Туркменский лабиринт

Наверное, участие в составе украинской делегации, находящейся в Туркменистане, Юлии Тимошенко порадовало бы Сапармурата Ниязова. В прошлые годы он просто млел от стройных ножек вице-премьера. Сегодня вынужден довольствоваться логичными предложениями президента. Миссия Виктора Ющенко в одинаковой мере может быть удачной и не очень. Туркменбаши поссорился с Путиным и с начала года не поставляет в Россию газ. Предложение стать четвертым участником газотранспортного консорциума должно ему понравиться. Правда, ГТС – не сказочная рукавичка. Всех не вместит. Но от этого зависит цена на газ в ближайшие годы…
Накануне визита Виктора Андреевича российские СМИ разразились громкими публикациями типа «Виктор Ющенко поехал в Ашхабад за газовой незалежностью». В один голос они вспоминают, что «кардинальные ценовые разногласия между президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым и российским «Газпромом» дали украинской стороне шанс остаться самостоятельным игроком на среднеазиатском рынке газа. Для этого делегации г-на Ющенко предстоит сделать то, что не удалось Леониду Кучме. А именно – договориться с Туркменбаши о продлении контракта на закупку туркменского газа после 2006 года…».

Туркменистан является главным поставщиком газа в Украину и обеспечивает 45% нашей потребности. История переговоров между двумя странами по газовой тематике всегда была витиеватой и не лишенной налета перманентной интриги. Стоит напомнить, что нынешний год тоже начался с газового скандала. Бывший председатель правления «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко третьего января подписал с «Туркменнефтегазом» контракт, согласно которому каждая тысяча кубов газа будет стоить Украине $58 – на $14 больше, чем в прошлом году, но все же на $2 меньше, чем хотела туркменская сторона.

Оценки новым правительством этого контракта – полярные: от жесткой критики до одобрения. В частности, первый вице-премьер Анатолий Кинах считает цену в $58 вполне реальной. А экс-первый вице Николай Азаров фактически отменил договоренности, достигнутые между руководствами «Нефтегаза Украины» и «Туркменнефтегаза».

Тем временем, перманентный конфликт продолжается между Туркменистаном и Россией. Попытка Ашхабада повысить цены на газ, который у нее покупает «Газпром», не увенчались успехом. Однако российский концерн согласился обсуждать «вопросы ценообразования» с 2007 года. До этого времени «Газпром» имеет возможность ссылаться на действующее соглашение с Туркменистаном, которое не разрешает менять установленную в нем стоимость топлива – $44. В результате с начала года «Туркменнефтегаз» не поставляет газ «Газпрому».

В этой ситуации появление Украины на «рынке» газовых интриг выглядит двусмысленно. Особенно если учесть наш козырь – членство в российско-украинском газотранспортном консорциуме и перспективы самостоятельного экспорта газа в Европу. Новый глава «Нефтегаза Украины» Алексей Ивченко в опубликованном накануне визита интервью еженедельнику «Зеркало недели» подтвердил намерение договориться с альтернативными поставщиками газа, прежде всего с Туркменистаном.

До сих пор Украине приходилось согласовывать объемы поставок и цену газа ежегодно, подписывая для этого дополнительные соглашения. Сейчас по соглашению сторон межправительственные делегации готовят 25-летний контракт на период с 2007 года, подписание которого при прежнем руководстве Украины неоднократно переносилось.

К переговорам с Ашхабадом о подготовке визита Ющенко был подключен и бывший посол в этой стране, а ныне председатель Донецкой областной администрации Вадим Чупрун, который за годы работы в Туркмении сумел завести хорошие контакты с руководством страны и лично с Сапармуратом Ниязовым. Президент Туркмении неоднократно называл его «любимым послом». А за большой вклад в упрочение межгосударственных связей и укрепление украино-туркменской дружбы Вадим Чупрун был даже удостоен ордена «За великую любовь к независимому Туркменистану».

В коридорах власти ходят слухи о том, что Вадим Чупрун – креатура Юлии Тимошенко, которая в бытность вице-премьером посетила Туркмению и там познакомилась с нынешним донецким губернатором, а тогда украинским послом. В последнее время, правда, Чупрун занимался вовсе не дипломатической работой, а топливом, являясь вице-президентом компании «Нефтегаз». И более того, он имеет отношение к этой самой спорной сделке по поставкам на Украину туркменского газа из расчета $58. Этот факт вызывает два вопроса: будет ли легализован окончательно 58-долларовый контракт и действительно ли Чупрун настолько всесилен в туркменских делах, чтобы повлиять на долгосрочный договор?

Сам по себе такой контракт на «всю оставшуюся жизнь» не является догмой в плане ценоообразования. Напомним, что в 2003 году газовые монополисты России и Туркменистана – «Газпром» и «Туркменнефтегаз» – подписали соглашение на 25 лет о купле-продаже газа. И сейчас вокруг этого соглашения и разгорается ценовой конфликт, о котором шла речь выше.

Более того, есть проблемы и у самой Туркмении. В январе-феврале 2005 года добыча природного газа составила 12,1 млрд. кубометров, а экспорт – 8,1 млрд. кубометров. Это значительно меньше, чем в прошлом году. Скажем, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года добыча сократилась на 6%, а экспорт – на 12%. В министерстве пояснили, что снижение этих объемов связано с прекращением поставок газа в Россию и уменьшением физических объемов экспорта топлива в Украину.

Что же касается приглашения Ашхабада четвертым участником ГТС, то, с одной стороны, это привлекательно для столь крупного донора энергоносителей. С другой – не факт, что «заманиловка» сработает. Помимо внутренних проблем с добычей газа, Туркменистан переживает целый ворох проблем политических. В частности – это конфликты с Россией не только из-за цены на газ, но и из-за «призрака» третьего стратегического партнера. Еще одним «оптовым» покупателем туркменского газа является Иран, куда топливо поставляется по 200-километрвому газопроводу Корпедже-Курт-Куи. За два месяца текущего года Иран импортировал 1,5 млрд. кубометров туркменского газа. И сейчас ищет средства для строительства нового газопровода, против чего возражает Россия. То есть Ашхабад еще не решил, в какую сторону качать голубое топливо: на запад или на восток. Потому и на наше предложение войти в ГТС может ответить по-восточному витиевато. Дескать, мы не против, но…

Да и с нашей стороны четко аргументировать предложение будет трудно: ведь мы уже пригласили немцев. И фактически должны отдать им часть своей доли в консорциуме (пока мы делили ее на равных с Россией – 50:50). Возникает вопрос: за счет чьей доли можно «одарить» акциями ГТС еще и Туркменистан? Если за счет украинской, то нам самим ничего не останется. Если за счет российской – то Москва, находящаяся в конфликте с Туркменбаши, на это не пойдет. Вот из такой неоднозначной, подобной лабиринту ситуации, должна найти выход украинская делегация во главе с Виктором Ющенко.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам