлено, что Бандурка входит во фракцию «Единая Украина». Бандурка определился в сторону «Деминициатив» и позволил им продолжить плавание. Впрочем, 20 января он вернет статус-кво, снова оставив «инициативщиков» «втринадцатером».

Однако и тогда идиллия продлилась недолго. Чуть меньше двух недель. 5 октября группу покинул Олег Салмин. Все началось сначала – сообщение Литвина в ходе утреннего заседания, напоминание о регламенте и очередная молниеносная реакция. Опять-таки на следующий день численный состав группы был восстановлен. И опять-таки, надо полагать, не без помощи Губского, ибо спасителем стал Борис Райков, входивший до этого в «Единую Украину».

В таком скользком положении группа умудрилась просуществовать на протяжении всех выборов и «оранжевой революции». Однако, когда все, казалось, стабилизировалось, «Деминициативы» покинул Александр Бандурка. И на этот раз бывшему координатору бывшего большинства пришлось попотеть. О пополнении рядов он заявил в самый последний день, 3 февраля. На этот раз спасителем оказался Олег Каратуманов, перешедший из фракции СДПУ(о). О том, помощь ли это со стороны старших товарищей, личный ли выбор депутата или работа Гавриша, можно лишь догадываться. В свое время ходили слухи о политических связях Губского и Медведчука, поэтому не исключено, что вся схема представляла собой своего рода корпоративную поддержку тех, за кого мы в ответе. Сам же Губский мог не захотеть или не смочь помочь по разным причинам. Все же он кое-как наладил связи с новой властью, которая, мягко говоря, недолюбливает Степана Богдановича. Да и численность у эсдеков на тот момент была больше.

Таким образом, нынешняя ситуация – рецидив предыдущих – уже четвертая за последние полгода. Возможно, виной тому неумелое руководство г-на Гавриша. Возможно, все дело в старой поговорке о том, что рожденный ползать… ну и так далее. Однако очевидно, что в преддверии очередной политической встряски в виде приближающейся избирательной кампании и, собственно, выборов, депутаты опять начинают нервничать. В условиях общей нестабильности они все же предпочитают не привязывать себя к каким-то конкретным структурам и личностям. Таким образом, они играют роль тех самых свободных агентов, о которых мы говорили вначале. Ведь следующие выборы будут совсем другими и нужно не только найти для себя удачную партию, но и договориться о хорошем месте в списке. Поэтому стоять в ряду внефракционных с вскинутой рукой и сообщением «Вільна каса!» сейчас куда удобнее.

О справедливости этого утверждения косвенно может свидетельствовать следующий факт. По состоянию на 13 января текущего года, когда еще не утихли постреволюционные страсти, а в Верховном Суде находилась жалоба кандидата в президенты Виктора Януковича, количество внефракционных депутатов составляло 49 человек. К 1 марта, когда ситуация уже существенно стабилизировалась, их осталось 33. 5 апреля их уже оставалось 27. И вот их опять 40.

Что же касается Гавриша, то ему просто не повезло, ибо его личность в современных политических условиях совсем не та, с которой бы хотелось ассоциироваться прогрессивному депутату. В этой связи ему будет непросто очередной раз восстановить статус-кво, тем более, если на этот раз никто не захочет спасать его тонущую «инициативную» лодку. У номинальных друзей сегодня и своих проблем хватает. Процесс рискует стать тем более необратимым, если оставшиеся члены группы начнут из нее убегать в поисках более достойных перспектив. Ведь ушедший сегодня г-н Салыгин не отличается политически легким поведением и прошел сквозь всю череду преобразований, пробыв с Гавришем три года созыва. Все же отряд свободных агентов в этом смысле и правда выгодней.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам