Эра мегаблоков

В преддверии женского дня в Украине создано некое подобие двухпартийной системы. До американского аналога (республиканцы + демократы) еще далеко, но две массивные партструктуры сделали заявку на заполнение основных политических зон. Имеется в виду оппозиция и власть. Первая будет представлена Партией регионов Виктора Януковича, а вторая колоссальной по своей сложности макросистемой: «Народный союз «Наша Украина». Долго думал, как для удобства сократить это громоздкое название: НАСНУ? НАРСОНУК? По-моему, лучше «Наша Народная Украина»: На-На (У). Или просто – На-На.
Сразу отметим: абсолютно единой партии на базе «Нашей Украины» не получилось. Украинская народная партия Юрия Костенко (бывший Украинский народный рух), Партия реформы и порядок Виктора Пинзеника и Народный рух Украины Бориса Тарасюка остались за бортом объединительного процесса. Хотя двери для них «нанайцы» держат открытыми: из 151 члена совета новой партии (мама дорогая!) избрано «всего лишь» 120. Есть тридцать одно вакантное место. С рухами все, более или менее, понятно. Еще никому не удавалось объединить национал-патриотов. Показательное обособление Виктора Пинзеника тоже не вызывает особых вопросов. Брэнд «Наша Украина» зарегистрирован именно на нем. По большому счету, ПРП как таковой нет. Есть «Наша Украина». Но не та, которая На-На, а пинзенниковская. Когда Министерство юстиции зарегистрирует «нанайцев», возникнет любопытная коллизия. Одновременно будет сразу две «НУ». Если проблему не удастся решить до парламентских выборов 2006 года, то существование клонированных «нашеукраинцев» может запутать избирателей. Не все «наши украины» одинаково полезны…

Нельзя сказать, что неприсоединение трех национал-патриотических партий стало сенсацией. Учитывая масштаб амбиций лидеров этих образований, трудно было себе представить их в одном общем «плавильном парткотле». Сенсацией было бы согласие Костенко и двух его автономных собратьев на участие в едином партийном проекте. Зато организаторы объединительного процесса взяли массовостью. Я еще не помню партийного форума, в котором принимали бы участие свыше шести тысяч делегатов (если точнее, то 6394). Разве что 26 съезд КПСС. Проколы в объединительном движении пришлось компенсировать не только массовостью и новаторским оформлением действа, а и сверхгромоздкой системой управления На-На. На самом верху, в облаках – почетный председатель «нанайцев» Виктор Ющенко. По нечетным дням он президент Украины. Присутствие Виктора Андреевича необходимо, поскольку, если бы он не обозначил своей позиции, получилось бы непонятно что. То ли партия, а то ли видение. Так в Украине появился первый партийный президент. Ниже – Совет партии (СП) во главе с вице-премьером по административной реформе Романом Безсмертным. В СП, еще раз напомним, входит по списку 151 член, а по факту – 121. У Романа Петровича два зама по партии: секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко и непростой народный депутат Николай Мартыненко. Спускаемся ниже по иерархической лестнице и натыкаемся на президиум. Понятное дело, что собрать Совет партии – это непростая даже в организационном плане процедура. В президиуме На-На людей меньше. Всего 21 человек:

· министр по делам молодежи и спорта Юрий Павленко;

· неизменный Петр Порошенко;

· многострадальный Роман Безсмертный;

· народные депутаты Борис Беспалый, Юрий Ключковский, Николай Катеринчук, Иван Васюник, Юрий Ехануров, Николай Мартыненко, Александр Морозов, Николай Одайнык, Виктор Тополов, Петр Ющенко, министр культуры и искусств Оксана Билозир, президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Давид Жвания, глава Житомирской облгосадминистрации Павел Жебривский, министр юстиции Роман Зварыч, госсекретарь Украины Александр Зинченко, киевский городской голова Александр Омельченко, первый помощник президента Украины Александр Третьяков.

Насколько удалось понять, президиум одновременно является исполкомом единой партии. Главой исполкома является Юрий Ехануров.

Итак, управленческая структура На-На выглядит следующим образом:

Виктор Ющенко – почетный председатель;

Роман Безсмертный – глава совета партии;

Юрий Ехануров – председатель исполнительного комитета.

Если отбросить частности, то фактически ключевую роль в новой партии играет Безсмертный. Он вместе со своим протеже Ехануровым сосредоточил в своих руках всю полноту власти. По крайней мере, если можно говорить о реальной власти в такой организационно-аморфной гигантской структуре.

Дальнейшие планы На-На тоже отдают гигантоманией. Предполагается создать перед выборами сверхблок, в который должны войти: Народная партия спикера Владимира Литвина, блок Юлии Тимошенко и собственно На-На. Предвыборное объединение «За единую Украину», созданное перед выборами 2002 года, по сравнению с создаваемой коалицией – просто жалкое зрелище. Правда, до сверхблока и, тем более, до формирования единых избирательных списков еще очень далеко. «Ребеночек» только родился, но он такой здоровый, что может легко придавить своих «родителей». Поэтому необходимо еще его поставить на ноги. Опыт существования партии «Трудовая Украина» является в этом плане весьма поучительным. Как и в На-На, управление в «ТУ» было трехступенчатым – председатель, политсовет, политисполком. Да, еще был отдельный лидер фракции. Чем все закончилось, напоминать, надеюсь, не надо. Как только Сергей Тигипко попытался упорядочить организационную структуру комсомольским методом, все сразу же и накрылось медным тазом. Причина простая: нельзя перестроить то, что перестроить невозможно. Кстати, а что теперь будет с фракцией «Наша Украина»? Юрий Ехануров обещает создать на ее базе настоящую «нанайскую» партийную группировку. Другими словами, предстоит перерегистрация. Вот это уже интересно. Например, куда пойдут представители трех партий, которые не вошли в состав На-На? Создадут свою фракцию? Или же придется говорить о коалиции, в состав которой войдут «нанайцы», руховцы и «нашеукраинцы» Виктора Пинзеника? Чувствуется, что их будут «дожимать». В эпоху предвыборных мегаблоков маленькие национал-патриотические партии должны исчезнуть. И они исчезнут, если примут решение самостоятельно идти на выборы. Даже в случае объединения УНР, ПРП, НРУ и «Собора» Анатолия Матвинеко, судьба данной структуры очень и очень незавидна.

На фоне мегапланов На-На, которую Роман Петрович почему-то просит не называть партией власти, новая оппозиция выглядит очень скромно. После длительных размышлений Партия регионов все-таки решила уйти в оппозицию. Одновременно «регионалы» предложили всем людям доброй воли создать «широкомасштабную коалицию» для усиления давления на власть. Наверное, с целью консолидации таких людей было решено создать теневой Кабинет министров. Зачем пропадать наработкам Юлии Тимошенко? Кроме того, делается прямой намек на то, что в 2006 году ситуация поменяется. После конституционной реформы парламент будет определять состав правительства, а оппозиция к тому времени станет властью.

Среди возможных союзников оппозиционных регионалов – эсдеки, НДП и … «Трудовая Украина». О Наталии Витренко и господине Корчинском мы пока говорить не будем. В отличие от «нанайцев», у оппозиции другие проблемы. Им не надо создавать единую партию. Просто не с кем. А вот формирование единого оппозиционного блока – задача крайне сложная. Виктор Янукович уже работал в блоке с эсдеками на президентских выборах и помнит, чем все это закончилось. Рассчитывать на помощь Сергея Тигипко, который в свое время так славно возглавлял его предвыборный штаб, тоже не приходится. Единственно приемлемый вариант действий – тупо обозначить позицию и придерживаться ее во время предвыборной кампании.

Можно ли назвать то, что получилось в минувший уик-энд, формированием двухпартийной системы? По форме можно, а по содержанию – нет.

Во-первых, куда отнести Александра Мороза, который, с одной стороны, провластный, а с другой – оппозиционный? В состав единой партии он точно не войдет. Что же касается коалиции, то она ему не нужна. Он же единственный честный и моральный политик.

Во-вторых, остаются коммунисты. Как бы там ни было, но они вместе с социалистами последние выразители левой идеи в этой стране. И, что немаловажно, начинают потихоньку оправляться от позора президентских выборов.

В-третьих, есть эсдеки, которые обязательно начнут «разводить» и новую оппозицию, и мегаблок Ющенко.

В-четвертых, слишком быстро записали спикера Владимира Литвина в состав членов коалиции власти. Он не вписывается в двухполюсную систему. Это правда.

И, наконец, в пятых, куда деть многочисленные политические группировки, которым нет места ни в одной из базовых конфигураций украинского политикума? Куда записать харьковских, днепропетровских, луганских и других? Они поставлены на грань вымирания и поэтому будут бороться за свое будущее.

Грубо говоря, будущую модель парламентских выборов можно сравнить с первыми месяцами существования Верховной Рады образца 2002 года. Было два мегаблока – «НУ» и «ЗаЕду». Затем «заедисты» распались. Теперь перед выборами могут распасться «нанайцы». А стимула для объединения пока нет. Как, впрочем, и единой идеологии.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам