А Ирландия против!

В отличие от неурожайного прошлого года, в этом году Украина купается в зерне. Что радует всех нас и огорчает патриотов тех стран, на которые приходится наибольший экспортный удар. Например, стало известно, что ирландская организация «Шинн Фейн» – политическое крыло Ирландской Республиканской Армии, призывает правительство Великобритании защитить страну от импорта украинской пшеницы…

Как сообщает радио «Свобода» со ссылкой на газету «Белфаст Телеграф», ирландские республиканцы считают, что увеличение импорта украинской пшеницы может снизить цены на зерно, и не только внутри страны, и призывают правительство к немедленным действиям.

«Большие корабли с пшеницей из Украины приходят в доки Белфаста и Варренпойнта, а также импорт из Восточной Европы может уменьшить цены на внутреннем рынке зерна», – цитирует газета пресс-секретаря партии по вопросам равноправия и прав человека Катрин Руэйн. Она также отметила, что фермеры 32 стран серьезно обеспокоены по поводу некоторых аспектов торговли украинским зерном, а также потенциального влияния, которое она будет иметь на сельскохозяйственное производство.

Кроме того, один из лидеров еще одной уважаемой политической силы – Республиканской партии Ирландии – Мартин Феррис также выступил с обращением относительно возможных последствий импорта украинского зерна Ирландией.
w
В своем обращении депутат заявил, что им были направлены письма министру сельского хозяйства и министру торговли Ирландии с просьбой оценить возможные последствия импорта зерна из Украины с целью последующей реализации фермерам для использования в качестве корма. Таким образом, импорт украинского зерна может снизить внутренние цены на зерно и привести к уменьшению доходов ирландских фермеров.

Также ирландский политик заявляет, что у него нет уверенности в качестве зерна украинского происхождения, так как неизвестно, какие именно химические добавки использовались в процессе производства зерна в нашей стране. Однако складывается мнение, что вопросы качества продукции выступают в этом вопросе лишь второстепенным фактором. А глубинные причины «атак» на украинское зерно лежат в совершенно иной плоскости.

Первая из них – конкуренция. Если верить коэффициенту средней урожайности пшеницы в странах ЕС и в Украине в 2004 году, который рассчитывался на основе суммарной урожайности озимых и весенних (яровых) сортов в среднем по стране, то Ирландия занимает первое место с показателем 95,2. Далее идут Нидерланды (85,2), Бельгия/Люксембург (81,8), Великобритания (80) и Германия (78,1). Украина находится во втором десятке, после Финляндии, Литвы, Швеции и прочих, явно не аграрных стран. У нас указанный выше коэффициент составляет 27,3.

Другими словами, получается, что продуктивность работы ирландских и английских фермеров в несколько раз выше, чем наших, что гораздо больше влияет на показатель урожайности, уровень агрокультуры в стране, чем состав почв и климатическая зона. Вместе с тем наша страна в количественном отношении собирает на своих черноземах больше пшеницы, чем эффективные Ирландия и Нидерланды. В 2004 году производство пшеницы в Великобритании ожидается на уровне 14-16 млн. тонн. Этого явно недостаточно, чтобы прокормить Ирландию и Британию. С другой стороны, перед чересчур эффективными фермерами стоит дилемма: если зерна будет много и цена на него упадет, они не смогут окупить затраты на свое высокоразвитое зернопроизводство. Если его будет мало, народу придется экономить на дефицитных тостах и крекерах. Зато фермеры без прибыли не останутся. Таким образом, протекционистские настроения в аграрной среде год от года крепчают, и политики, улавливая эту тенденцию, стараются им подыгрывать.
Возникает вопрос, почему популистский гнев обрушился именно на украинцев, а не на других экспортеров? Ведь по сравнению с аргентинскими, американскими или даже российскими поставками весомая часть нашего зерна вовсе не угрожает затопить трепетный ирландский рынок. В частности, заместитель генерального директора Украинской зерновой ассоциации Владимир Лапа отметил, что прогнозы экспорта Украиной зерна в 2004/2005 маркетинговом году колеблются от 6 до 8 млн. тонн. Кроме этого, в Европе существует квота на импорт зерновых культур, больше которой Украина не сможет ввезти.

Ответ достаточно прост: уважать себя надо, господа трейдеры. За несколько урожайных лет Украина нажила недобрую славу основного «демпингового» экспортера на мировом рынке зерна. Вопрос даже не в том, сколько мы продаем, а по каким ценам. То есть при желании, да еще совместно с российскими коллегами, украинские экспортеры могут не столько насытить рынок Туманного Альбиона и прилегающих к нему территорий, сколько поколебать ценовой штиль здесь. Что, естественно, не нравится местным фермерам, которым их высокоинтесивная хозяйственная деятельность, как сказано выше, дорого обходится.
Кстати, именно демпинговые цены, по которым продается наше зерно, вызывают скандалы вокруг его качества. Упомянутый выше Владимир Лапа в ответ на замечания о химикатах неизвестного происхождения заявил, что в Украине средства агрохимии используются намного меньше, чем в развитых странах, ЕС и США. «По моему мнению, чистота украинского зерна не подлежит сомнению. В плане чистоты от химии оно даст фору многим производителям, признанным в мире. К сожалению, это не какая-то стратегия, просто наши производители еще не способны закупить необходимое количество средств защиты растений и минеральных удобрений», – заявил Лапа. А опасения относительно того, что Украина может завалить дешевым зерном 32 страны мира, представитель украинских экспортеров назвал «сильно преувеличенными».

Однако уместным будет припомнить проблемы, возникавшие с признанием качества украинской пшеницы в прошлые годы. Например, в отношениях с Бразилией, которая в 2002 году ввела временный запрет импорта украинской пшеницы. Тогда на 11 украинских судах, которые ввезли зерно в порты этой страны, был введен карантин, снятый лишь после химической обработки пшеницы и дополнительных анализов. Грибок, насколько я помню, бразильцы не нашли. А вот канадцам это удалось. В ноябре того же 2002 года канадская служба инспекции продуктов питания нашла заболевание сажкой в четырех партиях украинской пшеницы. И тут же ввела долгосрочный запрет на импорт украинского зерна.

Тогдашний министр аграрной политики Украины Сергей Рыжук долго рассказывал трогательные истории, что экспортеры украинского зерна – нерезиденты – использовали при экспорте зерна в Канаду поддельные фитосанитарные документы. И что в правоохранительные органы переданы материалы по факту подделки документов на экспорт в Канаду зараженного грибком украинского зерна. Но это мало кого убедило здесь, а уж тем более за границей. Таким образом, при желании дискредитировать украинское зерно далеко ходить за примерами не приходится. Что ж, мы сами в этом виноваты…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам