Особое мнение

Джордж Буш-младший высказал свое мнение по поводу доклада комиссии Конгресса об обстоятельствах трагедии 11 сентября. Как и следовало ожидать, президент с законодателями не согласен, особенно в части связей Саддама Хуссейна и «Аль-Кайеды». Впрочем, признание правоты экспертов было бы для Буша и компании равносильно признанию того, что истинные цели «второй иракской войны» не имеют ничего общего с официально декларированными. Тем временем комиссия обнародовала новый доклад – на сей раз о состоянии сил ПВО и работе авиадиспетчеров. Как выяснилось, 11 сентября 2001 года пилоты истребителей искали в небе «русских»…

Буш прокомментировал мнение комиссии о том, что нет достоверных доказательств связей между Багдадом и бин Ладеном следующим образом: «Мы никогда не говорили, что нападения 11 сентября были организованы бывшим лидером Ирака, – сказал президент после заседания кабинета в Белом доме. – Но мы указывали на многочисленные контакты между Саддамом Хуссейном и «Аль-Кайедой». Например, агенты иракской разведки встречались с бин Ладеном в Судане». Как напоминает Би-Би-Си, комиссия в своем докладе не отрицала факт таких встреч, но утверждала, что они не вылились в практическое взаимодействие.

Тем временем комиссия, расследующая обстоятельства терактов 11 сентября, провела слушания по поводу того, как действовали в то роковое утро авиадиспетчеры и ПВО страны. Одновременно комиссия обнародовала свой 17-й предварительный доклад, который посвящен той же теме. Как явствует из доклада, 11 сентября 2001 года противовоздушная оборона Америки была рудиментарной и нацелена на отражение воздушной атаки извне, а не изнутри страны. С развалом Советского Союза ПВО США была сильно сокращена и состояла в утро терактов из семи аэродромов, на каждом из которых стояли на боевом дежурстве по два истребителя.

Угон четырех пассажирских авиалайнеров имел место в одном секторе ПВО Северной Америки – Северо-Восточном, штаб которого находится в Роуме (штат Нью-Йорк). В тот день он мог поднять истребители с двух аэродромов – с авиабазы Отис, принадлежащей Национальной гвардии США, и с базы ВВС в Лэнгли под Вашингтоном. Движением коммерческих и частных самолетов ведает Федеральное управление гражданской авиации, чьи диспетчеры, находящиеся в 22 центрах, в основном занимаются тем, что следят, чтобы находящиеся в воздухе самолеты находились на безопасном расстоянии друг от друга. Последний угон самолета произошел в США за восемь лет до этого – в 1993 году, но и у ПВО, и у авиадиспетчеров имелись инструкции на случай новых угонов.

Все инструкции исходили из трех посылок: что угнанный самолет будет легко распознать, и что он не будет пытаться исчезнуть; что будет достаточно времени на то, чтобы ЧП успели осмыслить на всех командных уровнях, и что будет иметь место стандартный угон, а не намерение превратить самолет в управляемый ракетный снаряд. 11 сентября все эти посылки оказались недействительными, и властям пришлось на ходу импровизировать в ситуации, с которой они никогда раньше не встречались и к которой они не были готовы.

Результатом была неразбериха, в которой диспетчеры потеряли один угнанный авиалайнер на целых 36 минут. О том, что творилось в ПВО, свидетельствуют показания пилота одного из F-16, поднятого в небо по тревоге 11 сентября. Как выяснилось, он не получил точную информацию о происходящем и решил, что «угроза исходит от русских». По данным комиссии, ведущий пилот сообщил об этом так: «Я вспомнил о русской угрозе… Я думаю об угрозе крылатой ракеты со стороны моря… Не было видно ни одного самолета, и никто нам ничего не сказал».

В заявлении комиссии сообщается также, что «утром 11 сентября в Вашингтоне не было ни одного принимающего решения лица, у которого была бы точная информация». Отсутствие точных сведений и координации касалось также приказа Белого дома военным летчикам сбивать самолеты, если они будут представлять собой угрозу. Согласно включенной в текст заявления комиссии стенограмме телефонного разговора между вице-президентом США Ричардом Чейни и министром обороны Дональдом Рамсфелдом, вице-президент думал, что поднятые по тревоге истребители сумели сбить «пару самолетов», угнанных террористами, но Рамсфелд в ответ заявил, что у военных такой информации не было.

Кроме того, оказалось, что глава Пентагона вообще не был поставлен в известность о выданном Белым домом разрешении сбивать пассажирские самолеты в случае подтверждения угрозы. Чейни «ошибочно полагал», что пилоты самолетов в небе над Вашингтоном получили соответствующее разрешение, в то время как на самом деле у американских военных царила «значительная неразбериха в отношении характера и результата приказа», отмечается в документе. По данным комиссии, военное командование не передало этот приказ «пилотам истребителей, круживших над Вашингтоном и Нью-Йорком».

Но даже если бы такой приказ дошел до пилотов, он бы ничего не изменил, потому что шедший на столицу самолет врезался в поле в Пенсильвании. Иначе он был бы над Вашингтоном через 10-20 минут. Комиссия отдала должное его пассажирам, которые узнали по сотовым телефонам о судьбе других угнанных авиалайнеров и набросились на угонщиков, чем спасли жизнь «бесчисленным другим людям» и уберегли от разрушения Белый дом или Капитолий. Кроме того, комиссия прослушала магнитофонную запись инструкций, которые угонщики давали пассажирам захваченных самолетов вскоре после того, как управление самолетами перешло к ним. Раньше слова террористов уже цитировались в прессе, но сама запись публично еще не звучала.

В 8:24 утра 11 сентября авиадиспетчер в Бостоне услышал в своей рубке переговоры из самолета компании «American Airlines», взлетевшего из бостонского международного аэропорта «Логан». Предположительно услышанный им голос принадлежал Мохаммеду Атта, возглавлявшему группу из 19 террористов, но в своем докладе, обнародованном вчера на открытом слушании, комиссия не указывает личности говорившего. «Мы захватили несколько самолетов. Сохраняйте спокойствие и все будет в порядке. Мы возвращаемся в аэропорт». Согласно докладу комиссии авиадиспетчер не слышал этого заявления полностью. Но буквально через несколько секунд поступила еще одна передача. «Всем оставаться на местах. Все будет в порядке. Если вы сойдете с места, вы подвергнете опасности себя и самолет. Сохраняйте спокойствие».

Захватчики сумели отключить в трех из четырех угнанных самолетов транспондеры – приемоответчики, по сигналу которых обычно ориентируются авиадиспетчеры. За самолетом можно следить и на экране радара, но на нем не видно, что это за машина и на какой она идет высоте. В конечном итоге истребители были подняты, но слишком поздно. Выступая на слушаниях в комиссии, глава Аэрокосмического командования Северной Америки генерал ВВС Ральф Эберхарт заявил, что если бы авиадиспетчеры немедленно сообщили его ведомству об угонах, то его летчики успели бы сбить похищенные самолеты.

Ряд членов комиссии отнеслись к его словам недоверчиво. Генерал заверил, что если бы события 11 сентября повторились сейчас, военные бы сбили все четыре угнанные авиалайнера. «Надеюсь, он прав», – заметил председатель комиссии бывший губернатор Нью-Джерси Том Кейн. В докладе комиссии отмечается одно светлое пятно: получив приказ, диспетчеры сумели быстро и без приключений посадить все 4500 самолетов, находившихся в воздухе над Америкой в то утро.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам