Еврострадания и деньги

На брифинге в Киеве в среду, 15 декабря сего года, посол Польши в Украине Марек Зюлковский, комментируя украинские перспективы вступления в Европейский Союз, поразил собравшихся журналистов удивительной фразой. «Во внешней политике иногда не все зависит от экономики», — заявил г-н Зюлковский, опровергая заезженную ленинскую аксиому о том, что политика – есть концентрированное продолжение экономики. В том плане, что политики, мол, всегда в своей работе исходят из удовлетворения интересов промышленно-финансовых кругов своих стран, которые и «нанимают на карман» всех этих деятелей с гордыми титулами президентов, депутатов, сенаторов и т. д.

Так оно на самом деле и есть, было и, наверняка, будет впредь. Однако жизнь вносит свои коррективы даже в извечные и кажущиеся незыблемыми истины. И дело, как по мне, не в ниспровергательских наклонностях г-на Зюлковского или его стремлении к геополитической оригинальности. Посол точно знал, что говорил, ибо он мягко и в высшей степени дипломатично констатировал два обстоятельства, определяющих сегодня «европейскую жизнь» Украины.

Во-первых, никто (кроме оголтелых политмракобесов всех мастей и в разных странах, конечно) не ставит уже под сомнение европейскую прописку Украины. Она – неотъемлемая часть континента. Более того, украинская экономика, несмотря не ее техническую отсталость, слабую реформированность и приспособленность к передовым рыночным условиям конкурентного бытия, нашла свою нишу на европейских и мировых рынках производства и потребления товаров, а также разделения труда. Парадокс, но даже восточноукраинские сырьевые и металлургические «бароны», которых считают почему-то приверженцами евроазиатского или СНГэшного пути Украины, успешно торгуют всем, что у них есть, с Европой и всем миром, а не только с Россией или бывшими советскими «сестрами», согнанными в «сераль» содружества поспешным распадом СССР. А если вспомнить, что, к примеру, Индустриальный союз Донбасса (ИСД) уже имеет собственность в виде меткомбинатов на территории стран, входящих ЕС, то и говорить о его однобокой «пророссийскости» — большое преувеличение.

Однако – во-вторых – еще большим парадоксом современной Украины является то, что на болезненно проходящих в ней президентских выборах вновь встал вопрос выбора, куда ей идти – на Запад или на Восток, точнее Северо-Восток. И дело не только в том, что только противоборствующие кандидаты хотят сыграть на чувствах и симпатиях избирателей, на их старых симпатиях или новых страхах перед неведомым будущим. Окружающий мир изменился уже в такой степени, что в вопросах интеграции играет свою роль не только экономическая, но и политическая приспособленность стран к жизни в новых условиях. Уже не только Украина может что-либо декларировать или клясться в приверженности тем или иным ценностям, тому или иному курсу, но и соседние страны хотят проверить готовность «неофита» к изменениям. И экономическим, и политическим.

И вот с последними у Украины на этих выборах и возникла проблема — результат народного волеизъявления не был признан большинством стран на западе (и по решению Верховного суда в самой стране) зато поддержан на востоке – в России, Китае, нескольких странах СНГ. И официальный Киеве как бы оказался в неком тупике.

С одной стороны, он задекларировал своей стратегической целью интеграцию в европейские и евроатлантические структуры, но они его «отвергли» — поставили все разговоры о евроинтегарции в прямую зависимость от честности и демократичности завершения президентской кампании 26 декабря. В частности, в понедельник, 13 декабря, Европейская комиссия утвердила многострадальный План действий Украина-ЕС на следующие 3 года, но… рекомендовала Совету ЕС передать его на подписание после проведения демократических выборов Президента Украины. План действий предполагает, в частности, совместные действия по приближению законов Украины к стандартам ЕС, а также по соблюдению прав человека, внедрению рыночной экономики, стабильному развитию. Он предполагает также увеличение финансовой помощи Евросоюза Украине.

Но даже Польша, известная как «адвокат Украины» в Европе, заявила, что на саммите ЕС 16-17 декабря не будет требовать от лидеров государств Европейского немедленного признания перспективы Украины стать членом объединения, а сосредоточится на решении проблемы вступления в Евросоюз Турции. А раньше польская оппозиция требовала от правительства Польши на упомянутом саммите согласиться на начало переговоров о вступлении Турции только в случае согласия Европейского Союза признать европейские перспективы Украины. Официальная Варшава же, как видим, выбрала прагматичный путь. Польша всего лишь предложит саммиту ЕС принять специальную декларацию, в которую среди остального включит тезис о том, что усиление сотрудничества с Украиной будет зависеть от успеха реформ. В Украине, естественно. Польский министр иностранных дел Влодзимеж Цимошевич высоко оценивает шансы принятия такой декларации. И все европерспективы Киева опять же увязывает с выборами. «То, что состоится 26 декабря, позволит нам вернуться к дискуссии в ЕС», — сказал он.

И вот после такого «предательства» г-н Зюлковский и вынужден был в Киеве расшифровать позицию своих «шефов». По его словам, путь в Европу для Украины выглядит следующим образом: сначала честные выборы, потом реальные шаги по вступления в ВТО и уже после этого «интенсификация диалога на высоком уровне о европеспективах». И как первый ответный шаг со стороны Европы – признание ею Украины страной с рыночной экономикой. По мнению Зюлковского, шансы у Киева есть, ибо Варшава, а вместе с ней и вся остальная Европа высоко оценили способность украинских политиков искать компромиссы без силового решения проблем при помощи иностранных посредников, не последнюю роль среди которых сыграл глава Польши Александр Квасьневский. Посол даже напомнил фразу польского президента о том, что, мол, если кто хочет быть пессимистом в отношении Украины, то туда лучше не ездить. «Но сам президент приехал в Киев как посредник, и это свидетельствует, что он – оптимист», — резюмировал г-н Зюлковский.

И теперь, как принято говорить, мяч опять на украинской стороне, ибо, с другой стороны, официальный Киев, похоже, «обиделся». На ЕС вообще и на Польшу в частности. И пошел в другом направлении. Туда, где его якобы ждут, — на восток. В среду, 15 декабря, и. о. премьер-министра Украины Николай Азаров, возглавляющий украинскую делегацию на межправительственных переговорах по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), отбыл в Минск для участия в 18 заседании группы высокого уровня. Эта группа окончательно согласовала тексты 29 первоочередных документов по ЕЭП и направляет их для одобрения главам государств. Эти документы подлежат подписанию в первоочередном порядке и касаются, прежде всего, внешней торговли, таможенного администрирования, конкурентной политики, регулирования деятельности естественных монополий, единых принципов взимания косвенных налогов. Стороны планирует окончательно принять этот пакет документов к середине 2005 года. Но сами президенты Украины, России, Беларуси и Казахстана свой саммит, намеченный на это же время, без объяснения причин отложили.

Однако есть и другая – обнадеживающая — точка зрения. МИД Украины высказал неудовольствие одобренным Планом действий Украина-ЕС. Но как! Внешнеполитическое ведомство Украины заявило, что Киев намерен после выборов Президента предложить долгосрочный план интеграции. Об этом сообщил руководитель пресс-службы МИД Маркиян Лубкивский, который предложил Европе уже сейчас смотреть на Украину… поствыборную. Он выразил уверенность в том, что выборы в Украине пройдут демократично, и поэтому нужно будет выводить отношения с Евросоюзом на новый этап. И потому, по его словам, нынешний План действий недостаточен, так как в нем отражена позиция Евросоюза, но не отражена позиция Украины и ситуация в Украине, а это ограничивает развитие отношений между двумя сторонами. «План действий отражает тот максимум, которого можно было достичь… до выборов. Следующим логичным шагом в наших отношениях с ЕС стала бы разработка… долгосрочной стратегии отношений (ЕС и Украины. – Авт.), которая бы определяла для Украины четкую евроинтеграционную перспективу», — сказал он.

Лубкивский также подчеркнул, что европейцам уже сейчас необходимо обратить внимание на те динамические изменения, которые произошли в Украине, в гражданской позиции украинцев после второго тура выборов Президента. А это и есть рождение того демократического общества, которое способно защищать демократические завоевания и которого так ждет Европа. Поэтому пресс-секретарь МИД и высказался за то, чтобы План действий Украина-ЕС рассматривался новым правительством Украины после проведения выборов в стране, и можно было говорить о более высоком уровне сотрудничества Украины с Евросоюзом. В частности, Лубкивский сказал о необходимости предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой, упрощение визового режима между Украиной и ЕС и предоставление Украине специальных преференций со стороны Евросоюза.

А главное – Европа — не на уровне чиновников, а в сознании простых европейцев – готова к интеграции Украины в свои ряды. Почти две трети (62,50%) участников интерактивного международного опроса к вечеру 15 декабря сего года были убеждены в том, что Украину нужно принять в Европейский Союз. Такими были промежуточные результаты интерактивного опроса, который проводила интернет-версия европейской независимой бизнес-газеты EUReporter.

Обращает на себя внимание и тот факт, что позиция МИД Украины удивительным образом совпадает с точкой зрения одного из кандидатов в президенты – Виктора Ющенко. Он тоже выступает за то, чтобы отношения между Киевом и Брюсселем определялись неким «специальным планом», разработанным после выборов. Но самое удивительное – еще и в том, что такой «смелый» украинский МИД работает пока что под руководством другого кандидата в президенты – премьера Виктора Януковича. И он, наверное, в курсе того, что говорят его министры, несмотря на предвыборную занятость. А если не в курсе, то это, как говорится, его проблемы, которые, однако, скоро могут перейти в другое «веденье»…

Но по-любому не понятно, что делят между собой кандидаты в президенты в вопросах интеграции. Однако результат этого «дележа» для Киева в обоих направлениях интеграции пока нулевой…

…Хотя почему же? Неопределенность кое-чего стоит. УСПП сообщил, что, начиная с сентября текущего года, в Украине наблюдается значительный отток капитала, который составлял 300-400 млн. долл. ежемесячно. А банковская система страны с 1 по 25 ноября потеряла 21,7 млн. грн. депозитов физических лиц, а уже с 26 по 30 ноября — 1,3 млрд грн. Как-то дороговато получается.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам