Битва титанов

В мире много вещей, пользуясь которыми подчас и не задумываешься о том, как все устроено. Причем наиболее ярко это проявляется, когда они вдруг начинают давать сбой. Вот взять, к примеру, обычный телефон. Вы можете пользоваться им 10 лет кряду. Пока однажды вам не сообщат, что его номер подлежит изменению. Казалось бы, пустяк. А ведь за эти годы столько людей знали вас, благодаря ему, что всех уже и не обзвонишь. А если вы бизнесмен, и любой постоянный клиент наизусть знает, как с вами связаться если что? Теперь уже не знает? То-то же!

С некоторых пор подобные проблемы появились у клиентов ООО «Канком» – второго в Киеве после «Укртелекома» транспортного в телекоммуникационном смысле оператора. Достаточно сказать, что его каналами пользуются до 80% столичных операторов связи. Однако в свое время, учитывая спрос на связь в некоторых районах Киева, до которых крупные и широко известные компании просто не могли добраться своими кабелями, компания решила не ограничиваться прокладкой коммуникаций, а организовать предоставление клиентам всего спектра услуг, включая телефонию.

Для этого «канкомовцы» заключили ряд договоров с поставщиками непосредственно услуг связи на совместное использование определенных номерных емкостей. Один из них заключили с компанией, широко позиционирующей себя в качестве одного из лидеров отечественного рынка телекоммуникаций. Нет, речь не об «Укртелекоме», а о его дочернем предприятии – «Утел». Согласно этому договору, с 1999 г. «Утел» предоставлял «Канкому» 300 телефонных номеров.

В связи с тем, что использование номерной емкости предусматривалось совместное (а по-другому нельзя, согласно украинскому законодательству), в первоначальном договоре также указывалось процентное распределение доходов между двумя компаниями.

Казалось бы, идиллия, взаимовыгодная кооперация на практике. Но не все так просто. Первые проблемы стали возникать вскоре с требованиями со стороны «Утела» о пересмотре первоначального соотношения в свою пользу. У «Канкома» не оставалось выбора, кроме как согласиться, несмотря на невыгодность и даже абсурдность подобных претензий. Ведь конечному пользователю нет дела до внутренних проблем компании. Для него главное – наличие связи, оговоренное соответствующими договорами именно с «Канкомом».

И, может быть, ничего из ряда вон выходящего в этом факте и не было бы. Однако за пять лет существования договора между двумя компаниями к нему было заключено 5 дополнительных договоров, результатом которых стало полное перераспределение первоначальных договоренностей. Например, если говорить о внутригородской связи, от которой поступает львиная доля прибыли, то следует отметить, что в 99-м году «Канком» имел право на получение 100% дохода от ее использования. А уже к концу года минувшего ситуация изменилась зеркально – 100% дохода от внутригородских разговоров «Канком» стал отдавать «Утелу».

Однако основная коллизия произошла в декабре 2004 г., когда срок действия основного договора стал приближаться к концу. Самой логикой процесса и Законом «О телекоммуникации» предусматривается, что в таком случае он продлевается – ведь речь идет о том, что определенное количество физических и юридических лиц непрерывно пользуется своими, честно оплаченными телефонами в личных и деловых целях. При этом не менять же их номера каждый год или даже раз в пять лет? Сразу возникает масса проблем, связанных с информированием как самих клиентов, так и тех, кто знает их номера такими, какими они были все это время. Наконец, человек просто привыкает, запоминает номер наизусть и т.д. Более того, по идее, со временем, если стороны все устраивает, договор должен становиться бессрочным.

Однако «Утел» неожиданно предупредил своих, казалось бы, партнеров, что не намерен продлевать срок его действия, поставив их в одночасье в совсем неловкое положение, означавшее, что все номера, за которые в свое время были уплачены деньги, и которыми к тому времени пользовалось множество людей, будут у «Канкома» забраны. Пытаясь понять логику своих коллег и желая найти приемлемый для всех выход из ситуации, по инициативе «Канкома» было проведено несколько встреч. Но в «Утеле» не хотели ничего слышать. При этом никакие апелляции к проблемам конечных потребителей – абонентов, которые неизбежно должны пострадать от такой ситуации, видимого успеха также не произвели.

«Канком» вынужден был искать выход из ситуации самостоятельно. В противном случае это грозило бы компании 300 исков, по которым необходимо было бы выплачивать серьезные неустойки. И он был найден в лице еще одной телекоммуникационной компании – «Крокус-Телеком», которая, учитывая сложившуюся ситуацию, согласилась предоставить в распоряжение «канкомовцев» свои 300 номеров. Безусловно, это подразумевало изменение первоначальных номеров, но другого выхода, чтобы сохранить клиентов и связь, попросту не было.

И вдруг за месяц до окончательного перехода на новые номера к ним обратились представители «Утела». С предложением продлить договор еще на месяц и оставить те номера, которые были. Такой поворот событий не мог не вызвать подозрений, и через определенный промежуток времени выяснилось, что сам «Утел» взял многострадальную номерную емкость у другой компании – НТЦ «Энергия». И вот в какой-то момент этот новый персонаж потребовал ее возврата себе.

Понятно, что «Утел» с таким положением дел не согласился и приготовился держать осаду в суде. В то же время становится известно, что люди из «Энергии» и «Утела» приходят к непосредственным клиентам «Канкома» с предложением… перезаключить договора напрямую с ними!

Выходит, что указанные телекоммуникационные гиганты, узнав, что на деле, которым занимается «Канком», можно хорошо заработать, просто решили вдруг изменить правила игры в свою пользу. При этом каждый, видимо, чувствуя свои силы, намеревается перетянуть это в некотором роде общее одеяло на себя, по-прежнему не желая идти на какие-либо компромиссы – очередные раунды встреч и переговоров в различных конфигурациях успеха не возымели. «Энергия» рассчитывает на свое законное право использования номерной емкости. «Утел» заручился поддержкой высшего руководства «Укртелекома», составной частью которого является, и подготовил юридическую группу для ее (емкости) отстаивания в Государственном департаменте связи и информатизации, созданном в прошлом году и приписанном в ведение Министерства транспорта и связи.

Однако, по словам специалистов из «Канкома», после ряда реорганизационных моментов этот департамент на сегодняшний день не имеет соответствующих полномочий. Иначе они бы первыми обратились туда с просьбой прояснить ситуацию. Ведь указанная номерная емкость не была подарена. За нее были заплачены и регулярно выплачивались деньги. Так, за 100 номеров была уплачена сумма из расчета 350 грн. (без учета НДС) за единицу. А еще 200 номеров были учтены как «бизнес-телефоны», в связи с чем сумма выплат по ним составила 7200 грн. ежемесячно!

Учитывая выплаченные суммы, сложно понять, на каком основании означенные номера предлагается изъять. Еще тяжелее представить, кто будет возвращать заплаченные «Канкомом» деньги. И уж совершенно непонятно, что делать абоненту, заплатившему немалую сумму на подключение к телефонной сети, а также на рекламу своих услуг с использованием именно этих номеров, если речь идет о бизнесменах.

Как бы там ни было, но сложившаяся критическая ситуация, как уже указывалось выше, вынудила «Канком» пойти на смену компании-владельца номерной емкости и, соответственно, номеров своих клиентов. И здесь произошел еще один казус. Когда ряд серьезных клиентов обратились в компанию с просьбой обеспечить услуги автоинформатора, который каждый раз при наборе соответствующего номера сообщал бы о том, что он изменился и указывал, куда необходимо перезвонить, «Утел», от которого зависит реализация этой услуги, отказался обеспечить и эти условия.

Дошло до абсурда – «лидер телекоммуникаций», вдруг прозревший и требующий продления договора с «Канкомом» еще на месяц, заявил, что предоставит автоинформатора, если те оставят номерную емкость, которую прежде у них так активно хотели отобрать. Зачем, правда, в таком случае автоинформатор, совершенно непонятно. Как и непонятно, о каком статус-кво может идти речь, если все абоненты уже были предупреждены и со дня на день готовились к переходу на новые номера. В очередной раз оповещать всех, что эта перемена отменяется и все остается по-прежнему, а через месяц снова все повторять с первой цифры?

Однако вопросы, связанные с клиентами, интересуют руководство «Утела», видимо, меньше всего. Ведь с точки зрения здорового бизнеса столь крупная и серьезная компания, постоянно декларирующая свои лидерские позиции на рынке телекоммуникаций, а потому, по идее, несущая большую ответственность перед клиентами, должна была бы, по меньшей мере, извиниться за причиненные неудобства. А по большей – в ходе коллизии с «Энергией» должна была сделать все, дабы, если не защитить, то хотя бы минимизировать ущерб, который она нанесла их клиентам. Эти основы деловой этики «Утелу», к сожалению, оказались непосильны. Более того, взамен «титан отечественной коммуникации» предпочел вставлять палки в колеса своих некогда партнеров.

Однако у такого поведения может быть и другая сторона. Как сообщил «Версиям» начальник отдела электросвязи компании «Канком» Сергей Багно, «для того, чтобы подключить конечного пользователя, необходимо иметь физическое присутствие на месте. Имеется в виду проводка кабелей, установка оборудования и т.д.» Как уже упоминалось выше, по договору с «Утелом» весь этот фронт работ возлагался как раз на «Канком», который предоставлял по своим линиям услуги телефонии. При этом сам «Утел», как и «Энергия», и многие другие операторы связи, на данный момент не имеют своих коммуникаций в тех или иных местах нахождения абонентов ввиду переполнения телефонных канализаций и еще целого ряда проблем.

Попытка же «Утела» оттянуть время еще хотя бы на месяц, чтобы оставить номера за теми, кому они первоначально принадлежали, в этой связи может быть объяснена его желанием провести собственные коммуникации. Параллельно с «канкомовскими», дабы потом предложить изумленным клиентам сохранение за ними указанных номеров, но при условии переподключения к «Утелу» непосредственно. При этом клиентов, которые уже в свое время заплатили за подключение к телефонной сети, в такой ситуации вынудили бы, по сути, платить повторно. Ведь бизнес есть бизнес – иногда телефонный номер является не меньшим атрибутом фирмы, чем ее бренд. Чего стоит одно только «Радио «Эра» ФМ, пользующееся услугами «Канкома». Его телефоны уже хорошо знают и многочисленные слушатели, имеющие возможность поучаствовать в прямом эфире, и рекламодатели, и просто партнеры. В результате непродуманных действий со стороны «Утела» все эти люди получат массу проблем, в том числе и финансовых.

Однако, отмечает Сергей Багно, главный «вопрос все же не столько в финансах, сколько в общей морали. Ведь операторы не должны так поступать друг с другом. Они должны наоборот, взаимно помогать, как это сделал, например, «Крокус-Телеком», с которым вообще просто приятно иметь дело и в профессиональном, и в этическом смысле».

В завершение отметим, что в сложившейся ситуации удивляет позиция государства, которому принадлежит 55% компании «Канком». Ведь в поисках справедливости руководством посылались письма и премьер-министру, и столичному городскому голове, и в антимонопольный комитет, и в фонд госимущества. Однако, к сожалению, до сегодняшнего дня не поступило ни одного ответа…

Вчера у меня тоже поменяли номер телефона. Казалось бы, пустяк, его и так никто не знал. А ведь сколько всего за этим кроется.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам