В Карпаты как домой

Еще в советские времена очень популярной была песенка, в которой есть такой диалог: «А где твой дом, гуцулочка?» – «Карпаты». И только тот, кто видел Карпаты лишь из окна поезда, везущего его на какие-нибудь заграничные курорты, не сможет понять смысла этих слов. Тот же, кому удалось пожить в этих горах и пообщаться с их обитателями, может повторить вслед за песней: в Карпатах вас встретят как дома. Накормят, напоят и песню споют. И не только упомянутую. Песенные традиции в этом крае так же глубоки, как и законы гостеприимства. Я в этом убедился.

Этой зимой Карпаты обманули своих почитателей только в одном – они тоже стали «жертвой» зимы–2004-2005. Там пока нет снега. Нет, и все тут. Не выпал. А горнолыжная инфраструктура с пушками, производящими искусственный снег, – это пока еще экзотика, похвастаться которой могут только продвинутые курорты. А таких курортов в этих местах, к сожалению, раз, два и обчелся. Но зато в Карпатах есть много другого, что делает тебя «пленником гор» навсегда.

Пидзахарычи и Фалафивка

На Буковине, на рубеже Черновицкой и Ивано-Франковской областей, прямо за каменным мостом, соединяющим берега реки Черемош, раскинулось село Пидзахарычи Путильского района Черновицкой области. Живет там бывший сельский врач-анестезиолог Василий Фалафивка, который и приветил группу туристов из разных регионов Украины и России в первые посленовогодние дни. Все дело в том, что Василий Васильевич вместе с женой Евдокией Ивановной, бывшим колхозным экономистом – пионеры так называемого «зеленого туризма» в Украине. Уже несколько лет они принимают гостей в своем доме, который переоборудован в гостиницу домашнего типа на десять комнат. В доме есть все, что нужно привыкшим к комфорту горожанам, – душ, ванная, туалет, горячая и холодная вода. Короче, полная домашняя обстановка, которую дополняет возможность самому позаботиться о своем уюте. Достаточно только подбросить дрова в печь. А если и это делать «в облом», то о тепле позаботится хозяин.

И все это – за, что называется, «смешные деньги»: 100 у.е. с человека в неделю. С трехразовым ежедневным питанием. Да еще и каким! Съесть все эти блюда домашнего приготовления – мамалыгу, брынзу, банош, вареники (с вишнями, в том числе!), гуцульские галушки, деруны, грибы в сметане и без нее, мед, чай из различных лекарственных растений – просто невозможно. Без обстоятельной подготовки желудков к такому количеству еды. И все ведь из экологически чистых продуктов: Южные Карпаты – один из самых чистых регионов страны, в которой «случился» Чернобыль. Но и оторваться сложно. Приходится компенсировать усиленной ходьбой по горам и перевалам, если нет желания покупать одежду больших размеров.

Горы и окружающий смерековый лес – не единственное развлечение в Пидзахарычах. При желании и наличии снега можно кататься на лыжах – рядом есть соответствующие трассы с подъемниками. Нет снега – есть лошади. Ну а поход в горы с шашлыками – это вообще нулевой вариант времяпрепровождения. В том диетологическом смысле, что если уж пошел в горы с мясом и предался сладостному обжорству, то, возвращаясь вниз, все это можно гармонично «утрясти». С несомненной, разумеется, пользой для здоровья. Летом для купания без всяких разрешений «открыт» Черемош. Чистейший – такое впечатление, что виден каждый камушек на его дне.

Василий Фалафивка – жертва не только отсутствия снега, но и общих обстоятельств. Край этот, повторюсь, еще не освоен туристами. И если для любителей уединения – это рай, то для хозяина – головная боль: ему нужно выживать. В условиях, когда городские турфирмы-посредники, заманивающие туристов сельской экзотикой, стараются всеми возможными и, к сожалению, не очень чистоплотными методами «надуть». Например, заманить рекламой горных лыж, содрать с них втридорога сумасшедшие деньги, но «забыть» рассказать, что снега нет. Так, как случилось этой зимой. И до городских турфирм далеко, а хозяин – вот он. Ему и пришлось расплачиваться. В прямом и переносном смысле. И объяснять, что он – «не Бог, ведающий снегом». Но кто хочет это понимать, когда отпуск поставлен под угрозу…

И все же Василий Фалафивка – оптимист. Более того, он развивает свой семейный бизнес. Уже готов принимать туристов отдельный дом на три семьи. С отдельными кухней, туалетно-помывочными «прибамбасами», гаражом для авто. Стоимость этих услуг – 85 гривен в сутки с человека. Если кому нужно, то позвонить Василию Васильевичу можно напрямую: 8-03738-2-83-41. А добираться в Пидзахарычи довольно просто: слава Богу, автобусное сообщение в Карпатах уже восстанавливается, и из Черновцов можно добраться на автобусе или на маршрутке прямо от железнодорожного вокзала.

Кроме того, в Пидзахарычах есть два музея – народной художницы Ксении Колотило, живущей в Австрии, а также этнографии и краеведения Гуцульщины, то есть края, где живут гуцулы. И это не случайно. Рядом, в горах прямо над селом находится знаменитая пещера Олексы Довбуша, не менее знаменитого предводителя карпатских повстанцев против феодального гнета – опрышков. Да еще и просто потому, что эти люди называют себя «гуцулами». Да что там «называют» – они и есть настоящие гуцулы.

Гуцулы

Словарь Брокгауза и Эфрона утверждает, что гуцулы – это «племя русинов в горах Восточной Галиции и Буковины». Советские и украинские словари несколько подправляют толкователей былых времен и говорят, что гуцулы – этнографическая группа украинцев, проживающих в горных районах Ивано-Франковской и Черновицкой областей, а также в Раховском районе Закарпатской области. И разговаривающих на своем диалекте украинского языка.

Это правда: когда гуцул говорит быстро, без привычки понять его сложно. Но это неудивительно. Этот благодатный край до 1939 года всегда был под властью разных государств. До 1-й мировой войны он находился под властью Австро-Венгрии (с 1867 года), а после – под властью Польши, Румынии и Чехословакии. В свое время Буковина была даже отдельным герцогством. Это и наложило свой отпечаток на язык, быт, традиции украинских горцев. Они издревле занимались горно-пастбищным скотоводством, лесными промыслами, сплавом леса по горным рекам. Земледелие (главным образом садоводство и огородничество) имело второстепенное значение. Были развиты художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарство, ткачество). Горцы редко жили в городах, утверждая, что «гуцул, сошедший с гор, – уже не гуцул». В частности, в Черновцах еще в 1910 году из 88 тысяч населения только чуть больше 11 тысяч были украинцами…

В Карпатах, как некогда на казацком Дону, существовало правило «с гор выдачи нет». Гуцулы как этническая группа формировались, в том числе, и из числа беглых крепостных с других территорий Австро-Венгрии. Это и предопределило гордый и независимый нрав горян. Они занимались своим делами и очень не любили, когда им мешали. В XVIII веке край этот прославил Олекса Довбуш, человек, который много лет возглавлял опрышков. Вместе с ними он совершал смелые нападения на имения шляхтичей, арендаторов, захватывал их имущество и раздавал крестьянам. В 1738-1745 годах отряд Довбуша вел борьбу в галицком Прикарпатье, на Буковине, в Закарпатье против польских, венгерских и украинских феодалов. А погиб в 45 лет от руки местного богатея, как это нередко бывает, из-за женщины.

Однако вряд ли стоит преувеличивать «окремішність» гуцулов. Достаточно только вспомнить их вклад в культуру Украины. Без всякого преувеличения можно утверждать, что современная украинская эстрада вообще зародилась в этом крае. Владимир Ивасюк, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, София Ротару, Левко Дуткивский, Иван Миколайчук, Василий Михайлюк – вот только некоторые имена тех, кем гордятся гуцулы. А вместе с ними и вся Украина. И весь бывший Советский Союз, распевающий «Червону руту» или «Черемшину»…

Легенды и нравы Карпат

Сами гуцулы, народ ироничный и смешливый, сейчас не очень верят в славу и щедрость «карпатского Робина Гуда»: мол, раздавал-то он только имущество, которое не мог унести в горы, а золотишко припрятывал во многих укромных местах. Но, тем не менее, гуцулы очень гордятся своим смелым земляком. Упомянутая пещера Довбуша над Пидзахарычами – самая известная и самая таинственная, но только одна из немногих. В каждом регионе, где проживают гуцулы, вам расскажут, что именно в их горах можно найти «скарбы» Довбуша, и покажут пещеры и камни, помеченные крестами, где скрыты несметные сокровища. Но предупредят: они заколдованы, и шутить с ними без соответствующей «обработки» местности местными колдунами и знахарями вряд ли стоит.

Вообще, гуцулы – народ, верящий во все легенды своих гор, в судьбу, в заклинания и наговоры. В Пидзахарычах, например, на полном серьезе рассказывают о том, что колдуны существуют. И не только надежно охраняют золото Довбуша, но попутно лечат или калечат порчей как животных, так и людей. А «высшая» и праведная сила за это им «мстит»: из трех местных колдуний две погибли под колесами авто. А еще рассказывают, что один любитель скорой наживы попытался ночью вскрыть тайник Довбуша, но как только он начал копать, налетели вороны, поднялся ветер, зашумели деревья и забросали кладоискателя ветками. Он в страхе ретировался ни с чем…

Но это так, к слову пришлось. Потому что не колдуны и страхи определяют лик гуцулов. Гуцулы – очень набожные люди. И верят в Бога не потому, что это стало модно в последнее время. Просто они так живут: с верой в душе и по Божьим законам в повседневной жизни, а не напоказ туристам. В Пидзахарычах можно каждый год стать свидетелем встречи Рождества Христова. Они только колядуют три дня. В Святой Вечер это делают дети, а в последующие два дня – взрослые мужчины. Они ходят по домам и под собственное музыкальное сопровождение исполняют колядки. И можно только удивляться слаженности голосов импровизированного хора. И тому, что все наколядованные средства они передают на нужды местной церкви.

Но, кроме того, гуцулы умеют жить и весело смеяться над собой. Притом, что в быту они очень аккуратны, а каждый гуцульский дом – как картинка и снаружи, и внутри, они все время шутят над своими недостатками. В тех же Пидзахарычах прошлым летом уже в четвертый раз был проведен всеукраинский фестиваль-ярмарка «Захарецкий гарчик» – что-то типа юмористического фестиваля в болгарском Габрово. И шутки гуцульские соответствующие – зажигательно-язвительные, но необидные. Вот одна из них: мол, почему это Черемош грязный? – Гуцул ноги моет. А что тут удивляться такой самоиронии, если, к примеру, знать, что такое гарчик. А это большая кружка, из которой пьют. И, ясное дело, не только экологически чистое молоко. А выпить в Карпатах, уж поверьте, есть что…

…Словари услужливо сообщают также, что «за годы социалистического строительства в хозяйстве, культуре и быту гуцулов произошли коренные изменения». Не знаю – в эти времена на Буковине не был. Но знаю, что сегодня гуцулы уже не занимаются сплавом древесины по Черемошу, приносившим несметные богатства в госказну. Дешево это было: сплав одного кубометра по воде стоил гуцулам всего 9 бывших копеек – все остальное шло государству. А также могу утверждать, что, к сожалению, (а, может быть, и к счастью) еще большие изменения произошли после распада СССР: край, что называется, «занепадав». Но гуцулы вновь выжили. И продолжают жить. В трудах, но весело. А если хотите в этом убедиться и почувствовать себя вдали от дома, как дома, езжайте в Карпаты.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам