Киотский излом

22 октября текущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Через пять дней он был одобрен Советом Федерации. А сегодня его подписал президент Владимир Путин, завершив таким образом процесс включения России в борьбу с одной из главных экологических проблем современности. После этого шага есть все основания полагать, что процесс, начавшийся в конце 90-х годов минувшего столетия, наконец-то получит свое развитие – после присоединения к нему России протокол начинает действовать.

Закон предусматривает ратификацию Киотского протокола с заявлением о том, что обязательства, налагаемые протоколом на Россию, будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития. Решение о ратификации принято с учетом значения протокола для развития международного сотрудничества, а также с учетом того, что протокол вступает в силу только при условии участия в нем Российской Федерации, передает РИА «Новости»
.

Протокол определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по количественным показателям сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу в первый период его действия – с 2008 по 2012 год. Обязательства сторон протокола после 2012 года будут определяться в ходе переговоров, которые должны начаться уже в следующем году.

Следует отметить, что роль России в жизнедеятельности этого документа определяющая. Киотский протокол, подписанный в 1997 году, представляет собой документ, обязывающий ведущие индустриальные страны до 2012 года уменьшить выбросы в атмосферу парниковых газов примерно на 5%. После того как президент США Буш, только придя к власти, отказался от ратификации договора из-за слишком высоких издержек, он может вступить в силу лишь в случае его окончательного принятия Россией.

В то же время государства, которые не подписали протокол, могут по-прежнему загрязнять воздух, не опасаясь никаких санкций. Для того чтобы эта схема работала, ее должны поддержать страны, на долю которых в 1990 году в совокупности приходилось не менее 55% выбросов двуокиси углерода, что отражено в протоколе. На долю 124 государств, которые на данный момент ратифицировали договор (среди них и Украина), приходится около 44%. С присоединением России (почти 18% выбросов) эта цифра увеличивается до 62%. Однако доля Соединенных Штатов, отказывающихся участвовать в процессе, наибольшая. Она составляет 35%.

Помимо экологического фактора, который заложен в основу этого международного документа, протокол являлся также предметом политических и экономических игр между странами. Так, Россия неоднократно обещала ратифицировать Киотский протокол, но каждый раз оттягивала этот момент.

Лишь после достижения в мае соглашения с ЕС о вступлении России в ВТО Путин дал понять, что он в скором времени собирается ратифицировать документ о защите атмосферы. Его советник по экономическим вопросам Илларионов горячо возражал против этого шага и даже сравнивал его последствия для России с Освенцимом и ГУЛАГом. Сейчас г-н Илларионов, считающий, что планы Путина об удвоении ВВП до 2010 года оказалась под угрозой срыва, говорит о «вынужденном политическом решении» в пользу ЕС.

В то же время президент Европейской комиссии Романо Проди высказал надежду, что после решительных действий России, свое отношение к Киотскому протоколу пересмотрит также и Америка.

Почти за год до этого, 4 февраля 2004 года, протокол был ратифицирован Верховной Радой Украины. Наша страна стала 121-й в списке подписавшихся. Как указывалось тогда на сайте «Киевского центра политических исследований и конфликтологии», это решение принесло Украине определенные выгоды. Дело в том, что, ратифицировав Киотский протокол, наша страна получила возможность реализовать неиспользуемые ею квоты по выбросам парниковых газов в атмосферу на общую сумму до $2,5 млрд. В рамках соглашения, украинская квота была установлена на уровне объемов выбросов в атмосферу в 1990 году. Однако, вследствие экономического спада 90-х, имевшего последствиями сокращение промышленного производства, украинские выбросы оказались существенно меньше выделенных квот. Таким образом, на практике получилось, что Украина ничего в принципе уменьшать не должна (могла бы и увеличить), а разницу между квотой и фактическими выбросами может с выгодой для себя продавать другим странам, что предусматривается этим документом.

Однако, если Украина имеет все шансы заработать на желании стран ЕС и Японии улучшить экологическую ситуацию на планете, то для индустриально развитых стран Киотский протокол означает лишь увеличение затрат на экологию, ибо, согласно ему, за экологический ущерб, нанесенный планете, страны должны платить. Потому-то крупнейшие загрязнители окружающей среды в лице России и США не стремились ставить свои подписи под документом.

Украинские специалисты нашли способ сбалансировать прибыль от квот и убытки, которые подписание протокола нанесет промышленности. Весной министр охраны окружающей среды Сергей Поляков по результатам ратификации протокола заявил, что «страна может привлечь до $1,5 млрд. инвестиций. Если эти средства вкладывать в модернизацию производства, то Украина сможет обеспечить себе возможность развития и вместе с тем сократить выбросы в атмосферу».

Тогда же Российская Федерация еще наотрез отказывалась присоединяться к Киотскому протоколу. Так, 5 февраля сайт «Евроклимат» процитировал заявление заместителя министра иностранных дел РФ Лосюкова о том, что Россия не должна жертвовать своими интересами ради общего блага: «Важно решить этот вопрос таким образом, чтобы не поставить нашу страну в невыгодное положение по отношению к другим странам, которые в этом протоколе участвуют – или, наоборот, не участвуют», – заявил он. Теперь этот вопрос, видимо, удалось решить надлежащим образом.

Тем временем парниковый эффект от выбросов углекислого газа все сильнее влияет на нашу планету. Ученые предсказывают, что к концу XXI века на Земле совсем не останется ледников. Это будет для человечества сигналом общей тревоги: огромные площади суши уйдут под воду, а горные реки, питающие водой миллиарды людей, пересохнут. Эта тревога нашла свое визуальное воплощение в успешно демонстрировавшемся в мировых кинотеатрах фильме «Послезавтра», авторы которого попытались заставить человечество задуматься о том, что такая угроза реальна, причем не когда-то потом, а уже в ближайшем будущем.

И, несмотря на то, что сегодняшние экономические интересы для сильных мира сего куда важнее завтрашних экологических проблем, возможности договариваться и решать этот вопрос на взаимовыгодных условиях существуют. И сегодняшнее решение президента России служит тому подтверждением.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам